Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Проект закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" принят в первом чтении

30.10.2014
Проект закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" принят в первом чтении

Губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко выступил вчера в Законодательном Собрании города с докладом по проекту закона Санкт-Петербурга "О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".


- Главный финансовый документ города формировался в исключительно сложной геополитической ситуации. Петербург из-за близости к Евросоюзу и тесных экономических связей с Европой зависит от геополитики гораздо сильнее других регионов России. Но при этом он готов работать в новых реалиях. Мы заранее выверили приоритеты, приняв Стратегию экономического и социального развития города до 2030 года, и знаем, на каких направлениях необходимо концентрировать силы и средства. Поэтому нам не пришлось заниматься латанием дыр в условиях тотальной неопределенности и большей, чем прежде, ресурсной ограниченности.

Законопроект, предлагаемый вашему вниманию, предельно реалистичен. Он решает главную задачу очень непростого 2015 года – обеспечивает безусловное исполнение всех законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств перед петербуржцами, включая Майские указы Президента России. Вместе с тем, почти 92% запланированных расходов входят в состав 17-ти Государственных программ Санкт-Петербурга. Это позволит нам гарантированно удержать город на траектории устойчивого развития, обозначенной целевыми индикаторами Стратегии-2030.

Считаю такой подход к составлению бюджета не только своевременным, но и абсолютно оправданным. Я знаком с предложениями сначала идеально «отшлифовать» госпрограммы Санкт-Петербурга, а уже потом делать их основой бюджетного процесса. Эти предложения я не поддержал. И дело тут не только в рекомендациях федерального центра, согласно которым в 2015 году не менее 70% от общего объема расходов субъектов должны формироваться в рамках целевых программ. На мой взгляд, верстка бюджета по-старому стала бы шагом назад. Фактически, это был бы отказ от перехода к новой системе управления городом, от соблюдения долгосрочных интересов Петербурга при решении текущих задач. Вместо этого мы сделали шаг вперед. И уже в рамках текущего бюджетного цикла увязали стратегическое и бюджетное планирование.

Важно отметить, что мы только начинаем применять программно-целевой метод составления бюджета. Поэтому государственные программы не могут оставаться статичными документами. После принятия Законодательным собранием бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов госпрограммы будут откорректированы и приведены в соответствие с утвержденным вариантом бюджета.

Проект городского бюджета на 2015 год имеет следующие основные параметры:

- доходы – 408,1 миллиардов рублей;

– расходы – 458 миллиардов рублей;

– дефицит бюджета и источники его финансирования – 49,9 миллиардов рублей.

Комплекс мероприятий, предусмотренных в расходной части, полностью обеспечен ресурсами в соответствии с сегодняшними возможностями города. Для достижения устойчивости бюджета был использован наиболее консервативный прогноз по доходам Санкт-Петербурга. В частности, налоговые и неналоговые поступления запланированы на уровне 395 млрд рублей. Они увеличатся всего лишь на 4%, что почти в 2 раза ниже темпов роста двух предыдущих лет.

В наших расчетах максимизированы бюджетные потери 2015 года, вызванные изменениями в федеральном законодательстве, включая выпадение доходов вследствие изменения ставок акцизов на нефтепродукты. Сокращается и плановый объем безвозмездных субсидий, выделяемых городу на реализацию инфраструктурных проектов. Но мы воспринимаем эти потери спокойно. Петербург – один из самых крепких в финансовом отношении субъектов Российской Федерации. И с нашей стороны было бы просто нечестно расталкивать других локтями.

Сегодня ни один регион России не может ставить свои интересы выше интересов всей страны. Думаю, внуки и правнуки тех, кто во время блокады делал на Кировском заводе танки «КВ», и отправлял их не на защиту Ленинграда, а на защиту Москвы, со мной согласятся. Мы все видим, что у России появились новые приоритеты. И опережающее развитие Крыма, территорий Западной Сибири и Дальнего Востока, воспринимаем, как нашу общую задачу, которая, конечно же, потребует концентрации сил и консолидации ресурсов.

Я не сомневаюсь, что Петербург обязательно получит средства федерального бюджета на решение собственных задач государственной важности – подготовку к чемпионату мира по футболу 2018 года, создание Музея Блокады, и других. В остальном осуществление крупных стратегических проектов, – а, в дальнейшем, и реализация всех намеченных социальных программ, – будут напрямую зависеть от стабильности городской экономики и ее устойчивого роста.

