Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": анализ и комментарии

10.09.2013
Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд": анализ и комментарии

Мы неоднократно напоминали предпринимателям, что с 1 января 2014 года в Российской Федерации существенно изменяются правила осуществления госзакупок.

Данные изменения, затронут как деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и деятельность участников госзакупок.

В РФ будет создана контрактная система в сфере закупок, товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая будет регулировать государственные закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности. Формирование федеральной контрактной системы позволит решить целый комплекс проблем, препятствующих в настоящее время эффективному развитию сферы государственных закупок.

В результате будет обеспечено:

  • сокращение уровня коррупции при реализации государственного заказа, в том числе за счет возможности осуществлять общественный надзор за ходом и результатами государственных закупок;
  • повышение качества обеспечения федеральных государственных нужд;
  • повышение эффективности бюджетных расходов, предусмотренных на обеспечение федеральных государственных нужд;
  • повышение качества государственных услуг, оказываемых с использованием механизма поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд;
  • получение оперативной информации о ходе заключения и исполнения государственных контрактов, необходимой для принятия управленческих решений;
  • предоставление обществу информации в сфере обеспечения федеральных государственных нужд, в отношении которой законодательством предусмотрен общественный доступ.

Федеральная контрактная система должна оказать существенное влияние и на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования при совершенствовании ими системы закупок для нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предоставив им возможность осуществлять закупки для удовлетворения их нужд в прозрачной и конкурентной среде.

В целом федеральная контрактная система призвана стать в сфере государственных закупок важнейшим антикоррупционным институтом, направленным на укрепление экономического партнерства государства и бизнеса, и должна строиться на принципах обеспечения защитыинтересов общества.

Осуществление закупок товаров, работ, услуг или размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг

Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не просто дополнит действующий Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", а полностью заменит его. При этом, новый Закон будет регулировать отношения по осуществлению закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а не размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

Как уже не раз отмечалось, Закон будет вступать в силу поэтапно. Большая часть его положений начнет действовать 1 января 2014 г., однако для отдельных положений предусмотрены более поздние сроки. Окончательно Закон должен вступить в силу 1 января 2017 г.

А пока и на федеральном, и на региональном уровне идет подготовительная работа, направленная на популяризацию Федерального закона №44-ФЗ и создание условий для ускоренной адаптации представителей бизнеса к новой системе госзаказа.

Так, например, при поддержке Министерства экономического развития Российской федерации создан Всероссийский образовательный портал о контрактной системе «АЗБУКА ГОСЗАКАЗА». Портал объединяет экспертов сферы госзаказа самого высокого уровня с целью профессионального и доступного обучения широкого круга специалистов по вопросам применения Закона о контрактной системе в сфере закупок. Эксперты портала – квалифицированные специалисты в сфере госзакупок, которые принимали непосредственное участие в разработке контрактной системы и занимаются ее внедрением. На портале размещается информация о семинарах, в том числе, и онлайн –семинарах, в которых принимают участие представители Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития РФ. Они комментируют наиболее важные статьи нового закона. http://азбука-госзаказа.рф/

На сайте «Открытого Правительства» также заработал Портал методической поддержки Федерального закона №44-ФЗ. На данном портале можно не только найти методические рекомендации и комментарии к статьям федерального закона, но и познакомиться с результатами работырабочей группы Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам совершенствовании государственных закупок и государственных инвестиций. http://госзакупки.большоеправительство.рф/

Одно из заседаний рабочей группы состоялось в середине августа в Высшей школе экономики. Повестка дня была посвящена условиям и правовым последствиям расторжения контрактов в сфере госзаказа. Участниками мероприятия было отмечено, что в рамках нового закона предусмотрены случаи изменения условий контракта. Например, когда снижается цена контракта или поставляемого товара, изменяется количество поставляемых товаров, работ и услуг или условия контракта, а также в случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств. Также 44 Закон предусматривает возможность одностороннего расторжения контракта. И это главная новация контрактной системы. Причем, информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут в одностороннем порядке, включается в реестр недобросовестных поставщиков.
Участники дискуссии согласились, что нормы закона о расторжении контракта в одностороннем порядке и последующем включении поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков непрозрачны и предоставляют заказчикам новые и весьма ощутимые инструменты давления на неугодного поставщика, а это ведет к росту коррупции. Были выдвинуты предложения по фиксации в законе исчерпывающего перечня «объективных» оснований расторжения контракта, введения обязательности проведения экспертизы, если отказ связан с «качественными» основаниями, и введения процедуры внесудебного обжалования решения заказчика об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта.

