Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

В Правительстве обсудили регулирование нестационарной и мобильной торговли

03.12.2018
В Правительстве обсудили регулирование нестационарной и мобильной торговли

В Московской области 29 ноября 2018 года прошло заседание Правительства Российской Федерации под председательством Дмитрия Медведева. В совещании принял участие Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров. Одной из ключевых тем заседания стали поправки в Закон о торговле, которые предусматривают создание благоприятных условий для торговой деятельности с использованием нестационарных и мобильных торговых объектов – ларьков, киосков, павильонов и автомагазинов.

Говоря о необходимости развития в России малого и среднего бизнеса, Дмитрий Медведев заметил, что принятие поправок обеспечит необходимое сейчас правовое регулирование нестационарной и развозной коммерции.

- Одна из главных новелл гарантирует предпринимателям адекватную замену места для торговли, если прежний участок, где размещался павильон или автолавка, понадобился для государственных или муниципальных нужд. То есть мы сохраняем за бизнесом преимущества в случае изменения его местоположения. Бизнес должен сохраниться, - подчеркнул Председатель Правительства РФ.

 Ещё один важный момент в предложенных изменениях – договор на размещение киоска или автолавки. По словам Дмитрия Медведева, теперь он будет заключаться на более длительный срок – не менее чем на пять лет.

- По заявлению предпринимателя договор может быть продлён без проведения торгов, чтобы были сформированы более надёжные, стабильные условия. При этом торговые сооружения должны будут содержаться в технически исправном состоянии и соответствовать архитектурным требованиям, которые установят местные власти, - отметил он.

Решение Правительства:

Одобрить проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в части совершенствования правового регулирования организации нестационарной и развозной торговли)» и внести его в Государственную Думу в установленном порядке.

По завершении заседания Правительства прошел брифинг Дениса Мантурова.

Вопрос: Сегодня Правительство рассмотрело законопроект о нестационарной, мобильной торговле. В чём его суть? Зачем понадобилось принципиальное разделение стационарных и мобильных торговых точек?

Д.Мантуров : Это долгожданный законопроект, поправки в закон о торговле. До этого не было дефиниции, связанной с мобильной торговлей. С учётом предложений сейчас это появляется. Это даёт возможность отделения мобильных вендоров. Имеется в виду автомобили, автолавки, фудтраки не рассматривать как стационарный киоск, потому что передвижная торговля подразумевает возможность мобильности. До этого закон такой возможности не предоставлял.

Самое главное – за счёт этих предложений, поправок предусматривается привлечение дополнительных инвестиций средним и малым бизнесом в эту отрасль – порядка 220 млрд рублей в общей сложности в ближайшее время. Это даёт стабильность бизнесу, уверенность на долгосрочный период. Если раньше бизнес выживал, то теперь он чётко понимает правила игры на долгосрочный период.

В целом законопроект предусматривает (мы расчётным путём пришли к этому), помимо дополнительных инвестиций, о которых я сказал, возможность реализации дополнительно как минимум 4,5 млн т сельхозпродукции. Это те сельхозтоваропроизводители, которые раньше не могли попасть с учётом объективных условий в торговые сети. За счёт этого у них будет возможность реализовывать оперативно свою продукцию.

Плюс это обеспечит дополнительную занятость почти четверти миллиона человек – 250 тысяч человек получат новые рабочие места. И мы надеемся, что коллеги из Государственной Думы, уважаемые депутаты, поддержат законопроект оперативно, потому что это один из пунктов национального проекта малого и среднего предпринимательства, один из моментов, который даёт возможности развития этого направления.

Вопрос: Вы назвали сумму дополнительных инвестиций 220 млрд рублей. Можно уточнить, в какой срок такие дополнительные инвестиции планируется получить? В целом такой экономический эффект ожидается от реализации этого законопроекта?

Д.Мантуров: В целом экономический эффект исчисляется, конечно, бóльшими цифрами, потому что это закладывается на долгосрочную перспективу. Я назвал Вам цифры, которые предусматриваются на ближайшие несколько лет. Если Вас интересует, как раскладываются эти цифры, я могу привести один из знаковых примеров. Если мы говорим о мобильной торговле, то (это опять же расчётным путём) порядка 50 тыс. единиц грузовиков и лёгкого коммерческого транспорта будет приобретаться предпринимателями для реализации своей предпринимательской деятельности. Но если вы помножите это количество на стоимость автомобилей, к стоимости автомобилей прибавите стоимость оборудования, которое устанавливается на эти фудтраки, автолавки, затем прибавите к этому инвестиции на стоимость киосков и другой инфраструктуры, которая будет организовываться в рамках этих инвестиций... Поэтому это только прямые инвестиции на обеспечение деятельности этого направления.

