Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Проектный комитет одобрил планы по реализации 8 направлений реформы госконтроля

01.02.2017
Проектный комитет одобрил планы по реализации 8 направлений реформы госконтроля

Проектный комитет приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» 27 января  2017 года рассмотрел и в целом одобрил планы реализации 8 направлений реформы.

Паспорта проектов разрабатывались в сотрудничестве с бизнес-сообществом и получили положительные заключения Общественно-делового совета при комитете. Общий паспорт приоритетной программы был утверждён в конце декабря на заседании президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Старшим должностным лицом, курирующим реализацию программы, является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Основные задачи реформы госконтроля — сокращение административного давления на бизнес и повышение безопасности государства и общества за счёт повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности. На достижение этих целей направлены 8 проектов, из которых складывается приоритетная программа: переход на риск-ориентированный подход с концентрацией проверок там, где выше риски для безопасности граждан; создание системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; усиление профилактики нарушений; систематизация обязательных требований, которые проверяют инспекторы; совершенствование кадровой политики; противодействие коррупционным проявлениям; информатизация госконтроля, а также повышение качества надзора на региональном и муниципальном уровнях.

Паспорт каждого из этих проектов содержит целевые показатели, которые должны быть достигнуты в конкретные сроки, а также описания мероприятий, которые будут реализованы на том или ином этапе реформы. Мероприятия каждого из проектов при этом согласованы друг с другом. В реализации приоритетной программы пока участвуют 12 федеральных контрольно-надзорных органов: МВД, МЧС, ФАС, ФНС, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Росздравнадзор, Ространснадзор, Росприроднадзор, Роструд, Ростехнадзор и ФТС. В будущем этот список планируется расширять.

Один из ключевых проектов реформы — внедрение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности. Ответственным за это направление является Минэкономразвития. Перейти на проведение плановых проверок по новой модели необходимо уже в ближайшие годы — доля плановых проверок, проведённых с учётом риск-ориентированного подхода, должна в 2017 году составить 10%, в 2018 — 90%, а в 2019 — уже 100%. Ключевыми задачами на 2017 год станут выработка критериев отнесения объектов к категориям риска, составление списков подконтрольных объектов и формирование планов проверок на 2018 год с учётом нового подхода. В 2017 году будет утверждён Стандарт зрелости ведомственных систем управления рисками, в 2018 году будет внедрена динамическая модель управления рисками, то есть станет возможным перевод объектов из одной категории в другую. На заключительном этапе реформы заработает система «умного госрегулирования».

Сейчас уровень погружения в суть реформы среди сотрудников некоторых контрольно-надзорных органов, которым предстоит непосредственно применять риск-ориентированный подход, достаточно низкий, указал Михаил Абызов.

Он также обратил внимание на то, что до сих пор нет полной картины по 12 ведомствам, участвующим в приоритетной программе, — какие принципы и какие критерии будут лежать в основе распределения объектов по категориям риска. Это огромная информационно-аналитическая работа, подчеркнул Михаил Абызов.

С переходом на риск-ориентированный подход тесно связан проект по внедрению комплексной системы профилактики нарушений на проверяемых объектах, за который также отвечает Минэкономразвития. К концу 2020 года должен быть полностью внедрён Стандарт комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Проект предполагает, что уже с 2017 года ежеквартально будет проводиться «разбор» контрольно-надзорных мероприятий с участием бизнеса, представителей КНО (контрольно-надзорных органов) и средств массовой информации. Для этого будут проводиться публичные балансовые мероприятия как в центральном аппарате госорганов, так и в их территориальных подразделениях в регионах.

Михаил Абызов намерен лично принять участие в балансовых мероприятиях ряда терорганов по итогам первого квартала текущего года. С такими визитами министр планирует посетить Татарстан, Ульяновск, Тулу, Калининград и Ярославль. В рамках этих поездок будут обсуждаться и общие вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности на уровне регионов.

Что касается проекта по внедрению системы результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, то в рамках этого направления уже к концу 2017 года планируется утвердить перечни показателей результативности и эффективности и их значения по видам контроля и надзора. А к концу 2018 года будут разработаны и внедрены механизмы сбора достоверных данных для расчёта этих показателей с использованием информационных систем. К концу 2019 года новая система будет использоваться, в том числе, для мотивации инспекторов: их работа должна быть ориентирована на снижение ущерба для государства и общества, а не на выписывание штрафов.

Наиболее трудоёмкий проект реформы — систематизация и сокращение количества обязательных требований, которые надзорные органы предъявляют к бизнесу. За этот проект отвечает Минюст. Уже к концу февраля 2017 года на официальных сайтах ведомств должны быть размещены исчерпывающие перечни нормативных актов, которые содержат такие требования. А к концу 2020 года по всем видам контроля должны быть сформированы проверочные листы с наиболее значимыми требованиями с точки зрения обеспечения безопасности. Главная задача — снижение административной нагрузки на поднадзорные субъекты и выведение из «серой зоны» большого количества обязательных требований, которые связаны с большими издержками и не влияют на уровень безопасности. При этом необходимо обеспечить соблюдение баланса интересов между бизнесом и государством.

