Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

«В Трудовом кодексе есть устаревшие требования», – замминистра Александр Сафонов в интервью радио «Комсомольская правда»

30.09.2011
«В Трудовом кодексе есть устаревшие требования», – замминистра Александр Сафонов в интервью радио «Комсомольская правда»

Программа «Только у нас», радио «Комсомольская правда». Анна Добрюха: Мы не можем не затронуть горячую тему о поправках в Трудовой кодекс. Масса идет разговоров о том, что он неэффективен, тормозит развитие экономики, в то же время права работников вроде как толком не защищает. Во всяком случае, в Роструде такие данные есть. Какие у нас перспективы в этом плане?


Александр Сафонов: Я бы не взял на себя смелость заявить о том, что наш Трудовой кодекс тормозит развитие экономики. Экономика имеет свои четкие законы, и Трудовой кодекс в этом смысле не является той главной причиной, которая тормозит развитие экономики. Но, безусловно, есть серьезнейшие проблемы, которые существуют в рамках Трудового кодекса.


Наш Трудовой кодекс имеет корни из Советского Союза и, к сожалению, сформирован таким образом, что какие-то вещи в нем очень подробно расписаны, а другие никоим образом не отражены. В Трудовом кодексе есть мало вариантов для сторон вести переговоры и добиваться соглашений. Безусловно, есть устаревшие правила или требования, которые не отражают реалий жизни. Например, существует понятие дистанционной работы – человек живет во Владивостоке, а его работодатель – в Москве. Поэтому надо подумать, как нам технологию вступления в трудовые отношения в этих условиях отрегулировать. Например, движение трудовой книжки: как кто-то будет отправлять ее из Владивостока в Москву, чтобы в ней были записи. И по текущим правилам трудовая книжка должна храниться у работодателя, то есть человек захочет уволиться, работодатель согласится подписать это увольнение – сколько работник будет ждать свою трудовую книжку? Это будет мешать поступить на новую работу. Каким образом подписывать трудовой договор? То есть надо в Трудовом кодексе предусмотреть понятие электронной подписи. Она вошла в обиход в других отраслях, поэтому вполне возможно эту практику ввести.


Следующий момент, который очень важен – это малый бизнес и требования Трудового кодекса по оформлению документации. Фирма из двух-трех человек. Один из них руководитель, и два наемных работника. Если следовать всем канонам Трудового кодекса, такая фирма должна оформлять огромное количество бумаг – писать штатное расписание, расписывать график отпусков, вести трудовые книжки и много другого, что человек, который не имеет необходимых навыков, сделать просто не может. В то же время во всем мире основным документом является трудовой договор. Если мы в трудовом договоре описали все обязательства, вам нет необходимости вести, например, график прихода и ухода с работы или штатное расписание.


Есть другие моменты. Например, события на шахте «Распадская». Трудовой кодекс был слишком либеральным с точки зрения соблюдения трудовой дисциплины на таких особо опасных рабочих местах. Были факты, когда люди проносили на рабочее место алкоголь, наркотики, курительные принадлежности, а среда не позволяет даже зажечь спичку. Поэтому мы были вынуждены формировать особенности труда, усиливая ответственность работников за соблюдение трудовой дисциплины. Естественно, Трудовой кодекс требует модернизации в этом контексте.


Но с учетом того, что это закон, который связан фактически с большей частью повседневной жизни 70 миллионов работников, то делать это надо очень аккуратно, последовательно, оценивая экономический и социальный эффекты, и не допускать ситуации, когда это может привести к социальным взрывам. Для этого нам нужно вести эффективный социальный диалог, учитывая интересы и работников, и работодателей. В любом случае надо искать золотую середину. И мы последовательно осуществляем эту работу: я напомню, что с 2006 года было подготовлено и реализовано более 300 поправок в Трудовой кодекс. Трудовой кодекс – это живой организм, он постоянно изменяется.


Александр Зюзяев: В последнее время достаточно большие споры шли о перспективе, скажем так, отмены трудовых книжек. Тема достаточно щепетильная, для многих экспертов она стала спорной. Я хотел узнать ваше мнение: насколько скоро эта мера может быть принята и имеет ли смысл торопиться с ее ведением.


Александр Сафонов: Любое действие правительства предполагает серьезный анализ последствий принятия решения. В части трудовой книжки я еще раз подтвержу то мнение, которое высказывал: этот институт – умирающий, но он должен умереть естественным способом, не надо его душить сознательно. Перспектива отказа от этого инструмента – порядка 10-15 лет. Во-первых, нам необходимо, как мы уже неоднократно говорили, завершить процесс выхода на пенсию лиц, которые имеют сейчас трудовые книжки, во-вторых, сделать этот процесс комфортным. Например, внеся поправки в Трудовой кодекс, которые предусматривают, что трудовая книжка сохраняется, но она хранится у работника и работник имеет право либо требовать вносить записи о приеме и увольнении на работу, о поощрении, либо, если он не хочет этого делать, он не требует этого от работодателя.


Еще раз подчеркну, у работодателя есть три важнейших документа, подтверждающих занятость работника, и они должны быть у работника в копиях и один в оригинале – это трудовой договор и приказы о приеме и увольнении.


И мы говорим о том, что с 2012 года у нас полностью будет подготовлена вся система социального страхования – базы Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, которые будут фиксировать каждого работника, видеть его трудовую эволюцию, и это электронное досье будет более подробным, чем любая трудовая книжка.


Анна Добрюха: Когда мы рассказали на сайте и в газете «Комсомольская правда» о том, что вы планируете такие изменения, что данные о работниках будут фиксироваться в электронной форме, то немало читателей, посетителей сайта выразили опасения, что электронная база может сломаться.


Александр Сафонов: Анна, на этот вопрос ответ очень простой. Представьте, что такое база данных Пенсионного фонда. Это система, которая хранит информацию не только о 70 миллионах работающих, но и более чем 42 миллионах пенсионеров, то есть это огромный объем информации. И, безусловно, нельзя допустить такой ситуации, когда эта система "полетит". Она устроена таким образом, что существуют резервные копии, эта система распределенная по территории России, она предполагает, что если даже кто-то пытается что-то стереть, зайдя в какой-то элемент базы, это ему не удастся. И надо сказать, система существует достаточно давно, с 2000 года, то есть работает более десяти лет. И если брать общеевропейскую практику, то везде уже давно отказались от бумажных носителей. А, например, в Канаде в рамках общения с пенсионным фондом вы можете позвонить в колл-центр, назвать определенные пароли, и вам в режиме онлайн оператор даст информацию, какой объем средств вы накопили на своих счетах, как в страховом, так и накопительном компоненте. Это совершенно другая технология, к которой мы должны двигаться. Мы создаем систему электронного правительства, которая, с нашей точки зрения, более эффективна.


Источник: Минздравсоцразвития России


Обсудить тему на форуме Совета

Подписаться на рассылку новостей Совета


Все новости

Важные новости