План работы Общественного Совета в 2023 годуЗаседания с участием Губернатора городаТуристический форум "Северная Пальмира" -1Туристический форум "Северная Пальмира" -2Туристический форум "Северная Пальмира" -3Туристический форум "Северная Пальмира" - 4Санкт-Петербургский форум малого и среднего предпринимательстваФорум малого предпринимательстваТелепроект «Малый бизнес большого города» 2012Телепроект "Малый бизнес большого города -2013"Телепроект "Малый бизнес большого города -2014"Телепроект "Малый бизнес большого города -2015"Телепроект «Малый бизнес большого города – 2016»Телепроект «Малый бизнес большого города – 2018»Телепроект «Малый бизнес большого города - 2019»КонкурсыОтчетные конференцииСеминарыЖурнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга -2021" (номер 1)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 2)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 3)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 4)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 5)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 6)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 7)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 8)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга -2021" (номер 9)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 10)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 11)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 12)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 1)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 2)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 3)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 4)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 5)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 6)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер7)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 8)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 9)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 10)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 11)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 12)

Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

На Совете обсудили проблемы в сфере ЖКХ и не только (30.06.2015)

В Световом зале Смольного 29 июня 2015 года состоялось очередное заседание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

На нем были рассмотрены результаты деятельности Общественного Совета во II квартале 2015 года, а также проблемы и перспективы развития предприятий малого и среднего бизнеса в системе ЖКХ.

В работе заседания приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, вице-губернатор Санкт-Петербурга Николай Бондаренко, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов, председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели, президент Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Роман Пастухов, президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович, а также главы районных администраций, руководители профильных комитетов и управлений, члены Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

Вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, открывая заседание, отметил, что правительство города считает приоритетным поддержку малого и среднего бизнеса. По данным Национального института системных исследований проблем предпринимательства, Санкт-Петербург занимает лидирующие позиции по ряду показателей. Так, город вышел на 1-е место по количеству малых предприятий на 1 000 жителей, и на 2-е — по доле занятых на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых.
Что касается предложений, которые звучат на заседаниях Общественного Совета, то после последнего заседания, которое состоялось 26 марта 2015 года, были внесены изменения в закон Санкт-Петербурга «Об установлении на территории города налоговой ставки для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения». Так, с 1 января 2016 года у впервые зарегистрированных в качестве ИП определенных видов деятельности с численностью наемных работников не более 15 чел., налоговая ставка обнуляется.
Кроме того, внесены изменения в закон Санкт-Петербурга, предусматривающие увеличение срока рассрочки с 3 до 5 лет оплаты недвижимого имущества, находящегося в госсобственности города, которое приобретается субъектами малого предпринимательства. В части увеличения доступа к финансовым ресурсам принято решение об увеличении срока по предоставлению микрозаймов Фондом содействия кредитования малого и среднего бизнеса с 1 года до 2 лет. Губернатором были направлены предложения в Минэкономразвития по увеличению микрозаймов с 1 до 2 млн руб.

Продолжила заседание Елена Церетели. Она познакомила участников с результатами деятельности Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга во II квартале 2015 года.
Как подчеркнула Елена Церетели, в указанный период аппаратом Общественного Совета и его 18 районными подразделениями было оказано консультационно-информационных услуг более 1 500 представителям малого и среднего бизнеса. В юридическую службу Совета и в городской аппарат обратились 205 предпринимателей.
Продолжились консультации предпринимателей специалистами компаний ОАО «Ленэнерго» и ОАО «ПСК»: за отчетный период их получили 82 предприятия.
С 1 апреля по 25 мая во всех районах города прошла акция в преддверии дня Российского предпринимателя. Она включала проведение конкурсов, мастер-классов с участием успешных предпринимателей и учеников старших классов. Акция прошла при тесном взаимодействии с Комитетом по образованию. Ключевым ее мероприятием стала общегородская конференция, посвященная обсуждению действующих инструментов поддержки как на федеральном, так и на региональном уровнях.
В конференции приняла участие Надежда Куликова — руководитель экспертной группы Департамента развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития РФ. В работе конференции активно участвовали 340 делегатов-представителей малого и среднего бизнеса города.
Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, совместно с Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в настоящее время проводит во всех районах города семинары, посвященные последним изменениям в налоговом законодательстве.
Аппаратом Совета проведены 5 заседаний и «рабочих групп» по запросам отраслевых ассоциаций, входящих в Совет. По заданию Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, проведена оценка регулирующего воздействия 4 нормативных-актов федерального уровня. За отчетный период были реализован целый ряд предложений, вошедших в перечень поручений прошлого заседания Общественного Совета.
В части снижения административных барьеров Общественный Совет предлагал Комитету по государственному заказу в целях расширения возможности участия субъектов малого предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, при формировании и размещении заказов для государственных нужд Санкт-Петербурга воспользоваться правом, предоставленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2015 № 199 «О случаях и условиях, при которых в 2015 году заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта»:

  • не устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупки и (или) проекте контракта, в случае, если участниками закупок являются субъекты малого предпринимательства;
  • предусмотреть возможность авансирования таких контрактов до 15%.