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: анализ и комментарии

Представителям малого бизнеса Санкт-Петербурга консультационную помощь оказывает Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга. С 22 августа по 10 октября 2013 года эксперты Общественного Совета совместно со специалистами Комитета по государственному заказу Администрации Санкт-Петербурга проводят во всех районах города семинары на тему «Анализ изменений законодательства, регулирующего участие субъектов малого предпринимательства в государственном заказе. Обсуждение Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изображение 015.jpg

Как отметила главный специалист отдела подготовки торгов Комитета по государственному заказу Елена Егорова на семинаре, состоявшемся 28 августа 2013 года в Петроградском районе, статьей 30 Закона определено участие субъектов малого предпринимательства в закупках.

Заказчики, за исключением случаев осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупок работ в области использования атомной энергии, обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, предусмотренного планом-графиком.

При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей. Такие закупки осуществляются путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. Заказчики вправе осуществлять закупки для обеспечения обороны страны и безопасности государства и закупки работ в области использования атомной энергии у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом количество товаров, объем работ, объем услуг, соответственно к поставкам, выполнению, оказанию которых привлекались такие субподрядчики, соисполнители, учитываются в совокупном годовом объеме закупок.

В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Единая информационная система

Законом предусмотрено создание единой информационной системы, содержащей данные обо всех этапах госзакупок, начиная с этапа планирования и заканчивая этапом мониторинга закупок. Единая информационная система, с одной стороны, будет являться инструментом сбора сведений в сфере госзакупок, с другой стороны - инструментом контроля за взаимным соответствием сведений, содержащихся в различных документах (например, соответствием информации, включенной в планы-графики, информации, указанной в планах закупок).

В эту систему будут включены документы по планированию закупок и по реализации планов, информация о закупках и об исполнении контрактов, а также иные сведения, предусмотренные Законом. Круг таких сведений крайне широк. Например, в систему будут вноситься все реестры, предусмотренные Законом, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

Информация будет общедоступна на официальном сайте контрактной системы. Его адрес определит Правительство РФ.

Субъекты РФ и муниципальные образования вправе будут создавать региональные и муниципальные информационные системы, существующие помимо единой информационной системы. Однако они должны быть интегрированы с ней.

Большинство норм о единой информационной системе вступит в силу с 1 января 2014 г., однако есть исключения.

Так, с 1 января 2015 г. в информационной системе должна будет отражаться информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация, полученная в результате размещения заказчиками запросов цен на товары, работы, услуги.

С 1 января 2016 г. вступят в силу нормы, в соответствии с которыми единая информационная система должна стать инструментом по обеспечению контроля за взаимным соответствием информации, содержащейся в различных документах в сфере закупок.

Планирование закупок

Новый закон предусматривает планирование, обоснование и нормирование каждой закупки товаров, работ и услуг.

Заказчики обязаны будут утверждать два документа планирования: план закупок на срок действия соответствующего бюджета и план-график на год.

В планах закупок будут указываться цели осуществления закупок, будут устанавливаться наименование и описание объектов закупок, сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок, объемы финансового обеспечения, а также некоторые иные сведения.

План закупок формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством.

Согласно планам закупок заказчики обязаны формировать планы-графики. Планы-графики будут основанием для осуществления закупок: заказчик будет вправе осуществить закупку, только если она включена в план-график.

Закон обяжет заказчиков вносить в планы-графики, среди прочего, следующие сведения в отношении каждой закупки:

- идентификационный код закупки;

- условия контрактов, включая подробные требования к объектам закупок;

- способ определения поставщиков и обоснование его выбора;

- начальная (максимальная) цена контракта.

Следует отметить, что требования об обязательном планировании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г., а требование об осуществлении закупок только в соответствии с утвержденными планами-графиками - с 1 января 2016 г.

В соответствии с Законом заказчикам необходимо будет обосновывать каждую свою закупку. Обоснование закупок осуществляется при формировании плана закупок и плана-графика и служит для установления соответствия планируемых закупок целям их осуществления.

Закреплено всего три возможных цели госзакупок:

1) достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования РФ), государственными программами субъектов РФ (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования субъектов РФ), муниципальными программами;

2) исполнение международных обязательств Российской Федерации, реализация межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация (за исключением исполняемых в соответствии с государственными программами, перечисленными в предыдущем пункте);

3) выполнение функций и полномочий государственных органов РФ, органов управления государственными внебюджетными фондами РФ, государственных органов субъектов РФ, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов (за исключением функций и полномочий, выполняемых в соответствии с документами, перечисленными в предыдущих пунктах).

В планах закупки необходимо будет обосновывать, каким именно образом объект госзакупки послужит достижению указанных целей. В планах-графиках будет обосновываться начальная (максимальная) цена контракта и способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Нормы об обосновании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г.

Законом установлено, что товары, работы и услуги, приобретаемые для обеспечения государственных и муниципальных нужд, должны обеспечивать эти нужды, но не иметь избыточных потребительских свойств и не являться предметами роскоши.

Обсудить тему на форуме Совета

Подписаться на рассылку Совета

Все новости

Важные новости