Поэтому мы предельно осторожно подошли к изменению городского налогового законодательства. Решения, принятые в рамках Налоговой политики Санкт-Петербурга на 2015-2017 годы, исключают рост налоговой нагрузки. Больше того, с 1 января 2015 года мы вводим новые, дополнительные налоговые льготы, которые призваны существенно улучшить инвестиционный климат.

Порог капиталовложений для получения новых льгот снижается с 800 млн рублей до 100 млн рублей. Размер и сроки применения льготы дифференцируются в зависимости от объема инвестиций. Также понижается ставка налога на прибыль для тех, кто создает высокотехнологичные рабочие места с высоким уровнем заработной платы. Освобождаются от уплаты налога на имущество организации, вложившие в основные фонды более 300 млн рублей, а от уплаты земельного налога – при капитальных вложениях более 100 млн рублей. Кроме того, право на применение новых льгот распространится на всех налогоплательщиков, независимо от вида экономической деятельности.

В ближайшее время соответствующий пакет законопроектов поступит на ваше рассмотрение. Рассчитываю, что все фракции Законодательного Собрания его поддержат. Мы сознательно идем на такой шаг в условиях, когда многие в России стремятся к отмене налоговых льгот для пополнения доходной части.

Во-первых, промышленности Петербурга нужно дать время и стимулы, чтобы реальный сектор экономики мог активно включиться в процесс импортозамещения и создание новых высокотехнологичных рабочих мест. Это процесс небыстрый, но критически важный для города, и для страны.

Во-вторых, уточненный прогноз социально-экономического развития города показывает, что в экономике Петербурга есть четкие тренды со знаком «плюс». Так, рост инвестиций в основной капитал по итогам 2014 года ожидается на уровне 8,6%. Значит, предприятия сейчас обновляют свои фонды. И этот процесс нужно обязательно поддержать.

В-третьих, риски от новых налоговых послаблений будут минимизированы за счет одновременного введения новой системы оценки эффективности льгот – бюджетной, экономической и социальной. Такая система уже предложена Минэкономразвития и будет применена в Санкт-Петербурге. Она позволит своевременно корректировать неэффективные налоговые стимулы вплоть до их отмены.

Как правило, при замедлении экономики хороший результат дают меры по снижению налоговой нагрузки на малый и средний бизнес. С 1 января 2015 года Законом Санкт-Петербурга с 10 до 7 процентов снижена ставка для субъектов малого предпринимательства, которые применяют упрощенную систему налогообложения.

Также город постарался максимально смягчить начавшийся в России переход к исчислению налога на имущество организаций от кадастровой стоимости объектов. В 2015 году в Петербурге это новшество коснется только тех офисных и торгово-развлекательных центров, площадь помещений которых составляет более 3-х тысяч квадратных метров. Причем налоговая ставка для них будет установлена в размере одного процента – это в полтора раза ниже максимально возможной.

Какой бы сложной ни была текущая ситуация, мы не имеем права любой ценой добиваться наполнения доходной базы бюджета, не задумываясь, как это отразится на предпринимательском климате, решении стратегических задач и на положении горожан. Поэтому в 2015 году Петербург сохраняет прежний порядок расчета налога на имущество физических лиц. Переход на кадастровую стоимость начнется после тщательного изучения опыта других регионов, где соответствующие законы планируется принять уже до конца этого года. Ставки транспортного налога также увеличиваться не будут, а для отдельных категорий транспортных средств они даже снизятся.

Таким образом, даже в своей доходной части бюджет Санкт-Петербурга на 2015 год можно назвать социально-ориентированным. Что касается расходной части, то доля средств, направляемых в социально-культурную сферу, с прошлогодних 54% увеличивается до 58%. Я напомню, что именно человек находится в центре принятой нами Стратегии-2030. Поэтому в непростых экономических условиях Петербург обязан не только сохранить, но и приумножить наш самый ценный ресурс – уникальный человеческий капитал.

Из 17 утвержденных государственных программ три госпрограммы социальной направленности аккумулируют в сумме почти половину всех расходов бюджета. Это «Развитие образования» (95 млрд), «Развитие здравоохранения» (70 млрд) и «Социальная поддержка граждан» (55 млрд).

