Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Реформа госконтроля: промежуточные итоги

02.10.2017
Реформа госконтроля: промежуточные итоги

Нормативно-правовая база для перехода на «умный» риск-ориентированный государственный контроль и надзор уже создана, а информация о надзорных мероприятиях стала более открытой и доступной.

Это отметил председатель правительства Дмитрий Медведев 27 сентября в ходе заседания президиума Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором рассматривались промежуточные итоги реализации приоритетных проектов и программ. Одна из таких программ — «Реформа контрольной и надзорной деятельности», её куратором является министр РФ по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов.

Как подчеркнул премьер-министр, речь идёт «не о поверхностных изменениях, а о коренном преобразовании работы этой огромной системы». Дмитрий Медведев обратил внимание на повышение открытости системы госконтроля.

В последнее время ведомства стали публиковать на своих сайтах планы проверок, статистику, проверочные листы, нормативные акты, которые содержат обязательные требования. Заработал и единый реестр проверок, что само по себе неплохо. Надо эти практики расширять», — подчеркнул премьер.

На смену репрессивному контролю должен прийти контроль партнёрский. На повышение открытости системы госконтроля направлены публичные обсуждения правоприменительной практики, которые ежеквартально проводятся с предпринимателями на федеральном и региональном уровне. За первое полугодие состоялось более 1300 таких встреч, в них приняли участие более 200 тыс. предпринимателей. В топ-5 условного рейтинга надзорных органов по качеству дискуссии с бизнесом вошли Россельхознадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, ФТС и Роструд. Среди регионов-лидеров, в которых надзорные органы наиболее качественно организовали «балансовые», — Алтайский край, Саратовская область и Якутия.

Благодаря созданной за эти месяцы нормативной базе, по словам Дмитрия Медведева, проверки начали проводиться на основе профилей риска. То есть внимание инспекторов сконцентрировано на тех объектах, нарушения на которых могут привести к существенному ущербу.

За 9 месяцев текущего года принято 8 постановлений правительства, которые установили внедрение риск-ориентированного подхода, уточнил министр РФ Михаил Абызов.

В низкую категорию риска теперь попадают в среднем около 60% поднадзорных субъектов, в отношении них не будут проводиться плановые проверки. В чрезвычайно высокую и высокую категории риска по различным контрольным органам попали порядка 2% субъектов контроля. А по 6 видам контроля, в том числе в области рекламы, тарифов, розничной продажи алкоголя, решено вовсе отказаться от плановых проверок», — сказал Михаил Абызов.

На рассмотрении в правительстве РФ, по словам министра, находятся проекты нормативных актов, устанавливающих категории рисков по 12 видам контроля и надзора, принятие которых также переведёт множество субъектов и объектов в низкие категории рисков и тем самым освободит предпринимателей от плановых проверок.

Ещё 8 уже принятых постановлений регламентируют на данный момент внедрение проверочных листов — списков контрольных вопросов, которые инспекторы должны использовать при проведении проверок. Такие чек-листы позволяют сделать проверки более прозрачными и предсказуемыми для бизнеса.

На данный момент утверждено 67 списков контрольных вопросов. С 1 октября 2017 года они будут применяться при проведении плановых проверок в сфере пожарного, санитарно-эпидемиологического, земельного, ветеринарного и транспортного надзора, а также надзора в сфере транспортной безопасности и в отдельных видах экологического надзора. Большая часть проверочных листов заработает с 1 января 2018 года, а с 1 июля 2018 года проводить плановые проверки с использованием чек-листов нужно будет по всем видам контроля», — отмечает Михаил Абызов.

Создание чек-листов — одно из направлений ревизии обязательных требований, исполнение которых инспекторы проверяют у предпринимателей. Как пояснил министр, эти требования до сих пор не были систематизированы и не были в полной мере понятны ни предпринимателям, ни сотрудникам контрольно-надзорных органов. Они могли по-разному интерпретироваться и применяться. Сбором предложений по пересмотру избыточных и устаревших требований занимаются 19 рабочих групп Общественно-делового совета, в который входят представители бизнеса и чиновники.

За первые 6 месяцев рабочие группы направили в органы власти более 400 предложений об отмене устаревших или избыточных требований. Проектный комитет реформы в сентябре утвердил первые "дорожные карты" по отмене 20 обязательных требований в таких сферах, как гражданская авиация, розничная торговля и производство продуктов питания. До конца года предстоит выявить лишние требования по 5 видам предпринимательской деятельности и 5 видам контроля и принять нормативные акты, которые актуализировали бы требования», — уточняет Михаил Абызов.

Ещё одним важным промежуточным итогом реформы стало утверждение новых показателей эффективности для ряда ведомств: МЧС, Росздравнадзора, ФАС, Ространснадзора, ФТС, МВД, Ростехнадзора. Теперь их деятельность оценивается исходя из фактического снижения смертности, травматизма, заболеваемости и материального ущерба, а не по количеству проверок и выписанных штрафов, указал Михаил Абызов. К уровню подготовки инспекторов будут предъявляться самые высокие требования. В ближайшее время будет запущена платформа онлайн-обучения, которая охватит порядка 200 000 инспекторов, сообщил Михаил Абызов.

Дмитрий Медведев также отметил важность информатизации контрольно-надзорной деятельности: перехода от дорогих очных проверок к дистанционным методам контроля с помощью телеметрии, датчиков, фото- и видеофиксации. Премьер призвал координировать действия с программой «Цифровая экономика», это особенно актуально для контрольно-надзорных ведомств. По его словам, им следует предусмотреть средства для цифровизации своей работы в рамках имеющихся ресурсов.

Уже сейчас, по словам Михаила Абызова, надзорные ведомства используют новые технологии в своей работе: формируются личные кабинеты инспекторов и проверяемых лиц, с помощью которых они смогут обмениваться информацией о контрольно-надзорных мероприятиях, их результатах. А в дальнейшем будут предусмотрены сервисы самооценки, самодекларирования и обжалования результатов проверки.

В региональных контрольно-надзорных органах внедряется типовое облачное решение по автоматизации контрольно-надзорной деятельности, которое позволит им уже в 2017 году внедрить ключевые компоненты риск-ориентированного подхода, уровень автоматизации которых недостаточен.

На текущий момент к системе подключены 30 субъектов Российской Федерации, ещё 35 ожидают подключения. Внедрение системы уже в 2017 году позволило сократить расходы на формирование собственных информационных систем контрольно-надзорных органов — расчётный объём достигнутой экономии составляет 800 млн рублей», — сказал министр.

Распоряжением Правительства от 26 сентября утверждена «дорожная карта» по созданию информационной системы «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности». Согласно этому документу, к 1 августа 2019 года к системе должны подключиться все органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют региональный государственный контроль.

Источник: Открытое Правительство. 

Все новости

Важные новости