Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информацияБизнес-план

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Полезная информация
№8
декабрь
2017

Предприниматели Петербурга обсудили потенциал туристической индустрии города и проблемы, оказывающие негативное воздействие на развитие отрасли

Пленарное заседание юбилейного, XV Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга прошло 23 ноября 2017 года в формате панельной дискуссии на тему «Потенциал туристической индустрии Санкт-Петербурга. Проблемы, оказывающие негативное воздействие на развитие отрасли».

В мероприятии приняли участие председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели, заместитель председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвичия, заместитель председателя Комитета по транспорту Санкт-Петербурга Олег Матвеев, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга Алексей Макаров и президент Некоммерческого партнерства «Ассоциация Малых Гостиниц Санкт-Петербурга» Владимир Васильев.

Роль экспертов в панельной дискуссии сыграли исполнительный директор «Ассоциация содействия русско-китайскому туризму» Роман Лыжин, президент ассоциации «Межрегиональное объединение развития индустрии хостелов» Яна Окунева и генеральный директор транспортной компании «Козырев и Ко» Андрей Козырев.

Модератором панельной дискуссии выступил Роман Герасимов – ведущий «Пятого канала».

Участники дискуссии обсудили 3 блока проблем: 1) деятельность китайских гидов-переводчиков, 2) размещение мини-отелей и хостелов в жилых домах, а также 3) транспортные перевозки туристских и экскурсионных групп.

«Китайский» туризм

О той ситуации, которая сложилась в сегменте туристического обмена в рамках Соглашения между РФ и КНР о групповых безвизовых поездках в Россию и Санкт-Петербург, рассказал Роман Лыжин.

Сегодня на территории РФ практически каждый крупный китайский туроператор создает свою собственную «замкнутую схему самообслуживания», в которую входят так называемые представители (сотни иностранцев – физических лиц по всей Российской Федерации); отели; транспорт (автобусы); сувенирные (ювелирные) магазины; рестораны; нелегальные гиды-переводчики (сопровождающие); иностранцы, призванные обслуживать описанную систему. Магазины, рестораны и транспорт, как правило, принадлежат либо самой компании, либо ее руководителям-выгодоприобретателям по принципу семейственности, либо знакомым и землякам.

В рамках вышеописанных «схем самообслуживания» создается механизм «внутреннего финансирования», когда финансовый поток либо из китайской юрисдикции либо не выходит вовсе, либо попадает в РФ в минимальном объеме.

Наибольшие претензии вызывает работа сопровождающих (гидов-переводчиков), поскольку, не являясь профессионалами экскурсионной сферы, они и рассказывают различные байки про исторических персонажей и про памятники Северной столицы.

– Действительно: есть правительственное соглашение, о котором сейчас упомянули, – прокомментировала выступление Романа Лыжина заместитель председателя Комитета по туризму Нана Гвичия. – Но не нужно забывать о том, что понятие «сопровождающий» не тождественно гидам-переводчикам, однако оно прописано во всех соглашениях между нашей страной и Китаем. Сопровождающие в обязательном порядке должны вести туристические группы до границы и передавать их «на руки» гидам. Но реалии таковы, что не всегда услуга, оказываемая гостям китайскими фирмами, предполагает наличие гида-переводчика.

Исправить данную ситуацию можно только путем внесения изменений в соглашения между странами. Например, нас совершенно не устраивает отсутствие прописанных маршрутов для туристов, и это тоже необходимо менять. Если мы будем иметь на руках маршруты, то вопросов, почему та или иная группа находится в конкретном месте, не возникнет.

Елена Церетели согласилась с точкой зрения, высказанной Наной Гвичия, и добавила:

– Общественный Совет – всегда на стороне бизнеса, но, анализируя сложившуюся ситуацию на протяжении последних полутора лет, мы пришли к осознанию того, что есть немало туристических компаний, которые готовы (естественно, за деньги) оказывать содействие псевдогидам-переводчикам с китайского и позволяют их группам проходить во все музеи города. И я согласна с тем, что изменить ситуацию можно только на законодательном уровне.

В связи с этим мы предлагаем Правительству Санкт-Петербурга и Комитету по развитию туризма Санкт-Петербурга рассмотреть возможность поддержки законодательной инициативы Министерства культуры Российской Федерации, предусматривающей право на осуществление деятельности гидов-переводчиков только гражданами Российской Федерации, а также вводящей требование об обязательной аттестации гидов-переводчиков. Кроме того, необходимо рассмотреть возможность обращения к руководителям музеев Санкт-Петербурга по вопросу усиления контроля за соответствием квалификации гидов-переводчиков сопровождающих групп китайских туристов профилю (профильное образование – китайский язык, а не польский и тому подобное).

Хостелы и мини-отели

Вторая часть панельной дискуссии была посвящена проблемам малых средств размещения, расположенных в жилых домах. Суть вопроса изложила президент Союза хостелов России Яна Окунева, напомнив, что Валентина Матвиенко, в бытность губернатором города, неоднократно называла малые средства размещения визитной карточкой Санкт-Петербурга. По ее словам, этот бизнес успешно развивается уже 15 лет, и сегодня его нужно не запрещать, а грамотно регулировать. Но, как известно, в Государственной Думе Российской Федерации находится на рассмотрении законопроект «О внесении изменения в статью 17 Жилищного кодекса Российской Федерации», предусматривающий прямой запрет на использование жилых помещений для размещения гостиниц, а также использования их для предоставления гостиничных услуг и услуг по временному размещению.

