Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Дмитрий Медведев: «Деятельность контрольных и надзорных структур должна давать реальные, проверяемые результаты»

20.10.2016
Дмитрий Медведев: «Деятельность контрольных и надзорных структур должна давать реальные, проверяемые результаты»

Реформирование системы государственного контроля стало одним из ключевых направлений работы Совета при Президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам

Для перестройки существующей системы необходимо выполнить ряд задач, в частности, перейти к модели управления рисками, уйти от «палочной» системы оценки, а также перестроить кадровую политику, привлекая высококвалифицированных специалистов. Конкретные предложения по каждому направлению, включая их целевые показатели, представил министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов 19 октября на заседании президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам.

Открывая заседание, Премьер-министр Дмитрий Медведев отметил, что контрольно-надзорная деятельность в том виде, котором она сейчас существует, вызывает очень много нареканий, она неэффективна, нередко коррумпирована и агрессивна по отношению к бизнесу, а также в целом громоздка для государства. Председатель Правительства озвучил ряд задач, которые необходимо решить в первую очередь.

Деятельность контрольных и надзорных структур должна давать реальные, проверяемые результаты. То есть она должна минимизировать вред жизни и здоровью людей, приводить к снижению количества смертельных случаев, числа заболеваний, травм на производствах, а также к сокращению материального ущерба. Здесь есть целый ряд целей, в том числе по снижению смертности по контролируемым видам рисков к 2018 году. У нас, напомню, только из-за инфекционных заболеваний, отравлений, пожаров, дорожно-транспортных происшествий ежегодно гибнут десятки тысяч человек. По данным статистики, совокупная цифра — около 80 тыс. в 2015 году, что, конечно, неприемлемо», — сказал Дмитрий Медведев.

Он обратил особое внимание на необходимость внедрения риск-ориентированного подхода в контроле и надзоре. Затем Дмитрий Медведев обозначил в качестве ещё одной задачи снижение административной нагрузки на бизнес.

Нередко предприниматели не в состоянии обеспечить соблюдение предъявляемых требований хотя бы потому, что этих требований слишком много, либо они противоречивы, либо устарели. Количество актов, которые действуют в этой сфере, очень значительное, и часть из них действительно принималась в совершенно других социально-экономических условиях… Задача — снизить непроизводственные издержки бизнеса на 20% к 2018 году и в два раза — к 2024 году», — заявил премьер.

Дмитрий Медведев отдельно остановился на необходимости повысить качество государственного управления в этой сфере. Он отметил, что порядок работы каждого контрольного ведомства должен быть точно регламентирован, деятельность — измеряема конкретными показателями, включающими в том числе сокращение числа проверок.

Затем министр по вопросам Открытого правительства Михаил Абызов представил содержание, задачи и целевые показатели проекта реформы системы государственного контроля и надзора. В наиболее понятном виде предложения по реформе представлены в формате видеоролика на сайте Открытого правительства.

В проекте реформы сформулированы три основные цели.

Первая цель — обеспечить значительное сокращение вреда в результате несчастных случаев, заболеваний. В течение 2018–2024 годов мы должны за счёт новой работы контрольно-надзорных органов существенно сократить статистику по смертности в результате рисков, которые контролирует государство, ущерб от заболеваемости и материальный ущерб. Второе направление реформы — это сокращение административного давления на бизнес. Контрольно-надзорная деятельность должна стать более прозрачной, объективной. Система требований должна быть актуализирована, мы должны исключить дублирующие, избыточные требования для бизнеса, а также сокращать количество неэффективных проверок, которые проводятся без учёта того, какой потенциальный риск представляет деятельность того или другого предприятия. Третье направление — это совершенствование работы всей государственной машины, которая обеспечивает контрольно-надзорную деятельность. В этой части нам необходимо будет обеспечить и новые кадровые подходы, то есть работать над повышением квалификации нашего инспекторского персонала, активно внедрять информационные системы, без качественной работы которых невозможна в том числе и реализация современных методов контроля и надзора, которые осуществляются без фактического контакта физического инспектора и поднадзорного субъекта, а все данные по работе контрольно-надзорных органов получаются через информационные системы», — рассказал Михаил Абызов.

Параметры по этим трём целям в целом были одобрены на заседании президиума.

Целевые показатели реформы включают в себя сокращение количества смертельных случаев, а также заболеваний, отравлений, пострадавших и травмированных по контролируемым государством видам рисков: на 15% в 2018 году и на 50% в 2024 году. В пересчёте на реальные цифры это означает совокупно 170 тысяч спасённых жизней — только за период реформы. Также в проекте предусмотрено сокращение уровня материального ущерба на 10% в 2018 году и на 30% в 2024 году — а это совокупное сокращение ущерба более чем на 2,5 триллиона рублей. Снижение административной нагрузки на бизнес должно составить 20% в 2018 году и 50% в 2024. Что касается повышения общего уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности, то здесь заложены следующие целевые показатели: на 10% в 2018 году и на 50% в 2024 году.

Для достижения вышеперечисленных целей предложены восемь самостоятельных проектов-задач в рамках реализации реформы, по каждой из которых предложены свои показатели эффективности.

Первая касается перехода на риск-ориентированный подход в контроле и надзоре. Сплошные проверки должны быть только на объектах повышенной опасности. Предполагается, что в 2019 году риск-ориентированный подход должен быть внедрён практически в каждом контрольном ведомстве.

Вторая задача касается устранения устаревших, избыточных, противоречивых и дублирующих требований (их в общей сложности около 2 млн), с которыми связано 90% издержек бизнеса от исполнения государственных требований. Необходимо собрать, актуализировать и опубликовать в открытом доступе обязательные требования. Качество системы обязательных требований должно быть повышено более чем на 60% в 2018 году и более чем на 90% в 2024 году.

Третья задача — профилактика нарушений. Превентивный контроль должен заменить репрессии в случае нарушений. Для этого необходимо вести масштабную профилактическую работу с бизнесом. Уже в 2019 году регламент проведения комплексной профилактики нарушений обязательных требований должен быть внедрён практически по всем видам контроля.

Четвертая задача касается информатизации, которая позволит кратно сократить время на проведение контрольных мероприятий, повысить их результативность и прозрачность. Систематизация индикаторов риска и аналитика с использованием искусственного интеллекта и «больших данных» рождает новую модель прогнозирования и предупреждения ущерба. Другими словами, создаётся единая государственная информационная среда контроля и безопасности. В 2021 году при осуществлении практически всех видов контроля должны использоваться современные информационные технологии.

Пятая задача: замена «палочной» системы оценки работы контрольных органов системой, основанной на оценке достижения измеримых показателей сокращения уровня угрозы и ущерба. Доля видов контроля, по которым применяется новая система КПЭ, должна составлять 95% в 2018 году.

Наша задача в конечном итоге — связать оценку эффективности и результативности работы контрольно-надзорного органа с результатами состоявшихся рисков и ущербов», — пояснил Михаил Абызов.

Шестое и седьмое направления — снижение уровня коррупции и развитие кадрового потенциала контрольно-надзорных органов.

Наконец, восьмая задача предусматривает реформирование системы контроля и надзора на уровне регионов и муниципалитетов.

По словам Михаила Абызова, паспорт всего приоритетного направления по реформе контроля и надзора должен быть подготовлен и представлен в президиум Совета при Президента РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам до конца 2016 года. По каждому из восьми перечисленных проектов также будут подготовлены свои паспорта, которые будут представлены до конца года.

Источник: Открытое Правительство. 

Все новости

Важные новости