Туристический форум "Северная Пальмира" -2
II Санкт-Петербургский деловой туристический форум «Северная Пальмира» состоялся 27-28 сентября 2021 года. Ключевая тема форума: «Регионы России – навстречу друг другу!»
В форуме, который прошел в онлайн-формате, приняли участие более 3 000 человек. Более 50 признанных экспертов отрасли дали оценку текущей ситуации на рынке и спрогнозировали дальнейшее развитие событий.
Организатором мероприятия по традиции выступил Общественный совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, при поддержки НО «Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге», Комитета по развитию туризма и Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле.
Во Всемирный день туризма «Северная Пальмира - 2021» объединила 18 регионов. Форум открыли своими выступлениями председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, Елена Церетели и председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев.
Как отметила Елена Церетели, именно туристическая отрасль становится локомотивом выхода из пандемии: «Пандемия дала импульс к развитию внутреннего туризма. В Санкт-Петербурге проводится колоссальная работа, направленная на стимулирование этого процесса».
В своем обращении глава профильного комитета, Сергей Корнеев, напомнил, что Всемирный день туризма для Санкт-Петербурга стал общегородским событием с 2020 года и подчеркнул экономическую важность индустрии гостеприимства, которая сопряжена с 50 другими отраслями.
«Наша главная задача, и мы будем об этом говорить на форуме, сохранение работоспособности отрасли. Вторая задача – привлечь внимание туристов ко всем туристическим возможностям Санкт-Петербурга», - подчеркнул Сергей Корнеев. - «Текущий год подает надежды не только на восстановление туристических потоков, но и на дальнейшее развитие инфраструктуры».
Средний чек туриста в Петербурге достиг уже практически 38 тыс. рублей. Только за прошедшие полгода Северную столицу посетили в 2,5 раза больше туристов, чем в первый год пандемии. Санкт-Петербург закрепил позиции среди лидеров рынка внутреннего туризма, а по данным World Travel Awards Северная столица стала лучшим мировым культурным направлением.
Деловая программа первого дня Форума проходила в 3 потока и включала 8 круглых столов, 2 сессии с презентациями региональных туристических возможностей, мастер-классы, а также 6 мероприятий структурных подразделений регионального Центра «Мой бизнес», носящих прикладной характер.
В рамках деловой программы форума обсуждались возможные варианты развития отрасли и анализировались меры господдержки, «Промышленный туризм как инструмент улучшения имиджа города», тренды по цифровизации туристического бизнеса, «Международный туризм: как сделать регионы России привлекательными для иностранных туристов», деловой туризм.
Ключевым событием деловой программы Форума стало пленарное заседание. Его тема: «Туристическая индустрия: Государственные меры поддержки в новых экономических условиях». Выступая на пленарном заседании, глава профильного комитета Сергей Корнеев анонсировал 13-й национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства».
«Это выводит координацию сферы туризма на более высокий уровень», - отметил Сергей Корнеев, - «Что это значит для нас? Все субъекты Российской Федерации должны принять региональные проекты, соответствующие нацпроекту. Это дополнительная возможность расширить пакет мер поддержки для развития туризма».
Руководитель аппарата Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге, Константин Тимохин, в своем выступлении обратил внимание на новые требования к экскурсоводам и гидам, которые с 1 июля 2022 года обязаны пройти аттестацию.
«В 2021 году была решена многолетняя проблема, связанная с недостаточной регламентацией деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков, а также с механизмом контроля качества предоставляемых туристических услуг», - резюмировал спикер.
Туризм – важный инструмент обмена культурным опытом и налаживания межрегиональных деловых связей и имеет важное значение для экономики Санкт-Петербурга. На этом в своем выступлении сделал акцент Сергей Кузин, начальник Управления развития предпринимательства Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле города.
«В Петербурге отрасль представлена 3,5 тысячами субъектов малого и среднего бизнеса», - сообщил Сергей Кузин, - «В городе работают порядка 1 200 гостиниц и отелей и около тысячи турагентств – это существенный пласт предпринимателей, которые заинтересованы в поиске новых решений для своего развития».
О таких решениях рассказали в ходе пленарного заседания сами предприниматели. Денис Аврамчук, владелец компании «А-Глэмп», организовал 2 года назад в Ленинградской области новый вид отдыха на природе, где сочетаются, казалось бы, несовместимые вещи: удобства полноценной городской жизни с духом и атрибутами похода и классического туризма.
Совладелец федеральной сети отелей и апартаментов «Сокрома», Дарья Ковалевская, сообщила, что в пандемию Sokroma Hotels Group одним из первых внедрил такую практику как бесконтактное заселение гостей, и удержал тем самым процент заполняемости апартаментов на отметке 85%.
Переориентация на решение задач внутреннего туризма помогла «СканТур» сохранить лидирующие позиции на северо-западном рынке туроператоров, поделилась Анастасия Трушина, директор по развитию компании.