– Авторы печально известного законопроекта обосновывают его тем, что деятельность малых средств размещения нарушает жилищные права и законные интересы других жителей дома, но это не так! Мы прекрасно понимаем, что необходимо соблюдать баланс интересов между хостелами, расположенными в жилых домах, и жильцами, которые там проживают. А проблемы возникли не из-за того цивилизованного бизнеса, которым мы являемся, а по вине ночлежек и других подобных заведений.  

Мы сегодня успешно развиваемся. Хостелы Северной столицы известны во всем мире и имеют высокий рейтинг на booking.com.

Нана Гвичия порадовала владельцев мини-отелей и хостелов сообщением о том, что на недавнем совещании у вице-премьера Дмитрия Козака было принято решение наложить мораторий на действие данного закона в Петербурге на 2 года. По ее информации, малые средства размещения зародились в результате расселения коммунальных квартир в Северной столице и только потом распространились на другие регионы:

– Сегодня в городе действуют 1 002 объекта для размещения гостей, в том числе 580 мини-отелей; 40% из них – это хостелы, – проинформировала она. – Все они прошли классификацию по международной системе, а хостелы получили сертификат отеля «без звезд», так как они не отвечают требованиям даже однозвездочной гостиницы. Тем не менее, именно хостелы наиболее востребованы молодежью, в том числе футбольными болельщиками, которые в следующем году приедут в Петербург.

Елена Церетели также прокомментировала проблемы малых средств размещения, отметив, что цивилизованный бизнес необходимо поддерживать, а также предложила поддержать инициативы партии «Единая Россия».

  • Необходим обычный кворум (собственники, обладающие более чем 50% голосов).
  • Принятие решения большинством голосов от общего числа голосов, принимающих участие в данном собрании собственников (никаких 100% согласий собственников не предусмотрено). При этом правом вето наделяются собственники смежных помещений (все они должны быть отдельно извещены, и если хотя бы один из них возражает, помещение использовать для организации временного проживания нельзя).
  • Предлагается предоставить общему собранию право установить, что расходы на содержание общего имущества в данном доме распределяются не пропорционально долям в общем имуществе (которые соответствуют размерам квартир), как это установлено сейчас в статье 39 ЖК РФ, а пропорционально количеству проживающих (при этом для квартир, используемых в качестве МСР, количество проживающих считается равным количеству мест).
  • Все малые средства размещения в МКД должны быть оборудованы приборами учета.

Заказные автобусные перевозки

Третью тему поднял председатель правления Ассоциации участников рынка заказных автобусных перевозок Петербурга Андрей Козырев.

– Транспорт является важной составляющей туристического рынка Санкт-Петербурга. И при этом за последние 3 года предпринимательский климат в городе резко ухудшился. Виной тому – спорные федеральные нормативно-правовые акты.

Особенно его тревожит Постановление Правительства РФ № 1177, регулирующее правила перевозки детей:

– Для того чтобы вывезти детей на 3–4-часовую экскурсию, – рассказал он, – необходимо потратить 2 недели на оформление документов. Причем если потом в день экскурсии сломается автобус, на который оформлено разрешение, или заболеет водитель, то поездка не состоится. Но и это еще не все. Если в автобусе табличка «Дети» будет выполнена с нарушением стандарта (например, размером 35х35 сантиметров вместо 40х40), то компании выпишут штраф на 100 000 рублей. И последнее требование: ограничение возраста автобуса для перевозки детей не старше 10 лет также способствует уничтожению бизнеса, так как парк автобусов у большинства предпринимателей превышает этот возраст.

Заместитель председателя Комитета по транспорту Олег Матвеев считает, что необходимо разделять перевозку на дальние расстояние и внутри города. И для последних следует существенно упростить все процедуры. Он также не согласился с тем, что все 10-летние автобусы плохи. «Шведская Skania и в 25 лет безопасна, а в некоторые автобусы российских производителей садиться опасно, даже если они пробегали всего 5 лет», – заявил он. По мнению чиновника, в нормативных актах необходимо прописывать не возраст машины, а ее марку, производителя и сроки техосмотра. Причем это должен быть настоящий осмотр, а не фикция, которую проходят транспортные средства в Петербурге.

Елена Церетели, в качестве мер помощи предпринимателям, предложила рассмотреть вопрос об упрощении требований к оформлению сопроводительной документации для внутригородских заказных перевозок детей, а действующие требования применять только к дальним перевозкам (выезд в детские лагеря, спортивные мероприятия и тому подобное), а также согласования мест остановок для автобусов, осуществляющих деятельность по заказу, у основных туристических и транспортных объектов: таких, как Московский вокзал, аэропорт «Пулково», Дворцовая набережная, Дворцовая площадь, Пушкинский лицей и так далее.

В конце мероприятия председатель Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга сообщила, что панельную дискуссию по столь важной теме провели во второй день Форума, потому что именно в это время в Совете Федерации проходит «круглый стол» по теме «Как вывести туристическую отрасль из тени».

– Мы планировали провести телемост, и обсудить проблемы с нашими федеральными коллегами, но у них не оказалось нужного для этого оборудования, – сказала она.

Тем не менее, предприниматели Санкт-Петербурга на своем юбилейном Форуме обсудили потенциал туристической индустрии города и приняли Резолюцию, в которой отразили все пожелания профильного бизнес-сообщества.