Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Законопроект о госконтроле: финальное обсуждение

27.07.2016
Законопроект о госконтроле: финальное обсуждение

Большая часть ключевых замечаний экспертов, предпринимателей и представителей надзорных органов к законопроекту о государственном и муниципальном контроле и надзоре будет учтена в итоговой версии документа. 

Снятие оставшихся разногласий продолжится на площадке Правительства после внесения документа в кабмин, запланированного на 1 августа. Дорабатываться законопроект будет и на площадке Госдумы. Замечания и предложения к документу рассматривались 26 июля на совместном заседании Правительственной подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов власти и межведомственной рабочей группы по разработке законопроекта под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова.

Межведомственная рабочая группа, которую возглавил Михаил Абызов, была создана во исполнение поручения Президента РФ для координации работы над основополагающим законопроектом о контроле и надзоре.

У нас за прошедшие 2 месяца редакционная группа работала достаточно напряжённо и регулярно, формат в целом себя оправдал. В рамках этого формата удалось консолидировать обсуждение основных замечаний и предложений. В целом, и по характеру обсуждения, и по тексту документа мы очевидно сильно продвинулись. На сегодняшний день у меня есть понимание и с учётом позиции бизнеса, и с учётом позиции контрольно-надзорных органов, что этот закон действительно развивает государственные и общественные правоотношения в части государственного и муниципального контроля и надзора, а не наоборот. Ещё полгода назад имела место достаточно эмоциональная позиция — лучше не принимать ничего, чем принимать такое. Сейчас мы пришли к общему мнению, что это шаг вперёд», — сказал Михаил Абызов.

За последние несколько месяцев над законопроектом была проведена большая работа, подтвердил заместитель министра экономического развития РФ Савва Шипов. По многим вопросам удалось найти решения, которые устроили как контролёров, так и бизнес.

Если говорить о цифрах, мы провели совещания со всеми федеральными органами исполнительной власти, неоднократно встречались с представителями бизнес-сообщества, экспертного сообщества. У нас было проведено 7 совещаний общей продолжительностью около 30 часов. Мы получили позиции от 26 органов исполнительной власти, из них 5 органов законопроект согласовали без замечаний. Поступило 234 замечания, 73%, или 171 замечание, удалось урегулировать в ходе работы, проведённой в июле. Мы прошли ключевые вопросы, и я считаю, что позиции сблизились и по концептуальным вопросам договорились», — сказал представитель Минэкономразвития.

В то же время около 27% разногласий, многие из которых носят рабочий характер, по словам Саввы Шипова, пока снять не удалось. Принципиальные замечания касаются вопросов исключения отдельных видов контроля и надзора из законопроекта, есть также вопросы по финансированию реализации законопроекта, замечания по финансовым вопросам, касающиеся реализации требований. Больше всего разногласий — с Минфином и подконтрольными ему органами.

Налоговые и таможенные отношения не должны регулироваться общим законом о госконтроле, считают в Минфине и Федеральной налоговой службе. Для этого достаточно положений Налогового кодекса, уверены там. В свою очередь, Минэкономразвития заверяет, что законопроект даёт возможность встроиться в него всем органам власти, которые осуществляют контроль, — текущая версия документа максимально заточена на учёт особенностей и опыта всех ведомств. Михаил Абызов предложил для снятия этих противоречий сначала разобраться в технологических вопросах и учесть существующие новации и практики налогового и таможенного администрирования в разрабатываемом законе.

В ФНС выступили против согласования с Генпрокуратурой своих решений о проведении проверок в случае распространения законопроекта на деятельность службы. В ответ на что Михаил Абызов напомнил, что по итогам прошедшего 22 июля совещания с членами Правительства глава государства лично поручил Генпрокуратуре подготовить предложения по расширению её полномочий в части согласования плановых и внеплановых проверок в области налогового и таможенного контроля и надзора.

У РСПП остаются замечания к законопроекту в части проверок предприятий, входящих в состав саморегулируемых организаций (СРО). В случае распространения внеплановых проверок на членов СРО с обязательным членством есть риск дублирования контроля, считает вице-президент РСПП Александр Варварин. Михаил Абызов поручил вынести этот вопрос на отдельное совещание.