В рамках госпрограммы «Социальная поддержка граждан в Санкт-Петербурге» на 16% увеличиваются все обязательные выплаты из городского бюджета особо нуждающимся и льготным категориям петербуржцев. Общий объем социальных выплат впервые превысит 25 млрд рублей.

Более 8 млрд предусмотрены на предоставление субсидий и мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Свыше 7,4 млрд направляются на социальную поддержку пенсионеров, в т.ч. 2,7 млрд – на социальную поддержку пенсионеров, не относящихся к льготным категориям. 5,6 млрд рублей город направит семьям, имеющим детей, а также на выплату ежемесячных пособий на ребенка.

Отдельно хочу отметить социальные статьи, по которым помощь города увеличится в разы. Вдвое возрастут денежные выплаты при рождении третьего и последующих детей. Почти до 12 тысяч рублей, или в два с лишним раза, поднимется размер ежемесячного пособия инвалидам с детства I группы. Единовременное пособие при передаче ребенка на усыновление (удочерение) составит 100 тысяч рублей против нынешних 24,5 тысяч.

Накануне 70-й годовщины Великой Победы мы восстанавливаем справедливость в отношении «детей войны», переживших наравне со взрослыми все ужасы и тяготы военного лихолетья. Для граждан, родившихся с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года, проживающих в Петербурге и не имеющих других военных льгот, с 1 января 2015 года вводится новая мера социальной поддержки – ежемесячная денежная выплата в размере 1500 рублей.

Прошлой осенью, готовясь к празднованию 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, мы с вами, уважаемые депутаты, пошли навстречу пожеланиям ветеранских организаций. Большую часть бюджетных средств город направил на единовременную денежную выплату, за что ветераны и блокадники до сих пор благодарят и вас, и правительство города. Сходным образом в проекте бюджета на 2015-й год разделены расходы на празднование 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Для единовременной денежной выплаты участникам войны, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда», труженикам тыла и другим категориям жителей резервируется 873 млн рублей. А на подготовку и проведение торжественных мероприятий отводится 68 млн рублей. К слову, это в полтора раза больше, чем город потратил на блокадный юбилей. Который, по общему признанию, прошел весьма достойно.

Максимум ассигнований в 2015 году по традиции приходится на образовательную отрасль Петербурга. От ее работы напрямую зависит конкурентоспособность нашего города. На реализацию госпрограммы «Развитие образования в Санкт-Петербурге» направляется 21% расходов – почти каждый пятый бюджетный рубль. А с учетом остальных госпрограмм эта сфера аккумулирует 23,5% бюджета города.

Субсидии общеобразовательным школам увеличатся на 3,6 млрд и составят 36,9 млрд рублей. Субсидии дошкольным образовательным учреждениям – на 2,3 млрд, до 30,9 млрд рублей. В 2015 году запланирован ввод в эксплуатацию 12-ти дошкольных образовательных учреждений и 9-ти общеобразовательных школ. В госпрограмму «Развитие образования» заложены 1,2 млрд рублей на реализацию соглашений ГЧП по созданию и эксплуатации школ в Пушкинском районе. Таким образом, город продолжит выполнять обязательства, взятые в рамках закона «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».

В госпрограмму «Развитие здравоохранения» заложен 22-процентный рост бюджетных платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения Петербурга. Соответствующие расходы запланированы в объеме 16,6 млрд рублей. Это позволит сделать медицинскую помощь более доступной, а медицинские услуги – более эффективными. Кроме того, для повышения доступности высокотехнологичной медицинской помощи затраты на ее оказание увеличиваются на 15% по сравнению с 2014 годом, до 1,5 млрд рублей.

На совершенствование материальной базы отрасли в 2015 году направляется 5,2 млрд рублей, что позволит открыть 10 новых объектов здравоохранения. Обеспечены финансированием реконструкция корпусов Мариинской больницы, строительство нового перинатального центра на территории роддома №9 в Московском районе и нового лечебно-диагностического корпуса 33-й городской больницы в Колпино, а также строительство взрослой и детской поликлиник в Красном селе и поликлиники для взрослых в Коломягах.

