Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Единый реестр проверок: первые итоги работы

21.09.2015
Единый реестр проверок: первые итоги работы

Единый реестр проверок малого и среднего бизнеса, который Генпрокуратура РФ начала вести с 1 июля в рамках масштабной реформы государственного контроля, функционирует достаточно успешно. Однако дальнейшая реализация этого проекта потребует решения целого ряда вопросов, как технических, так и содержательных и финансовых.

Первые итоги работы информационной системы и проблемы её развития с учётом поручений Президента обсудили 16 сентября на заседании подкомиссии по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти под председательством министра РФ по вопросам Открытого правительства Михаила Абызова.

Основные задачи по совершенствованию системы государственного контроля в стране поставлены Президентом РФ Владимиром Путиным. Среди конкретных мер — переход на риск-ориентированный подход при проведении проверок и создание единого реестра проверок с информацией обо всех проверках, их результатах и принятых мерах. По поручению Президента разработан основополагающий закон о государственном контроле и надзоре, ответственные за эту работу в кабинете министров — Минэкономразвития, Минфин, Минюст и министр РФ Михаил Абызов.

На сегодняшний день в едином реестре проверок работают 608 прокуроров, более 17 тысяч представителей контролирующих органов и 80 бизнес-омбудсменов, сообщил замначальника управления информационно-технического обеспечения и связи Генпрокуратуры РФ Сергей Таран. С начала работы системы в ней зафиксировано проведение 37 847 плановых и 38 841 внеплановых проверок.

Опыт работы с реестром, по словам представителя Генпрокуратуры, выявил ряд технических проблем. В частности, выяснилось, что справочные данные об органах государственного и муниципального контроля, поступающие в систему из Федерального реестра государственных услуг, не всегда заполняются корректно и нуждаются в актуализации. В результате в реестре становится невозможно отобразить подчиненность организаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, кроме того, возникают сложности с поиском организаций в системе.

Кроме того, пользователи реестра отмечают, что сейчас в нём не предусмотрено отображение нормативных актов и требований, соблюдение которых является обязательным при проведении проверок.

Актуализацию данных, безусловно, нужно обеспечить, подчеркнул министр Михаил Абызов. Сделать это, по его словам, нужно в течение месяца. А требования к основаниям для проведения проверок можно прописать в справочниках. Он также сообщил, что с генпрокурором Юрием Чайкой и Минфином сейчас прорабатывается возможность выделения дополнительного финансирования на развитие этого ресурса и расширение его функционала.

«Дополнительное финансирование будет. Ваша ответственность сейчас — представить результат, за который вы будете отвечать», — сказал министр.

Помимо технического расширения функционала реестра планируется и его расширение с точки зрения содержания. В конце июля Президент РФ поручил Правительству совместно с Генпрокуратурой представить предложения о размещении в реестре информации о контрольных и надзорных мероприятиях всех госорганов, проводимых не только в отношении субъектов предпринимательской деятельности, но и других объектов контроля, включая госорганы и органы местного самоуправления. Контролировать исполнение этого поручения также поручено министру РФ Михаилу Абызову.

Минэкономразвития уже подготовило соответствующие предложения, доклад должен быть направлен главе государства 1 октября.

«Мы проанализировали те виды контроля в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые в настоящее время не охватываются 294-ФЗ, и сделали ряд предложений, какие из этих видов контроля также должны быть включены в единый реестр проверок… В докладе президенту мы хотим предложить поэтапную реализацию поручения. Мы полагаем, что эта этапность должна быть в пределах 2016–2017 года, а определённые решения могут вступить в силу и с 2018 года», — сообщил директор Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития Алексей Херсонцев.

В реестр Минэкономразвития считает необходимым включать, в частности, проверки, проводимые в рамках осуществления ФАС госконтроля за экономической концентрацией. Это, по словам чиновника, потребует внесения изменений в закон о защите конкуренции. Кроме того, в реестр предлагается включать мероприятия налогового и таможенного контроля — но только выездные и внеплановые, и только по факту их проведения.

По ряду направлений, таким как пограничный контроль, проверки ЦБ в рамках банковского и страхового надзора, а также проверки в рамках валютного контроля, Минэкономразвития не считает целесообразным включать данные в реестр, чтобы не перегружать систему и не осложнять её администрирование.

В Экспертном совете при Правительстве РФ в целом поддерживают предложения Минэкономразвития в части расширения функционала реестра, однако полагают, что они не в полной мере позволяют выполнить задачу, поставленную поручением Президента. По словам члена совета Александра Брагина, эксперты обращают внимание на то, что речь в предложениях идёт только о проверках, в то время как в поручениях Президента говорится в целом о контрольно-надзорных мероприятиях. Кроме того, размещение информации о проверках в других информационных системах, на которых министерство указывает в своих предложениях, не способствует единству реестра, считают в Экспертном совете.

Проект доклада Президенту будет дорабатываться в Аппарате Правительства, сказал Михаил Абызов. Всевозможные исключения из реестра, по его мнению, необходимо включать в справочники, чтобы избежать возникновения «серых зон». Развитие системы должно происходить поэтапно, подчеркнул министр.

«Этапность внедрения системы — принципиальный момент. Её невозможно реализовать сразу — и не нужно. Вопрос — как эти этапы приоритизировать. Кроме того, очень важно обозначить проблему с финансированием. Чтобы не получилось так, что наши предложения будут одобрены, а при реализации возникнут финансовые ограничения», — отметил Михаил Абызов.

Создание реестра проверок стало шагом к повышению открытости контрольно-надзорной деятельности в отношении бизнеса. Барьером для чрезмерного вмешательства контрольных органов в деятельность предпринимателей стала также практика согласования прокурорами внеплановых выездных проверок, отметила замначальника управления по надзору за соблюдением прав предпринимателей Генпрокуратуры РФ Ольга Шапиева. Обязательное согласование предусмотрено законом 2008 года о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля. Так, за 2014 год прокурорами было рассмотрено более 37 тысяч заявлений контролирующих органов о проведении внеплановых выездных проверок, из которых согласовано было 60%. Однако, по её словам, есть единичные случаи нарушения этого закона со стороны территориальных органов ведомств и проведения проверок вопреки отказу прокурора. Речь идёт, в частности, о Россельхознадзоре, Роструде, ФМС и МЧС.

Для борьбы с несогласованными проверками в Генпрокуратуре предлагают квалифицировать подобные случаи как грубые нарушения требований законодательства о государственном контроле и ужесточить наказание за них.

«Речь идет о серьезном нарушении федерального законодательства. Если кто-то считает, что закон можно не выполнять, то каждый такой случай должен рассматриваться индивидуально. Это должно быть предметом для проведения служебной проверки, а также внеплановой аттестации сотрудников территориальных органов. Они должны понимать свою ответственность, а наказание за такие нарушения допустимо вплоть до дисквалификации», — считает Михаил Абызов.

Источник: Открытое Правительство.

Все новости

Важные новости