Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Заместитель Министра Владимир Симоненко принял участие во встрече министров АТЭС по вопросам малого и среднего предпринимательства

06.08.2012
Заместитель Министра Владимир Симоненко принял участие во встрече министров АТЭС по вопросам малого и среднего предпринимательства

3 августа в Санкт-Петербурге в рамках председательства России в форуме «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС) состоялось 19-е Министерское совещание по вопросам малого и среднего предпринимательства. Российскую делегацию на совещании возглавил заместитель министра Владимир Симоненко.

19-я встреча министров АТЭС по вопросам малого и среднего предпринимательства (МСП) была посвящена теме поддержки МСП с целью содействия инновационному развитию в регионе АТЭС. В ходе заседания, в частности, обсуждались:

  • интернационализация и поддержка экспортно-ориентированных малых и средних предприятий;
  • содействие инновационным МСП;
  • поддержка малого бизнеса на стадии старт-ап и развитие молодежного предпринимательства.

85280096-7a99-4470-ad26-34540ada5096.jpg

Владимир Семененко в своем выступлении отметил, что поддержка малого и среднего бизнеса занимает важное место в списке приоритетов российского правительства:

- У нас есть координирующий орган при правительстве во главе с первым заместителем премьер-министра, Комиссия по МСП, которая регулярно рассматривает вопросы, связанные с развитием и государственной поддержкой МСП.

Есть целый ряд инструментов для поддержки малого и среднего бизнеса. Особое внимание уделяется инновационным компаниям. Они получают субсидии на запуск, приобретение оборудования, развитие новых технологий и переподготовку молодых специалистов. Кроме того, государство поддерживает развитие инфраструктуры инновационных компаний. Правительство также оказывает поддержку экспортно-ориентированным компаниям.

Государственная поддержка является достаточно эффективной. И я думаю, что и в дальнейшем мы будем продолжать развивать существующие механизмы поддержки.

Участники совещания отметили растущий интерес к теме старт-апов и молодежного предпринимательства. В течение 2012 года было проведено несколько мероприятий, связанных с данной проблематикой: саммит молодых предпринимателей в Пекине, Конференция АТЭС по вопросам старт-апов в Сеуле, а также круглый стол молодых предпринимателей, организованный по инициативе России в Санкт-Петербурге в рамках Рабочей группы АТЭС по МСП.

Наряду с молодежным предпринимательством получили поддержку и всеобщее одобрение министров другие российские инициативы, связанные с защитой интеллектуальной собственности МСП и созданием информационной базы для МСП в области глобальных цепочек поставок.

Справочно:

Малые и средние предприятия играют ключевую экономическую роль во всех экономиках АТЭС, особенно в создании возможностей для трудоустройства. МСП составляют 90% всех предприятий и привлекают от 32% до 84% сотрудников из каждой экономики АТЭС. До сих пор нет общего определения для малых и средних предприятий в мире и в АТЭС. Критерии, часто использующиеся для определения МСП, включают такие показатели, как количество сотрудников, объемы капитала, активов, производительность труда и оборот. Например, в соответствии с определением Европейского союза, средние предприятия часто имеют от 50 до 249 человек и максимальный оборот 50 млн. евро, в то время как малые предприятия имеют от 10 до 49 сотрудников с максимальным оборотом 10 млн. евро.

Экономики АТЭС не раз подтверждали свою заинтересованность в развитии малого и среднего бизнеса, поскольку именно такие предприятия являются важным элементом развития экономики и достижения Богорских целей. Несмотря на то, что в регионе АТЭС на долю малых и средних предприятий приходится около 90 % всех предприятий, на них трудятся почти 60% трудоспособного населения, они создают лишь около 30% экспортной продукции. Для того, чтобы способствовать развитию малого и среднего бизнеса и в целях наращивания его потенциала в международной торговле была создана Группа по развитию малых и средних предприятий (SMEs). Группа была создана в феврале 1995 года в качестве специальной группы, цель которой заключалась в повышении конкурентоспособности данных предприятий и содействии более открытой торговле и инвестиционной среде. Изначально она создавалась на два года, но затем срок ее действия был продлен в 1996 году, а после - и в 1998 году. В 2000 году группа получила постоянный статус в структуре АТЭС и переименована из SMEs в SMEWG (Small and Medium Enterprises Working Group). В настоящее время группа координирует работу всех форумов, входящих в АТЭС, в данной области и сотрудничает с Деловым консультативным советом (ДКС), сетью женщин-лидеров, а также Экономическим комитетом. Группа является органом Управляющего комитета старших должностных лиц по вопросам экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК). В 1996 году были определены пять приоритетных направлений в развитии малых и средних предприятий:

  • развитие людских ресурсов;
  • доступ к информации;
  • обмен технологиями;
  • доступ к рынкам;
  • финансирование.