Эта работа в приоритетном порядке будет вестись по 5 сферам бизнеса и по 5 видам контроля: розничная торговля, общественное питание, производство продуктов питания, операции с недвижимым имуществом и пассажирские перевозки автотранспортом, пожарный надзор, надзор в области промбезопасности, санэпиднадзор, ветеринарный и фитосанитарный, экологический надзор, а также надзор в сфере трудового законодательства и в сфере обращения лекарственных средств.

Несмотря на то, что паспорт проекта, представленный Минюстом, в целом получил одобрение, его поручено доработать до 1 февраля, устранив элементы, которые юридически противоречат действующему законодательству, а также уточнив некоторые формулировки.

Реформа контрольно-надзорной деятельности также предполагает совершенствование кадровой политики, соответствующий паспорт проекта подготовлен Минтрудом. Он предусматривает внедрение процедуры аттестации руководителей и заместителей руководителей надзорных органов, централизованный отбор на замещение должностей, разработку и внедрение стандартов кадрового менеджмента с учётом международной практики корпоративного управления, внедрение механизмов мотивации инспекторского состава, а также комплексный аудит операционных и управленческих процессов в надзорных ведомствах, обучение персонала, в том числе дистанционного, а также тестирование сотрудников. Реализация этих мероприятий начнётся уже в 2017 году.

Минтрудом также разработан паспорт проекта по профилактике коррупционных нарушений при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Он предусматривает утверждение к концу августа 2017 года надзорными ФОИВами карт коррупционных рисков с привлечением общественности, экспертного сообщества и предпринимателей. Затем будет подготовлен комплекс мероприятий по их минимизации. Один из показателей паспорта — ротация служащих, соответствующие методрекомендации должны быть готовы к концу ноября текущего года. Кроме того, не менее 30 тыс. федеральных госслужащих ежегодно будут проходить обучение по вопросам профилактики коррупции.

К профилактике коррупции нужно активнее привлекать предпринимательское сообщество, мобилизовать его потенциал для предотвращения коррупционных рисков и своевременного выявления «болевых точек», подчеркнул Михаил Абызов. Он напомнил, что ещё в 2012 году крупнейшие деловые объединения подписали антикоррупционную хартию. По мнению министра, бизнес-объединениям нужно последовать примеру госсектора и исключать из своих рядов недобросовестные предприятия, руководство которых ранее совершало коррупционные нарушения.

Проект по информатизации и автоматизации контрольно-надзорной деятельности носит сквозной характер и так или иначе затрагивает все направления реформы. Доля видов надзора, по которым доступно взаимодействие через «личный кабинет», в 2017 году должна составить 15%, в 2018 — 50%, а в 2020 — уже 100%. При этом к 2020 году 80% проверяемых должны быть удовлетворены качеством электронных сервисов. В рамках проекта будет создана единая информационная система контрольно-надзорной деятельности, доработан функционал Единого реестра проверок. В госконтроле начнут использовать облачные технологии и Big data.

Для синхронизации реформы госконтроля на федеральном и региональном уровнях разработан проект по повышению качества контрольно-надзорной деятельности на региональном и муниципальном уровне. Согласно паспорту этого направления, все документы, необходимые для оптимизации и повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности, должны быть приняты уже в текущем году. Регионы, по данным Минэкономразвития, уже высказали опасения, что не успеют выполнить все требования в указанные сроки и просят их перенести.

Корректировка сроков возможна только через принятие соответствующего решения Президента, пояснил Михаил Абызов. Он предложил в течение первого полугодия проанализировать вместе с регионами, насколько мероприятия реализуемы в установленные сроки, и при необходимости подготовить предложения по их корректировке. Однако он выступил против переноса сроков перехода на риск-ориентированный подход в регионах. Также министр призвал наладить обмен лучшими региональными практиками по совершенствованию контроля и надзора.

Не согласен, что мы должны растянуть на 2 года распределение объектов по категориям риска и формирование плана проверок на 2018 год без пилотного этапа определения проверок на 2018 год региональными надзорами на основании понимания уровня угроз и рисков. Здесь необходимо взаимодействовать с Агентством стратегических инициатив в рамках их форматов обсуждения лучших практик, рейтинга инвестиционной привлекательности регионов, одной из составных частей которого является качество регионального надзора. И, в том числе, обеспечить соответствующий модуль в их образовательных программах, которые они реализуют совместно с РАНХиГС по обсуждению лучших практик», — сказал Михаил Абызов.

Вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности будут обсуждаться на площадках почти двух десятков рабочих групп по отдельным видам контроля и надзора.

До 1 марта должны быть утверждены 12 ведомственных планов по реформированию контрольно-надзорной деятельности, вошедших в приоритетную программу на первом этапе, в которых все эти направления работы будут отражены с учётом их специфики.

Источник: Открытое Правительство. 

Все новости

Важные новости