Ещё один вопрос, требующий отдельного, более детального обсуждения, — это организация регионального и муниципального контроля и надзора. До сих пор акцент делался на федеральный госконтроль, указал министр.

Вице-президент «Опоры России» Марина Блудян обратила внимание на проблемы организации надзора в сфере трудовых отношений. Сейчас, по её словам, действует 75 тыс. документов в области трудовых отношений, многие из которых устарели, однако Трудовой кодекс не отменяет предыдущих требований. Михаил Абызов напомнил, что с 1 января 2017 года будет запрещено использовать нормативные акты СССР и РСФСР в сфере контроля и надзора. Он поручил Минтруду и Роструду в течение 10 дней подготовить предложения по устранению устаревших требований и внести их в подкомиссию.

Что касается финансового обоснования законопроекта, то, по мнению Минэкономразвития, о конкретных цифрах пока говорить рано. Михаил Абызов попросил представителей контрольно-надзорных ведомств и курирующих их министерств, у которых уже есть какие-либо экономические расчёты, связанные с дополнительными затратами по исполнению закона, представить их в Минэкономразвития.

То, что мы находимся в разной стадии подготовки кадров и развития информационной инфраструктуры — это для всех очевидно. Для этого необходимы деньги — с законом или без закона. Надо смотреть, каким образом это отражать при планировании государственных расходов», — сказал Михаил Абызов.

Разногласия, которые остаются по законопроекту, должны быть заявлены в проекте закона и в соответствии с регламентом Правительства урегулированы, подчеркнул министр. Федеральные органы исполнительной власти должны будут в течение двух дней представить в Минэкономразвития подписанные таблицы разногласий. Разногласия бизнес-объединений Михаил Абызов поручил оформить в соответствии с регламентом Правительства в виде разногласий Экспертного совета при Правительстве РФ и внести от имени министра в виде таблицы разногласий в Минэкономразвития для учёта при внесении в Правительство.

Ключевая задача Минэкономразвития по результатам сегодняшнего обсуждения — максимальное количество замечаний и разногласий учесть и отразить в тексте законопроекта. Остальные решения мы будем принимать в рамках обсуждений на заседании Правительства и после внесения в Государственную думу. Формат рабочей группы я считаю необходимым сохранить вплоть до второго чтения законопроекта», — сказал Михаил Абызов.

Участники заседания также обсудили ключевые показатели результативности стратегического направления «Реформа контрольной и надзорной деятельности» в рамках работы созданного при Президенте Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Процесс их обсуждения будет продолжен в течение трёх недель, более того, к нему будут подключены регионы и филиалы бизнес-ассоциаций, а также госорганы.

Мне нужна экспертиза с места для получения наиболее востребованных задач с точки зрения людей, которые управляют предприятием. Но сначала нам необходимо пройти цикл обсуждения показателей эффективности с государственными органами, которые должны будут вместе с нами эту задачу реализовывать», — подчеркнул министр.

Предварительно Экспертный совет при Правительстве разделил КПЭ на три основные группы: показатели перехода на риск-ориентированный подход, показатели снижения административного давления на бизнес и снижения уровня коррупции при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Необходимо найти сбалансированную систему показателей, чтобы они были ориентированы не только на бизнес, но преследовали цели защитить общественные интересы, и чтобы была возможность оценить их в динамике и как-то подсчитать. В ближайшее время мы будем обобщать все предложения и пытаться свести к общему знаменателю. Приглашаем принять участие в дискуссии», — сказал член Экспертного совета Александр Брагин.

Система управления новыми национальными проектами, такими как реформа контроля и надзора, подразумевает, что от достижения показателей эффективности будет зависеть величина вознаграждения чиновников и будет определяться персональная ответственность за результат. Это касается и контрольно-надзорной деятельности, подчеркнул Михаил Абызов.

С одной стороны, мы должны показать общественно значимый результат для экономики и для бизнеса — снизить издержки и давление. С другой стороны, за счёт перехода на риск-ориентированную модель и концентрации контроля и надзора на объектах с повышенным риском и потенциалом угроз продемонстрировать снижение динамики вреда, причиняемого в результате неисполнения системы требований», — заключил министр.

 

Источник: Открытое Правительство. 

Все новости

Важные новости