Министерские встречи лиц, ответственных за малый и средний бизнес, проходят ежегодно с 1994 года. В ходе очередной министерской встречи в 1998 году министры рассмотрели Комплексный план действий по развитию МСП (Integrated Plan of Action for SME Development (SPAN). Он был разработан в рамках деятельности МСП, утвержденной министрами в 1997 году. Была подчеркнута важность развития не только предпринимателей, но и, так называемых, «предпринимателей-техноинноваторов», а также необходимость их разделения между собой. Министры поручили группе по МСП сотрудничать с другими международными организациями и с группами внутри АТЭС. Микро-предприятия и женщины-предприниматели были включены в данный план в качестве неотъемлемой его части. Доступность экологически чистых и экономически эффективных технологий для малых и средних предприятий стали приоритетными вопросами для обсуждения. Министрами было признана важность участия частного сектора в содействии по продвижению данного плана.

50e2067c-457c-4c73-af6f-3e813ec53ad1.jpg

На 27-м заседании Рабочей группы по МСП 25 августа 2008 года и на 15-й министерской встрече 29 августа 2008 года проходило обсуждение Стратегического плана на 2009-2012 гг. (Small and Medium Enterprises Working Group Strategic Plan 2009-2012). На 29-м заседании Группы в конце 2009 года обсуждался первый доклад о ходе работы по достижению Стратегии. Окончательный доклад о достижениях Стратегического плана на 2009-2012 гг. планируется озвучить в ходе министерской встречи 2012 года, а утверждение плана на 2013-2016 гг. должно произойти в конце 2012 года.

Основная концепция Плана заключается в том, что малые и средние предприятия (МСП) и микро-предприятия (МП) в регионе АТЭС способны индивидуально либо коллективно раскрыть свой потенциал и тем самым способствовать достижению процветания и интеграции АТЭС. Основные цели Плана:

  • Содействие свободной и открытой торговле и инвестициям к 2010 году для развитых стран и к 2020 году для развивающихся стран;
  • Повышение уровня экономического и технического сотрудничество для достижения устойчивого роста и справедливого развития. Такие усилия также облегчают торговлю и движение инвестиций в регионе АТР.

Основные цели Стратегии на 2009-2012 гг. состоят в том, чтобы обеспечить поддержку и возможности управления для экономик АТЭС в следующих областях:

1. Разработка политики и нормативно-правовых условий, которые способствуют росту и развитию малых и средних предприятий и микро-предприятий;

2. Укрепление управленческой базы на МСП и МП;

3. Укрепление навыков МСП и МП по их доступу на международные рынки;

4. Особое внимание и поддержка создания базы для вовлеченности молодежи, женщин и меньшинств.

Ключевые подходы работы по достижению Стратегии в рамках Рабочей групп по МСП:

• Политический диалог - форум для экономик, помогающий развивать и укреплять интернационализацию малых и средних предприятий.

• Коллективные и индивидуальные планы действия - использовать Стратегический план в качестве руководства для осуществления коллективных и индивидуальных планов действий.

• Цель АТЭС - решение проблем, связанных с интернационализацией МСП в рамках АТЭС.

• Государственно-частное партнерство - работа в тесном сотрудничестве с частным сектором для создания дружественной бизнес-среды.

• Создание потенциала - запуск программ по наращиванию потенциала в целях повышения возможностей экономик АТЭС по реализации коллективных и индивидуальных планов действий.

• Ключевые показатели эффективности - использовать КПЭ, которые являются конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и срочными.

Согласованные и утвержденные приоритеты и действия по их осуществлению, которые служат основой для ежегодных планов работы в 2009-2012 гг.:

I. Бизнес-среда - совершенствование нормативно-правовой базы, содействие повышению прозрачности административных процедур; содействие доступа на рынки для МСП и МП.

II. Создание потенциала управления - доступность информации и рекомендаций для владельцев бизнеса; расширение возможностей для повышения квалификации кадров; поощрение начинающих предпринимателей.