Ярко выраженную социальную направленность имеют и ряд других государственных программСанкт-Петербурга. Прежде всего, хочу отметить, что в составе госпрограммы «Обеспечение доступным жильем и жилищно-коммунальными услугами» сохраняются целевые жилищные программы «Расселение коммунальных квартир», «Молодежи – доступное жилье» и «Развитие долгосрочного жилищного кредитования». Они получат прибавку в размере 705 млн рублей, а общий объем средств на их реализацию составит 6,3 млрд. Кроме того, в 2015 году город израсходует 4,2 млрд рублей на обеспечение жильем граждан льготных категорий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также детей-сирот.

Ограничить рост тарифов на отопление и горячее водоснабжение для петербуржцев в 2015 году помогут субсидии теплоснабжающим организациям в объеме 7,6 млрд рублей. Субсидия на капитальный ремонт многоквартирных домов, включенных в региональную программу капремонта, останется на уровне текущего года – 7 млрд рублей. При этом мы рассчитываем на серьезное улучшение качества работ. Контроль за ними с 1 января переходит от районных жилищных служб к независимым аудиторам из Регионального Фонда капремонта.

Важнейшие государственные задачи города, связанные с подготовкой к Чемпионату мира по футболу и Кубку Конфедераций ФИФА, отражены в государственной программе «Развитие физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге». В 2015 году она финансируется в объеме 16 млрд рублей и сочетает расходы на спорт высших достижений с энергичным развитием детского и массового спорта. Запланированы рост субсидий спортивным школам на 15%, до 4,4 млрд рублей, ввод в эксплуатацию двух крытых катков в Приморском и Красногвардейском районах и детского спортивного катка в Сестрорецке. Появляется даже отдельная целевая статья расходов на оснащение оборудованием внутридворовых спортивных площадок пока в размере 61млн рублей.

Государственная программа «Развитие сферы культуры и туризма в Санкт-Петербурге» также получит в 2015 году 16 млрд рублей. Я напомню, что в Стратегии-2030 мы назвали культурное достояние Петербурга «базовым элементом общегородской идентичности» и «важнейшим экономическим ресурсом». Субсидии в полной мере обеспечат выполнение государственного задания бюджетными и автономными учреждениями культуры – театрами, концертными организациями, музеями, библиотеками, парками культуры и отдыха, учреждениями культурно-досугового типа. Вновь откроется после ремонта центральный выставочный зал «Манеж», завершится реконструкция зданий для Академии танца Бориса Эйфмана с их приспособлением под современное использования, войдет в эксплуатацию детская школа искусств в Приморском районе.

На уровне в 2 млрд рублей сохранится финансирование комплексных ремонтно-реставрационных работ. Продолжится реставрация Юсуповского дворца, Аничкова дворца, Троицкого собора, церкви Воскресения Христова на Камской улице. Кроме того, город будет софинансировать реставрацию исторических ландшафтных парков, таких, как Мариенталь в Павловске и Дубки в Сестрорецке.

Расходы по государственной программе «Развитие транспортной системы Санкт-Петербурга» составят 88 млрд рублей. Эти средства будут в равной мере способствовать решению стратегических задач и обеспечат доступность, эффективность и безопасность транспортного комплекса.

Год назад город мог себе позволить очень серьезно – в 1,4 раза – увеличить субсидии на перевозки граждан общественным транспортом. Вместе с вами, уважаемые депутаты, мы приняли решение не повышать цены на проезд. Сегодняшняя ситуация в экономике, к сожалению, не дает нам такой возможности. Тем не менее, проект бюджета на 2015 год вновь предусматривает рост транспортных субсидий пусть и не такой существенный. За поездки петербуржцев на метрополитене, в наземном электротранспорте и автобусах бюджет доплатит 22,3 млрд рублей, то есть на 2,3 млрд больше, чем в прошлом году. Это поможет удержать рост тарифов в разумных пределах.

44,3 млрд – то есть, почти половина средств, включенных в эту госпрограмму, – сосредоточены на решении задач развития. Поскольку город третий год подряд верстает бюджет на фоне сокращения доходной базы, мы уже научились концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях. В 2015 году таким направлением остается ускоренное строительство метро.

Менее важные статьи расходов транспортной отрасли сокращаются до необходимого минимума. Развитие метрополитена Санкт-Петербурга, напротив, будет финансироваться с превышением уровня текущего года на 1,5 млрд рублей. Город направит на эти цели 22,7 млрд рублей. Во втором квартале следующего года завершится строительство второго вестибюля станции «Спортивная», продолжится прокладка Фрунзенского радиуса, значительные средства поступят на строительство Красносельско-Калининской линии и новых станций Невско-Василеостровской и Лахтинско-Правобережной линий.