Что касается дополнительных налоговых поступлений на федеральном, региональном уровне – это дополнительные поступления, которые мы даже не обозначаем, объёмы, которые также можно рассчитать, и это точно будут внушительные цифры, бóльшие, чем те инвестиции, которые я обозначил. Это мультипликативный эффект на долгие годы.

Вопрос: Территориальные ограничения для этого нестационарного бизнеса будут какие-то? Может быть, по виду деятельности, по объёмам бизнеса?

Д.Мантуров: Вы задали сложный, сочленённый вопрос. Если вы говорите о том, какими правами хозяйствующие субъекты, предприниматели будут обладать при мобильной торговле, то главное преимущество – это нахождение в разных точках ведения бизнеса по схеме, заранее согласованной с территориальными образованиями, то есть муниципалитетами. Допустим, в определённые дни автолавка будет размещаться в одном месте, а в другие дни или часы, например, будет размещаться в труднодоступных местах или удалённых населённых пунктах. Это невозможно реализовать при стационарной или даже малоформатной торговле, если мы не рассматриваем бизнес на колёсах.

Если мы говорим в целом о малоформатной торговле, то главное преимущество для бизнеса, предусмотренное законопроектом, – это гарантия сохранения бизнеса. Например, если муниципалитет предусматривает благоустройство на территории, где находится киоск, то при этом он гарантирует возможность переноса этого киоска в другое место. На сегодняшний день такой возможности нет.

Если мы говорим о внешнем виде киосков, прерогатива будет за муниципалитетами. Инвесторы, малый и средний бизнес будут вкладывать средства во внешний вид, предусмотренный органами власти.

Но главное – будет гарантия долгосрочных договоров, на период пять-семь лет, в том числе будет предусматриваться продление для добросовестных предпринимателей этих договоров без торгов на аналогичный срок. Это гарантия для бизнеса и стабильность его ведения.

Вопрос: Денис Валентинович, Вы сейчас упомянули в том числе всем привычные торговые сети. В связи с этим хотелось бы спросить: не планирует ли Министерство предлагать повысить порог доминирования этих сетей, который сегодня составляет 25%? И если такие поправки будут предлагаться, когда это будет сделано?

Д.Мантуров: Знаете, казалось бы, законопроект, который сейчас вносится в Государственную Думу, тоже не вызывал вопросов, тем более у предпринимательского сообщества, потому что они, наоборот, просили об этом, и мы старались оперативно с федеральными органами исполнительной власти, в Правительстве рассмотреть все эти новеллы в законопроект. Но достаточно длительные дискуссии были с субъектами Российской Федерации, они заняли определённое время. С начала согласования уже прошло почти полтора года, поэтому давать какие-то прогнозы по тем новациям, о которых Вы сейчас упомянули, я бы не стал. Но по крайней мере мы это точно поддерживаем, и если коллеги из других ведомств оперативно нам согласуют в установленном порядке данные поправки, мы будем только признательны и оперативно отработаем это.

Вопрос: Сегодня было сообщение Минпромторга о том, что АвтоВАЗ с партнёрами – альянсом Renault – Nissan – Mitsubishi подали заявку на СПИК. Параметры можете озвучить подробно?

Д.Мантуров: Подтверждаю, что такая заявка официально поступила. Мы в рабочем порядке с коллегами уже достаточно долгое время обсуждали этот вопрос. И это в определённом смысле даёт надежду, что не потребуется длительного согласования.

Что касается инвестиций, то на период реализации специнвестконтракта (десятилетний период) инвестиции – порядка 60 млрд рублей. По крайней мере то, что на сегодняшний день заявлено. Когда будут рассматриваться детали, специфика этого специнвестконтракта с учётом моделей, предусмотренных требований, которые мы предъявляем автопроизводителям по агрегатам, автокомпонентам, я думаю, могут быть инвестиции и откорректированы. Но цифры, обозначенные в заявке, я назвал.

Все новости

Важные новости