Комитет по государственному заказу согласился с данными предложениями, о чем было сообщено на общегородской конференции 26 мая и соответствующая работа началась.
В потребительской сфере Общественный Совет предлагалКомитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка и Комитету имущественных отношений внести изменения в Постановление Санкт-Петербурга от 30 декабря 2010 года № 1830 в части увеличения параметров нестационарных объектов автосервиса, расположенных на земельных участках, разрешенное использование которых предусматривает «размещение объектов транспорта (под предприятия автосервиса) вследующей редакции:
«Для размещения временных (некапитальных) объектов автосервиса площадь предоставляемого земельного участка должна составлять не более 700 кв. м, площадь размещаемого на указанном земельном участке объекта — не более 300 кв. м, высота — не более 6 м, в случае размещения временных (некапитальных) объектов автосервиса на земельных участках, для которых установленные виды разрешенного использования „для размещения объектов транспорта (под предприятия автосервиса)“ в пределах границ соответствующей территориальной зоны являются основным видом разрешенного использования, площадь размещаемого на земельном участке объекта должна составлять не более 500 кв. м, высота — не более 6 м, площадь земельного участка не более 1 500 кв. м».
Данное предложение включено в Проект Постановления, и я надеюсь, оно найдет отражение и в будущем документе.
Важное событие должно произойти на федеральном уровне в потребительской сфере. Минпромторгом РФ подготовлен Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон „Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации“ (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной торговли)».
Крайне позитивный документ учитывает все пожелания малого бизнеса, неоднократно озвученные на заседаниях Совета.
1. Определен единый подход к порядку размещения нестационарных торговых объектов, в том числе на основании договора на размещение НТО.
2. Законопроектом прямо установлено, что достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и иных установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативов не может служить основанием для отказа во включении в схему размещения новых нестационарных торговых объектов.
3. Законопроектом установлено, что введение либо изменение и (или) дополнение требований к местам размещения НТО не может служить основанием для пересмотра мест нестационарных торговых объектов, размещенных в установленном порядке до введения или изменения соответствующих требований; кроме того, установлено, что при формировании схемы размещения в нее подлежат включению все нестационарные торговые объекты, размещенные на момент ее формирования на основаниях, предусмотренных нормативными правовыми актами органов власти субъекта Российской Федерации.
4. Установлено право применения вновь утверждаемых требований к внешнему виду нестационарных торговых объектов не ранее чем через 7 лет с момента начала осуществления хозяйствующими субъектами торговой деятельности, и модернизация внешнего оформления нестационарных торговых объектов в соответствии со вновь утверждаемыми требованиями не чаще, чем 1 раз в 7 лет без замены конструктивных элементов.
5. Определен исчерпывающий перечень оснований для отказа во включении места размещения нестационарного торгового объекта в схему размещения.
6. Определен общий порядок предоставления альтернативных компенсационных мест.

В сфере импортозамещения Общественный Совет предлагал целый комплекс мер по стимулированию процесса импортозамещения. В результате Комитет по промышленной политике и инновациям готов ежегодно актуализировать справочник базовых промышленных предприятий Санкт-Петербурга по видам экономической деятельности и Реестр инновационных предприятий.
С сентября 2015 года в 4-м павильоне «Ленэкспо» заработает Центр импортозамещения, призванный стать постоянно действующей демонстрационной площадкой для российских предприятий, способных представить конкурентоспособную продукцию. Проект должен снизить долю импорта оборудования и компонентов, стать площадкой-интегратором для эффективного поиска спроса и предложения на продукцию и услуги промышленного сектора.
Что не удалось реализовать и какие вопросы требуют сегодняшнего обсуждения?
В сфере доступа к энергоресурсам
1. Как известно, на заседании Общественного Совета, состоявшемся 24 октября 2014 года, Губернатор Санкт-Петербурга дал поручение тогда еще КУГИ начать работу по закреплению энергомощностей за госимуществом. Необходимость в этом была вызвана тем обстоятельством, что Санкт-Петербург является одним из немногих российских регионов, где госимущество сдается в аренду без наличия договора на энергоснабжение.
По этой причине большинство арендаторов платило по так называемому «среднему», однако выход Постановления Правительства РФ № 442 привел к тому, что более 15 000 представителей малого и среднего бизнеса стали платить по сечению кабеля, а это суммы, подчас превышающие оборот этих компаний. Решением проблемы должно было стать закрепление мощностей за гособъектами. Однако эта работа совпала с реформой КУГИ и в результате сегодня практически заморожена. Общественный Совет просит руководство КИО провести совещание с участием всех заинтересованных сторон, включая Общественный Совет, чтобы проанализировать причины остановки процесса закрепления и продолжить данную работу. Напомню, что в резолюции прошлогоднего Форума субъектов малого и среднего бизнеса зафиксировано, что эта работа должна завершиться в декабре 2015 года.