На строительство и реконструкцию дорог в 2015 году отводится 14,8 млрд рублей. Приоритеты в дорожном хозяйстве также не меняются. Будет возрастать протяженность магистралей непрерывного движения без светофоров в обход центра Петербурга. Вводятся новые статьи расходов, связанные с реализацией пилотного проекта «Единое парковочное пространство». Продолжится работа и над решением проблемы велосипедных дорожек. Правительство города рассматривает возможность увеличения их протяженности и количества велопарковок.

Еще раз хочу подчеркнуть, что добиться согласования текущих и долгосрочных интересов города нам удалось за счет формирования проекта бюджета на основе государственных программ Санкт-Петербурга. В результате главный документ 2015 года по своей направленности является социальным. С учетом затрат на транспорт и на жилищное хозяйство доля социально направленных расходов возрастает до 71%. В то же время, если оценивать абсолютные показатели, представленный законопроект безусловно является бюджетом развития.

Адресная инвестиционная программа сформирована в объеме 85,9 млрд рублей. Она выросла по сравнению с текущим годом на 4,3 млрд. рублей. Это достаточно серьезная сумма, особенно при должном контроле за исполнением бюджета. Хочу заметить, что соответствующие усилия Правительства города понемногу дают свои результаты. Если по итогам 2013 года АИП была исполнена примерно на 75%, то по итогам 2014 года этот показатель составит более 90%. А на следующий год, я уверен, он будет еще выше.

Все уже убедились, что от принципа «деньги только готовым проектам» мы отступать не собираемся. Плюс городу уже не придется при организации конкурсов переходить с 94-го ФЗ на 44-й ФЗ, как это было минувшей весной. А, самое главное, что в нынешней экономической ситуации мы просто обязаны усилить работу по кардинальному повышению эффективности бюджетных расходов, выявлению финансовых резервов и поиску дополнительных источников доходов.

Нашей задачей на ближайшие годы является максимальное использование конкурентных преимуществ Санкт-Петербурга как крупнейшего промышленного центра, города передовой науки и инноваций. Она будет решаться в рамках реализации следующих государственных программ:

Развитие предпринимательства и потребительского рынка;

Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса;

Экономическое развитие и экономика знаний;

Экономическое и социальное развитие территорий.

Объем финансирования указанных программ – 10 млрд рублей. Все эти затраты, по сути дела, тоже являются затратами на развитие города.

В целом проект бюджета Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов получился достаточно жестким. Это касается и доходов, и расходов. Вместе с тем, он хорошо проработан и максимально учитывает реалии сегодняшнего дня. Дефицит бюджета планируется покрывать за счет заимствований. В данный момент их величина составляет 49,9 млрд рублей. Указанное сальдо привлечения государственного долга не превышает ограничений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. К тому же, это отнюдь не рекордная для города цифра – бюджетный дефицит 2011 года составлял 51,1 млрд рублей.

Считаю, сегодня такая ноша по плечу Санкт-Петербургу. Все предыдущие годы мы с вами проводили предельно строгую бюджетную политику. Город встретил 2014 год с одними из лучших в стране показателями государственного долга. Сегодня у нас минимальные риски непривлечения средств в необходимых объемах и на приемлемых условиях за счет размещения на внутреннем финансовом рынке государственных ценных бумаг Санкт-Петербурга.

Кроме безупречной кредитной истории города, на это указывают и проведенные нами консультации в финансовых кругах. Бизнес готов покупать ценные бумаги Петербурга. Поэтому мы предлагаем пойти на такое привлечение средств, чтобы укрепить реальный сектор городской экономики, продолжить финансирование ускоренного развития метро и работу над устранением диспропорции в обеспечении районов города объектами социальной инфраструктуры.

В заключение хочу поблагодарить за большую работу Бюджетно-финансовый комитет Законодательного Собрания, депутатов Законодательного Собрания. Уже на первых этапах было снято много вопросов, разногласий, учтено много депутатских предложений и пожеланий.

Мы и в дальнейшем будем открыты для предложений депутатов, понимая, что они отражают интересы избирателей, интересы жителей Санкт-Петербурга.

Прошу проголосовать за принятие проекта бюджета в первом чтении. 

Все новости

Важные новости