Главным итогом Форума стала разработка проекта Резолюции, которая объединила инициативы профессионального сообщества из 18 субъектов Российской Федерации. Как сообщила модератор пленарного заседания, Елена Церетели, предложения участников Форума направлены на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства сферы туризма, а также содержат рекомендации по совершенствованию деятельности в сфере организации и развития туризма. Итоговый документ после обсуждения и анализа будет направлен для ознакомления в профильные Комитеты и губернатору Санкт-Петербурга Александру Беглову.
В поддержку деловой программы второго туристического форума «Северная Пальмира» 28 сентября 2021 года впервые состоялся пресс-тур по уникальным туристическим локациям Санкт-Петербурга.
В мероприятии приняли участие 14 журналистов из ведущих деловых изданий и бизнес-порталов города, а также блогеры. Проект поддержали «Ведомости», «Деловой Петербург», «Петербургский дневник», «Экономика сегодня», «Агентство бизнес новостей», «Мойка 78», «Свое дело .Плюс», «Бизнес. Наше время» и других СМИ.
Местом сбора представителей средств массовой информации стал дополнительный офис Центра «Мой бизнес» в Санкт-Петербурге на улице Энергетиков, 3. В программу пресс-тура вошли: Музей железных дорог России, интерактивное пространство «Мир на ощупь», Артмуза - музей современного искусства, Этнопарк «Русская деревня «Шуваловка».
МУЗЕЙ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ РОССИИ
В Санкт-Петербурге лучшие в стране транспортные экспозиции, и еще место прописки одного из крупнейших технических музеев мира - Музея железных дорог России. Этому уникальному выставочному пространству всего 4 года. Музей расположен на территории более 50000 квадратных метров. Это больше, чем Дворцовая и Красная площади. Маршруты экскурсий проходят через коллекцию редких и легендарных паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники. Исторические артефакты соседствуют с действующими моделями, интерактивными инсталляциями и залами для временных выставок, образуя необычное и увлекательное музейное пространство. Экскурсию для журналистов провел Павел Дунаев, начальник научно-просветительского отдела музея. Время пандемии здесь использовали для создания VR проектов, которые в интернете набрали миллионные просмотры. Когда ограничения сняли, музей посетило рекордное число туристов, с гордостью вспоминали сотрудники музея.
МИР НА ОЩУПЬ
Следующая точка маршрута - «Мир на ощупь». Этот масштабный социальный проект родом из Петербурга. Его главная задача помогать незрячим людям. В проекте задействованы порядка 50 человек с особыми потребностями. Туристы во время экскурсии в кромешной тьме посещают жилую комнату, улицу с оживлённым движением, рынок с его гастрономическим ароматами, тактильный музей с достопримечательностями Санкт-Петербурга и кафе, где можно заказать различные закуски и пообщаться с незрячим гидом. Руководит проектом петербуржец Анатолий Мовшович. На встрече с журналистами он рассказал, как родилась идея организовать такое необычное предприятие.
«Я учился в Израиле и познакомился с незрячим молодым человеком, который рассказал мне о своей жизни. Так появилась идея создать проект, где бы незрячие люди смогли делиться своим жизненным опытом, а самое главное – продвигать активный образ жизни. Мы не рассказываем здесь про грустную жизнь, наоборот, это история про то, как познать себя и свои возможности», – рассказал журналистам Анатолий Мовшович.
На вопрос, как «Мир на ощупь» пережил пандемию, Анатолий Мовшович ответил коротко – хорошо пережил: «Мы всегда мечтали переехать в центр города для того, чтобы быть ближе к туристам. В пандемию эта мечта осуществилась».
АРТМУЗА И РУССКАЯ ДЕРЕВНЯ ШУВАЛОВКА
Настоящим открытием пресс-тура стала достопримечательность под названием «Артмуза». Это музей современного искусства и творческий кластер. Встречал и проводил экскурсию для журналистов генеральный директор арт-пространства Сергей Бельтюков.
«Это бывший завод музыкальных изделий, который производил гитары», –рассказал журналистам Сергей Бельтюков – «С 2013 года он стал творческим кластером. За эти годы мы провели порядка 800 выставок со свободным входом. Люди могут прийти и бесплатно их посмотреть. Каждый месяц – ротация».
Сегодня «Артмуза» - это 13 тысяч квадратных метров галерей, мастерских и творческих лабораторий. Среди резидентов - известные в городе художники, скульпторы, актеры. По словам Сергея Бельтюкова в период локдауна потерь не произошло, в основном за счет снижения арендной платы.
Русская деревня Шуваловка стала конечным пунктом пресс-тура. Этнопарк, следуя за трендами туристическим рынком, нашел свою нишу в сегменте экотуризма. Иностранных туристов теперь здесь практически не встретишь, зато провести вместе с семьей выходной на природе приезжают со всей России. Познавательную историческую экскурсию по деревне с посещением этнографической избы провели и для журналистов. И, как водится на Руси, не отпустили без чарки и русских щей.
Поддержку пресс-туру «Северная Пальмира» оказала компания «Драйв-тур» - заказные пассажирские перевозки.