2. Еще одно предложение, озвученное на прошлом заседании, касалось вопроса упрощения процедуры сбора документов (актов разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон), необходимых для заключения договора энергоснабжения. Общественный Совет провел рабочее совещание с участием профильных комитетов, руководителей ОАО «ПСК» и ОАО «Ленэнерго». В результате данного совещания родились следующие предложения:

  • Жилищному комитету Санкт-Петербурга включить в раздел 2 примерной формы договора управления многоквартирным домом, утвержденной Распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2007 № 31-р, включить условие об обязанности управляющих компаний предоставлять, в пределах своей компетенции, по требованию собственников помещений многоквартирного дома, запрашиваемую документацию (в том числе акты разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон), или же предоставлять мотивированный отказ в ее выдаче;
  • Комитету по тарифам рассмотреть вопрос о возможности разработки для управляющих компаний в сфере ЖКХ, методики определения перечня и примерной стоимости мероприятий, включаемых в технические условия на подключение к электросетям, подлежащих к исполнению для оформления актов разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон.

3. Следующая проблема в энергетической сфере касалась порядка присоединения к электрическим сетям нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга. Участники совещания предложили:
В целях разработки упрощенного порядка технологического присоединения нестационарных торговых объектов, Общественному Совету по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга:

  • выйти с предложением о создании рабочей группы с участием Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка, Комитета имущественных отношений для выработки решений (предложений) по обеспечению возможности технологического присоединения нестационарных торговых объектов, размещаемых на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга, или государственная собственность на которые не разграничена, к специально оборудованным для нестационарных торговых объектов точкам подключения электроэнергии, увеличение числа таких точек подключения;
  • обратиться к вице-губернатору Санкт-Петербурга Мовчану С. Н. с предложением о создании структуры, контролирующей целесообразность создания и порядок использования точек подключения электроэнергии, необходимых для технологического присоединения нестационарных торговых объектов, размещаемых в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектах на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена.

В сфере доступа к госзаказам
На заседании Общественного Совета, прошедшем в июне 2013 года под председательством вице-губернатора Марата Оганесяна, поднимался вопрос о поддержке малого строительного бизнеса. И одним из важнейших элементов поддержки должно было стать возвращение в государственные контракты, в сфере строительства, авансовых платежей до 30%. И использование авансирования в течение всего срока действия госконтракта.
В адрес Общественного Совета было направлено соответствующее письмо за подписью экс-вице-губернатора Марата Оганесяна. Мы обрадовали представителей отрасли, однако по утверждению руководителя «СоюзПетрострой» Льва Каплана, на практике это решение не было реализовано. В этой связи Общественный Совет обращается, теперь уже к вице-губернатору Игорю Николаевичу Албину, с предложением рассмотреть вопрос о необходимости подобной поддержки отрасли.
Продолжил заседание председатель Совета СРО «Ассоциация управляющих и эксплуатационных организаций в жилищной сфере» Евгений Пургин. Он рассказал о проблемах и перспективах развития предприятий малого и среднего бизнеса в системе ЖКХ.
Как известно, Минстроем России на федеральном уровне разработан документ под названием «Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации до 2020 года».

Евгений Пургин сообщил, что Правительством Санкт-Петербурга 24 марта 2015 года был утвержден комплекс мер по развитию жилищно-коммунального хозяйства Санкт-Петербурга на 2015–2018 годы. Документ был подготовлен на основании Стратегии и является своего рода «дорожной картой».
Комплекс мер включает следующие направления:

  • обеспечение информационной открытости и подконтрольности жилищно-коммунального хозяйства;
  • содержание жилищного фонда, в том числе государственное регулирование деятельности по управлению МКД;
  • обеспечение модернизации объектов ЖКХ;
  • реализация мер по энергосбережению и повышению энергетической эффективности;
  • создание региональной системы по обращению с отходами потребления.

