Итоги практики антимонопольного контроля проведения торгов по отбору региональных операторов по обращению с ТКО
По результатам конкурентных процедур определены региональные операторы по обращению с отходами в 59 субъектах, 26 регионам предстоит завершить переход на новый формат работы в этом году.
Сегодня в рамках реформирования системы управления отходами соглашения с региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) должны заключаться на конкурентной основе, а именно по итогам проведения торгов. Победу на торгах, проводимых органами власти субъекта, одерживает организация, предложившая наилучшие условия. Контроль за порядком проведения торгов возложен на антимонопольную службу.
В 2018 году ФАС России рассмотрела 69 жалоб на действия организаторов торгов при отборе региональных операторов по обращению с ТКО. Жалобы поступили на конкурсные процедуры, проходившие в 27 субъектах Российской Федерации.
При выявлении ряда грубых нарушений Правил обращения с отходами и отраслевого законодательства ФАС России выдавала предписания об отмене торгов или внесении изменений в конкурсную документацию. Всего было выдано 25 предписаний, в том числе отменивших 11 торгов.
«Результаты торгов отменялись лишь в самых крайних случаях, а именно когда нарушения, допущенные организаторами, существенно влияли на результат торгов и не позволяли участникам сделать предложения с наилучшей ценой и качеством, а организатору, следовательно, выбрать такое предложение», - подчеркнул заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
В числе наиболее распространенных и грубых нарушений, выявленных на торгах по отбору региональных операторов:
- Установление в конкурсной документации минимального размера стоимости услуг оператора. Конкретизация цены не позволяет потенциальным участникам конкурса предложить свои услуги по меньшей стоимости, а организатору получить наилучшее предложение по цене;
- Включение в проект соглашения обязанности регионального оператора по строительству объектов по обращению с ТКО, что нарушает права таких организаций, поскольку законодательно за ними закреплены обязанности исключительно по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению отходов. Осуществление строительства объектов обращения с ТКО не входит в круг их обязательств, определенных законом;
- Отказ организациям в допуске к торгам по непредусмотренным законодательством основаниям. Подобные действия организаторов ограничивает конкуренцию на торгах и не позволяют получить выгодное предложение на лучших условиях;
- Недостаток сведений в конкурсной документации, требуемых в соответствии с законодательством, приводит к невозможности потенциальных участников конкурса сформировать заявку, осуществить расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора и сделать конкурентное предложение.
«Нарушения, допускаемые организаторами торгов, нерешенные отраслевые проблемы в регионах, тормозят процесс конкурентного отбора региональных операторов. Сегодня операторы по обращению с отходами определены в 59 субъектах, ранее к 1 января 2019 года все субъекты должны были провести эти процедуры. В конце года сроки были изменены. Оставшимся 26 регионам предстоит завершить переход на новый формат работы в этом году», - заключил заместитель руководителя ФАС России Рачик Петросян.
С 2020 года все регионы РФ должны перейти на новую систему утилизации мусора, основываясь на территориальных схемах обращения с отходами и работе региональных операторов.
Справочно:
По итогам 2018 года в отдельных субъектах Российской Федерации:
- не завершены процедуры отбора регионального оператора (Краснодарский край, Красноярский край, Магаданская область, г. Москва, Ульяновская область);
- по отдельных зонам деятельности расторгнуты соглашения по обращению с ТКО (Владимирская область, Еврейская автономная область, Забайкальский край, Курганская область, Ненецкий АО, Омская область, Приморский край, Республика Марий Эл, Хабаровский край);
- в отдельных зонах перенесены сроки начала деятельность региональных операторов (Амурская область, Архангельская область, Воронежская область, Кемеровская область, Краснодарский край, Ленинградская область, Республика Бурятия, Республика Саха, Рязанская область, Самарская область, г. Санкт-Петербург, Саратовская область, Томская область, ХМАО).
В общей сложности 26 субъектов Российской Федерации до настоящего времени полностью или в части отдельных зон не перешли на новую систему обращения с ТКО.
Источник: ФАС РФ.
Все новости