Госкомпаниям предложено принять внутренние правила по предельной стоимости закупок
Госкомпаниям следует принять внутренние правила по предельной стоимости закупок, в том числе автомобилей и техники. Об этом Премьер-министр Дмитрий Медведев заявил 8 декабря 2015 года на встрече с активом Общероссийского народного фронта.
Он предложил дать обязательные для исполнения указания госпредставителям в советах директоров таких компаний рассмотреть эти вопросы на заседаниях советов.
Конечно, напрямую диктовать коммерческим организациям - что им закупать - из правительства, я думаю, что это такая, очень советская практика, на нее мы идти не должны. Я предлагаю пойти другим путем: дать обязательные для исполнения указания госпредставителям в совете директоров (госкомпаний) рассмотреть эти вопросы на заседаниях советов директоров, чтобы каждая компания, опять же сообразуясь и с уровнем внутреннего потребления, культуры, ну и конечно просто с разумностью, такие внутренние документы приняла», - сказал глава правительства.
По его словам, в этом случае такие ограничения будут соответствовать действующим корпоративным правилам и в то же время не будут выглядеть как «проявление мелочности» со стороны правительства.
Повышение эффективности и прозрачности деятельности компаний с государственным участием является одним из главных приоритетов Открытого правительства наряду с повышением открытости госзакупок. Большое внимание уделяется в этой связи совершенствованию закупочной деятельности госкомпаний, которая регулируется 223-ФЗ.
Экспертный совет при Правительстве РФ ведёт работу с крупнейшими госкомпаниями по совершенствованию их системы закупок. Успешным «пилотом» в этой области является сотрудничество с РЖД. Совершенствование закупочной деятельности компании предусмотрено планом взаимодействия, который 30 октября подписали министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов и глава РЖД Олег Белозёров.
Мы анализируем процедуры закупок РЖД, их доступность для малого и среднего бизнеса, даём свои замечания и предложения. Планируется провести анализ контрактов по наиболее важным категориям продукции. На завершающей стадии находится запуск «горячей линии» и внутренних процедур обжалования проведенных РЖД закупок», - говорит куратор рабочей группы Экспертного совета Георгий Сухадольский.
Один из пунктов плана взаимодействия с РЖД, в частности, предусматривает внедрение практики внешней профессиональной экспертизы начальных максимальных цен контрактов, цен договоров, предельных цен и иных форм ценовых предложений заказчиков РЖД с учётом проекта по формированию стратегии управления ценами.
В рамках плана предусмотрено внесение изменений и дополнений в положение о закупках РЖД для исключения конфликта интересов и ликвидации выявленных по итогам экспертизы договоров правовых пробелов, а также условий, ведущих к необоснованному ценообразованию.
Подобная работа начинается и с другими государственными компаниями.
Проблема нормирования затрат чиновников на автомобили поднималась ещё в 2013 года. Тогда на рассмотрение экспертной рабочей группы федерального уровня под руководством Министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова была вынесена петиция о запрете чиновникам и сотрудникам компаний с госучастием покупать служебные автомобили дороже 1,5 млн рублей. Она набрала более 100 тыс голосов на портале «Российская общественная инициатива». Тогда эксперты рекомендовали Правительству определить нормативно-правовой акт, которым бы вводилось ограничение на цены служебных автомобилей для различных категорий госслужащих. Соответствующие изменения затем были внесены в законодательство.
По словам Михаила Абызова, 85% автомобилей, приобретаемых для госслужащих, стоят порядка миллиона рублей. А обслуживание автомобиля в год, по экспертным оценкам, обходится втрое дороже. Поэтому было предложено ограничивать не только цены, но и нормировать затраты на сервисное обслуживание или аренду служебных автомобилей.
С целью оптимизации затрат госкомпаний сейчас идёт подготовка изменений в 223-ФЗ. Как отмечал ранее первый вице-премьер Игорь Шувалов, время рецессии и отсутствия «лишних денег» лучше всего подходит для изменения правоприменительной практики в части закупочной деятельности. А наиболее эффективным инструментом для совершенствования закупочной деятельности компаний, по его мнению, должны стать «неподкупные, совершенно прозрачные электронные торги».
Эксперты и чиновники экономического блока считают, что изменения в этой сфере давно назрели. Закупки госкомпаний и госкорпораций далеки от прозрачности: по данным ФАС, почти 90% закупок приходится на единственных поставщиков.
Экспертный совет при Правительстве по поручению Премьер-министра Дмитрия Медведева также участвует в информационном и методологическом сопровождении внедрения контрактной системы в сфере госзакупок, которая была запущена 1 января 2014 года. Закон о контрактной системе направлен на повышение эффективности расходования бюджетных средств, сокращение коррупционных рисков, повышение прозрачности закупок и эффективности общественного контроля. Однако и в экспертном сообществе, и в Правительстве говорят, что ситуацию в сфере госзакупок переменить пока не удалось.
Государственные закупки всё больше и больше монополизируются, мы не видим того взрывного роста малого и среднего бизнеса, который участвует в этих процедурах. А для нас это самый ключевой момент с точки зрения развития экономики и мобилизации резервов в той непростой экономической ситуации, в которой мы находимся», — говорит Михаил Абызов.
Источник: Открытое Правительство.