Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Повышение эффективности госкомпаний: механизмы контроля

29.09.2015
Повышение эффективности госкомпаний: механизмы контроля

Возможность контроля за реализацией госкомпаниями и госкорпорациями крупных инвестиционных проектов необходимо закрепить законодательно. Об этом заявил Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев 28 сентября на совещании о повышении эффективности расходов государственных корпораций и компаний с государственным участием.

Все корпоративные структуры таких компаний должны быть заточены на работу с максимальной эффективностью, особенно в нынешних экономических условиях, подчеркнул Премьер. А ситуации, когда компании с госучастием фиксируют убытки, а их руководство при этом получает значительные премии, по словам главы Правительства, вызывают большие вопросы.

Дмитрий Медведев напомнил, что долгосрочные программы развития и инвестиционные программы госкомпаний с прошлого года рассматриваются кабинетом министров и проходят анализ на площадке Экспертного совета при Правительстве, а после их утверждения обязателен независимый аудит. Обсуждение его результатов также происходит под эгидой Открытого правительства. Аналогичный механизм независимого аудита предусмотрен и для крупных инвестиционных проектов, в которые вовлечены компании с госучастием.

Следует также законодательно зафиксировать механизмы контроля за реализацией крупных инвестпроектов, которые финансируются из федерального бюджета. Важно установить прозрачный и понятный порядок поддержки государственных компаний, чтобы деньги шли на решение именно тех задач, которые сегодня необходимы для государства», — подчеркнул Премьер-министр.

Ранее глава Правительства поручил Минэкономразвития и министру РФ по вопросам Открытого правительства Михаилу Абызову совместно обеспечить принятие ДПР и КПЭ во исполнение соответствующих указаний Президента, озвученных в ходе послания Федеральному Собранию в 2014 году. В том же 2014 году Экспертный совет при Правительстве рассмотрел более 50 долгосрочных программ госкомпаний — многие из них были отправлены на доработку, более 80% из них были исправлены с учётом замечаний. Затем эксперты разработали и предложили компаниям Методические рекомендации по разработке внутренних нормативных документов.

На данном этапе у членов Экспертного совета при Правительстве есть ряд вопросов относительно качества реализации ДПР, качества их аудита, а также увязки КПЭ с вознаграждением руководства.

Компании не торопятся инициировать пересмотр своих ДПР в связи с изменением экономических условий, указывает министр Михаил Абызов.

Недостаточно хорошо, по мнению Михаила Абызова, реализуются и Президентские майские указы, касающиеся госкомпаний. В особенности те их положения, в которых речь идёт о реализации профильных активов, если данный вид сервиса представлен на рынке (такая мера изначально была предложена Экспертным советом при Правительстве).

По поручению Михаила Абызова Открытое правительство совместно с Росимуществом подготовят предложения по изменению методик составления долгосрочных программ развития (ДПР) компаний с госучастием, входящих в специальный перечень Правительства 91-Рhttp://government.consultant.ru/page.aspx?743394 . Речь идёт о 63 акционерных обществах, в отношении которых определение позиции РФ как акционера осуществляется Правительством. Изменения предлагается внести также в методики расчёта ключевых показателей эффективности (КПЭ), проведения аудита ДПР и достижения КПЭ, расчёта зависимости вознаграждения руководства компаний от КПЭ и в целом результатов реализации этих программ.

Предложения по совершенствованию этих методик будут выработаны после анализа документов, которые Росимуществу рекомендовано запросить у компаний. Это ДПР компаний, отчёт об исполнении ДПР и достижении утверждённых КПЭ, а также заключение аудитора о реализации ДПР и информация об учёте результатов достижения плановых значений КПЭ и реализации ДПР при определении размера вознаграждений топ-менеджмента.

Что касается механизма ТЦА, то он, по мнению Михаила Абызова, может быть результативным и надежным инструментом контроля за эффективностью инвестиционных проектов: экономия, выявленная с его помощью в ходе реализации проектов БАМа, Транссиба и ряда проектов Автодора, уже исчисляется десятками миллиардов рублей. В то же время ряд компаний, по словам министра, проводят ТЦА «для галочки», не принимая во внимание результаты независимого аудита при дальнейшей работе над проектами.

По мнению Михаила Абызова, ситуацию могут изменить подготовленные Минэкономразвития поправки в закон о естественных монополиях, которые вводят понятие ТЦА на законодательном уровне. Кроме того, в рамках выполнения поручения Президента РФ Росимущество совместно с Экспертным советом при Правительстве разработало методические рекомендации по повышению инвестиционной и операционной эффективности и сокращению расходов госкомпаний, в которых большое внимание уделено ТЦА.

Помимо прямой экономии, которую обнаруживает ТЦА, очевидная польза при его публичном проведении состоит еще и в том, что потенциальные участники конкурса могут получить представление об альтернативных проектных решениях — это позволяет им конкурировать по цене, также снижая издержки государства», — заметил министр.

Ещё один блок вопросов, связанный с повышением эффективности госкомпаний, который был затронут на совещании у премьера, — это закупочная деятельность госкомпаний.

У нас предусмотрен целый ряд мер для того, чтобы сделать закупки государственных компаний более прозрачными, доступными для большего числа российских поставщиков и подрядчиков. Конечно, прежде всего для нас важно, чтобы это был средний и малый бизнес», — подчеркнул Дмитрий Медведев.

Экспертный совет при Правительстве по поручению Премьер-министра участвует в информационном и методологическом сопровождении внедрения контрактной системы в сфере госзакупок, которая была запущена 1 января 2014 года. Закон о контрактной системе направлен на повышение эффективности расходования бюджетных средств, сокращение коррупционных рисков, повышение прозрачности закупок и эффективности общественного контроля. Однако и в экспертном сообществе, и в Правительстве говорят, что ситуацию в сфере госзакупок переменить пока не удалось.

Государственные закупки всё больше и больше монополизируются, мы не видим того взрывного роста малого и среднего бизнеса, который участвует в этих процедурах. А для нас это самый ключевой момент с точки зрения развития экономики и мобилизации резервов в той непростой экономической ситуации, в которой мы находимся», — отмечал ранее Михаил Абызов.

Источник: Открытое Правительство. 

Все новости

Важные новости