III. Доступ к рынкам и интернационализация - расширение доступа к информации о возможностях рынка; повышение уровня развитости рынка, в том числе путем применения практического опыта; устранение барьеров для МСП и МП по участию в международной торговле и торговле на рынках АТЭС.

IV. Инновации - выявление факторов ускорения внедрения инноваций, в том числе распространение информации об использовании прав интеллектуальной собственности; содействие инновациям как ключевому конкурентному преимуществу для МСП и МП; содействие внедрению новейших технологий, включая информационно - коммуникационные технологии (ИКТ).

V. Финансирование - повышение уровня информированности о наличии различных источников финансирования, от микрофинансирования - до венчурных фондов; поддержка банков и финансовых учреждений в разработке политики, помогающей облегчить доступ к финансированию МСП и МП на взаимно приемлемых условиях.

VI. Повышение осведомленности об успешной деловой практике - расширение возможностей МСП и МП по использованию передового опыта и навыков успешной бизнес-среды; стимулирование обмена деловой практикой, в целях дальнейшего роста и развития МСП и МП.

Сквозная тема каждого из приоритетов - вовлечение молодежи, женщин и меньшинств в бизнес-среду, путем их поддержки в запуске, развитии и укреплении их собственного бизнеса.

На 17-й встрече министров, ответственных за малый и средний бизнес, проведенной в Гифу (Япония) в октябре 2010 года, обсуждалась тема «Стратегия для активизации экономического роста посредством двух движущих сил: МСП и Азиатско-Тихоокеанской экономики» (Strategy for Reinvigorating Economic Growth with Dual Engine: SME and Asia-Pacific Economy). На заседании министры обсудили долгосрочную стратегию роста для малого и среднего бизнеса в регионе. Она основывается на анализе текущих экономических условий, а также будет учитывать тенденции ближайших нескольких лет. Министрами были признаны первые достижения стратегического плана на 2009-2012 гг. и оценены усилия экономик-добровольцев в каждой из шести приоритетных областях:

I. Повышение качества бизнес-среды, путем обеспечения стабильной нормативно-правовой базы (Малайзия, Мексика);

II. Построение возможностей по управлению и поощрению предпринимательской деятельности МСП (Китайский Тайбэй, Таиланд);

III. Расширение доступа МСП на рынки (Китай, Сингапур);

IV. Ускорение и поощрения инноваций как ключевого конкурентного преимущества малых и средних предприятий (Корея, Перу, Соединенные Штаты Америки;

V. Повышение информированности о доступности финансирования для малых и средних предприятий (Индонезия, Япония);

VI. Поощрение устойчивого развития бизнеса малых и средних предприятий.

Министры также обсудили долгосрочные усилия и основные направления деятельности, где группа по МСП будет активизировать свою работу:

• Содействие участию МСП в быстро растущих секторах;

• Разработка и представление стратегии или плана действий по расширению присутствия субъектов МСП в перспективных экономических отраслях;

• Развитие людских ресурсов, инноваций, бизнес изменений, повышение производительности труда и предпринимательства;

Проектные предложения по разработке мероприятий в рамках Рабочей группы по МСП должны быть сфокусированы на вопросах и темах, позволяющих экономикам достигнуть приоритетных целей и отдельных элементов действий этого стратегического плана. Проектным предложениям, которые имеют прямую ссылку на эти приоритетные цели и действия будет дан более высокий статус в рейтинге предложений по SMEWG.

Также одной из основных тем обсуждения в рабочей группе по МСП стала тема торговых барьеров, которая требует межгруппового сотрудничества в АТЭС. На совместной встрече министров торговли и министров МСП 20 мая 2011 года был выделен список барьеров, которые, по общему мнению, являются наиболее серьезными для малого и среднего бизнеса в Азиатско-Тихоокеанском регионе:

1. Отсутствие доступа к финансированию: доступ к финансированию торговой деятельности имеет важное значение для малых и средних предприятий, так как многие иностранные покупатели ищут поставщиков, которые готовы предоставлять финансирование в качестве части оплаты за продукт. МСП, которые занимаются торговлей, как правило, имеют особые условия кредитования, такие как: использование международной дебиторской задолженности в качестве залога или возможность более длительной отсрочки платежа.