Общественный Совет по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга неоднократно поднимал проблемы отрасли на своих заседаниях. Результатом данной работы стало создание постоянной рабочей группы при Комитете по жилищной политике и создание профильной комиссии при Общественном Совете. Одним из конкретных решений, реализованных благодаря деятельности Общественного Совета, стало проведение в 2009 году конкурсных процедур для предприятий малого бизнеса на право управления жилищном фондом, в котором не были определены управляющие компании, что составило около 9% от общего городского фонда.
Однако локальные решения не могут принципиально повлиять на хронические проблемы отрасли, которые отражены, в том числе, и в Стратегии.
На сегодняшний день, среди наиболее острых проблем отрасли петербургские предприниматели отмечают проблемы, возникающие при формировании тарифной политики; отсутствие возможности осуществления прямых платежей от населения напрямую в ресурсоснабжающие организации; недостаток достоверной и открытой информации об эффективности компаний, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ; невозможность взыскания задолженности за потребленные коммунальные ресурсы с неплательщиков; недостаток инвестиций.
Что касается первого вопроса, то нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления. По мнению экспертов ЖКХ, эти нормативы сегодня в городе существенно занижены и не учитывает в полной мере специфику объекта. В результате бизнес несет убытки до 30 млн. руб. ежемесячно.
Решением может стать контроль Жилищного комитета за исполнением правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, обязывающий ГУП ВЦКП произвести расчеты с применением повышающих коэффициентов в случае отсутствия (при технической возможности установки) приборов учета коммунального ресурса.
Для этого предлагается создать рабочую группу из представителей управляющих организаций, Жилищного комитета, Комитета по тарифам, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, а также Комитета финансов, Общественного Совета, чтобы выработать конструктивные предложения для решения этого вопроса.
Следующие две проблемы взаимосвязаны. Число неплательщиков в Санкт-Петербурге на протяжении многих лет устойчиво составляет не менее 5% от числа потребителей услуг ЖКХ. Мероприятия по взысканию накопленной задолженности позволяют вернуть не более 10%. В результате управляющие компании несут существенные убытки. Решением данной проблемы могла бы стать возможность осуществления прямых платежей от населения напрямую в ресурсоснабжающие организации. Идея этого эксперимента уже была поддержана городом в 2012 году, но встретила противодействие со стороны ряда городских ГКУ ЖА и не была реализована в полной мере.
Помимо данного решения, для поддержания субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность по управлению жилыми домами и терпящих убытки из-за системных неплательщиков, возможно разработать специальную программу частичного возмещения убытков, связанных с возникновением задолженности населения за потребленные коммунальные ресурсы, в случае признания таких долгов невозможными к истребованию.
Для привлечения частных инвестиций в сферу коммунального хозяйства Правительство Российской Федерации считает важным перейти к долгосрочному инвестиционному планированию и тарифному регулированию. На уровне региона, помимо разработки долгосрочного тарифного регулированияв сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обеспечивающего долгосрочные гарантии инвесторам в части доходности и возвратности вложенных средств, необходимо разработать специальные кредитные продукты, направленные на привлечение малого и среднего бизнеса в сферу ЖКХ. А поручителем перед банками мог бы выступить «Фонд кредитования субъектов малого и среднего бизнеса». А также организация Санкт-Петербургом и органами местного самоуправления работы по передаче объектов жилищно-коммунального хозяйства частному инвестору на основании концессионных соглашений.
Для повышения открытости отрасли и, как следствие, ее эффективности в Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года предлагается повысить общественный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства. С этой целью необходимо создавать региональные центры общественного контроля. Я считаю, что данную работу вполне могла бы выполнить комиссия ЖКХ Общественного Совета.

Завершилось заседание выступлением председателя Правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергея Фёдорова с предложениями по снижению административных барьеров, среди которых прозвучали такие рекомендации, как: реформирование системы управления городом, введение должностей первых заместителей глав районных администраций по экономике, реформирование системы муниципального образования и др.
Традиционно в конце мероприятия была принята резолюция заседания, на основе которой будет сформирован перечень поручений профильным комитетам.

План работы Общественного Совета в 2023 годуЗаседания с участием Губернатора городаТуристический форум "Северная Пальмира" -1Туристический форум "Северная Пальмира" -2Туристический форум "Северная Пальмира" -3Туристический форум "Северная Пальмира" - 4Санкт-Петербургский форум малого и среднего предпринимательстваФорум малого предпринимательстваТелепроект «Малый бизнес большого города» 2012Телепроект "Малый бизнес большого города -2013"Телепроект "Малый бизнес большого города -2014"Телепроект "Малый бизнес большого города -2015"Телепроект «Малый бизнес большого города – 2016»Телепроект «Малый бизнес большого города – 2018»Телепроект «Малый бизнес большого города - 2019»КонкурсыОтчетные конференцииСеминарыЖурнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга -2021" (номер 1)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 2)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 3)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 4)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 5)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 6)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 7)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 8)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга -2021" (номер 9)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 10)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 11)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 12)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 1)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 2)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 3)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 4)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 5)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 6)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер7)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 8)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 9)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 10)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 11)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 12)

Важные новости