2. Отсутствие возможности для интернационализации деятельности и трудности в выявлении экспортных возможностей МСП: оказание помощи МСП в ведении бизнеса на зарубежных рынках имеет основополагающее значение для интернационализации деятельности МСП. МСП часто не хватает ресурсов и знаний, необходимых для активного поиска возможностей осуществления своей деятельности на зарубежных рынках, и вместо этого они занимают пассивную позицию: стратегия ожидания.

3. Потребность в открытой и прозрачной деловой среде: открытая и прозрачная деловая среда снижает затраты на ведение бизнеса и повышает предсказуемость рынка, что является важным фактором для МСП, которым зачастую не хватает средств для найма специализированного персонала на рынках зарубежных стран для рассмотрения вопросов, связанных с коррупцией.

4. Чрезмерные транспортные расходы: существует ряд факторов, которые способствуют формированию высоких транспортных издержек. Например, отсутствие надлежащей инфраструктуры, ограниченность вариантов транспортировки, высокая стоимость страхования для зарубежных поставок. Эти расходы в большей степени влияют на деятельность малых и средних предприятий, поскольку они не могут воспользоваться преимуществами экономии за счет масштаба, вследствие чего возникает недостаток ресурсов необходимых для выявления других, более экономически эффективных вариантов доставки.

5. Задержки в процедуре таможенного оформления, в том числе трудности, связанные со сложностью таможенных требований и таможенной документации.

6. Трудности, связанные с различными правовыми, нормативными и техническими требованиями: для малых и средних предприятий-экспортеров в развивающихся странах, правовые, технические и нормативные требования могут стать одними из основных барьеров, препятствующим эффективной деятельности. При упрощение доступа к правовой, нормативной и технической информации, МСП будет проще осуществлять экспорт товаров и услуг для различных рынков. Это произойдет за счет снижения затрат, связанных с приобретением информации о нормативно-правовой базе различных экспортных рынков.

7. Неспособность защитить интеллектуальную собственность: одной из основных проблем для малых и средних предприятий при принятии решения об экспорте своих товаров или услуг является неопределенность в вопросе защиты интеллектуальной собственности на экспортируемые товары и услуги на зарубежных рынках. В частности, ограниченность ресурсов является препятствием для выявления источников правонарушений в сфере интеллектуальной собственности и возможных методов их предотвращения.

8. Несовершенство политики и нормативно-правовой базы как фактор, препятствующий эффективному осуществлению трансграничной электронной торговли: электронная торговля обеспечивает МСП доступ к международной виртуальной торговой системе, которая является мощным фактором интернационализации малых и средних предприятий. Рост электронной формы торговли является приоритетным направлением развития торговой деятельности.

9. Сложность в использовании льготных тарифов и других условий торговых соглашений: совершенствование понимания соглашений о свободной торговле позволит МСП более эффективно пользоваться льготными тарифами и другими выгодными условиями, прописанными в Соглашениях, что поможет МСП снизить общие затраты на ведение бизнеса в других странах и повысить свою конкурентоспособность.

Россия, рассмотрев предложение «Устранение барьеров на пути торговли для малых и средних предприятий в рамках АТЭС», поддержала данную инициативу и ее сроки.

С точки зрения России, АТЭС нужно обратить внимание на следующие четыре проблемы:

1. Отсутствие доступа к финансированию (в том числе ограниченность и неэффективность финансовых услуг - одно из основных препятствий, с которым сталкиваются МСП в России)

2. Проблема выявления экспортных возможностей (пассивная стратегия торговли)

3. Потребность в открытости и прозрачности бизнес-среды (риски, связанные с выходом на новые рынки)

4. Высокие транспортные расходы

Это основные проблемы в области доступа МСП на мировые рынки и секторы с высокими объемами роста. Без решения данных проблем, возможно, не удастся решить и оставшиеся проблемы других пунктов, поскольку эти четыре вопроса являются основополагающими для МСП. Так как без решения, например, вопроса финансирования МСП на стадиях его становления, разработки продукции, трудно говорить о проблемах более высокого уровня, таких как унификация технического регулирования в регионе АТЭС. Поэтому целесообразнее решать пошагово каждую из проблем, изложенную в инициативе по торговым барьерам, поскольку они ранжируются от самых элементарных до проблем, требующих более глубокого рассмотрения и согласования.

Источник: Минэкономразвития РФ. 

Все новости

Важные новости