Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Каков портрет малого бизнеса

11.10.2011
Каков портрет малого бизнеса

Вчера, 12 октября 2011 года, в в пресс-центре агентства «Интерфакс Северо-Запад» состоялся «круглый стол» на тему: «Большие вопросы малого бизнеса. Актуальные проблемы и перспективы».


Участниками мероприятия стали:

  • Александр Ольховский, депутат Законодательного собрания, председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности,
  • Сергей Кузин, заместитель председателя Комитета по развитию малого, среднего бизнеса и потребительского рынка Ленинградской области,
  • Кирилл Соловейчик, заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга,
  • Елена Церетели, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга,
  • Алексей Третьяков, председатель Совета ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка
  • Сергей Фёдоров, председатель правления ассоциации промышленников и предпринимателей,
  • Сергей Дмитриенко, вице-президент Санкт-Петербургского Союза предпринимателей,
  • Юлиана Трибой, заместитель исполнительного директора «Фонда содействия кредитованию малого бизнеса»,
  • Лидия Прохорова, члена Санкт-Петербургского отделения РОО «Деловая Россия»,
  • Ирина Иванова, руководитель ассоциации собственников и арендаторов «Апраксин двор»,
  • Полина Медведева, руководитель дирекции маркетинговой поддержки малого бизнеса банка «Уралсиб»,
  • Кристина Соловьева, начальник отдела организации продаж малому бизнесу банка «Уралсиб»,


IMGP2975.JPG

Основной темой мероприятия стало обсуждение результатов исследования «Портрет малого бизнеса», проводимого Всероссийским центром исследования общественного мнения при поддержке БАНКА УРАЛСИБ и фонда «Народная инициатива».


Целевой аудиторией стали 1 800 представителей компаний малого бизнеса (собственники; руководители, принимающие финансовые решения).


Предприятия относились к следующим отраслевым группам: Торговля – 50%, промышленность – 25%, услуги – 25%. А также по годовому обороту: 3 - 60 млн. руб.– 65%; 61 – 120 млн. руб. – 20%; 121 – 200 млн. руб. – 15%.


Целью исследования стало определение «точек роста», способствующих повышению уровня и качеству взаимодействия между представителями малого бизнеса и участниками финансового рынка.


В качестве выводов исследования можно выделить следующее:


  • Российский малый бизнес уже сформировал свою историю – среди опрошенных предпринимателей 36% имеют опыт ведения бизнеса более 10 лет. Еще столько же (36%) занимаются предпринимательской деятельностью от 6 до 10 лет.
  • В срезе регионов заметно, что относительное большинство опрошенных начинали бизнес от 6 до 10 лет назад, то есть в 2001 – 2005 гг. В особенности таких предпринимателей много в Тюмени, Ижевске, Краснодаре и Смоленске.
  • Среди факторовначала предпринимательской деятельности лидируют два наиболее популярных – желание работать на себя (65%) и желание больше зарабатывать (50%). Каждый пятый опрошенный на заре создания собственного бизнеса почувствовал в себе предпринимательскую «жилку» (20%).
  • Прибыльная работа на себя оказалась наиболее частым мотивом в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Ижевске и Смоленске. В то же время, благоприятная внешняя среда, включая программы поддержки, стала частой предпосылкой бизнеса лишь в двух регионах – Уфе (13%) и Тюмени (23%). Предпринимательский опыт ближайшего окружения выступил сильной предпосылкой в Нижнем Новгороде, Ижевске и Краснодаре.
  • Основным источником стартового капитала для начала собственного дела для большинства предпринимателей выступили собственные сбережения (64%). Каждый пятый брал деньги взаймы у родственников и лишь 16% - оформили кредит в банке.
  • Предпринимателей, взявших средства в долг у друзей, более всего в Челябинске (31%) и Смоленске (39%). Тех, кто оформлял банковский кредит – в Тюмени, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске и Смоленске. В некоторых городах, многим удалось начать бизнес без значительных стартовых вложений. Сюда относятся, прежде всего, Ростов-на-Дону, Пермь, Москва, Красноярск и Омск.
  • Среди всех опрошенных предпринимателей только 5% планируют в ближайшее время сменить направление деятельности. Абсолютное большинство (95%) таких планов не имеет.
  • В реальности абсолютное большинство предпринимателей дает довольно сдержанные оценки собственного бизнеса – 37% говорят о том, что за последний год их финансовое положение не изменилось, а еще 36% - заявляют о незначительном улучшении.
  • Серьезные положительные изменения финансового положения бизнеса наблюдаются в оценках предпринимателей из Екатеринбурга, Омска, Ижевска, Смоленска, Новосибирска и Ростова-на-Дону. Об ухудшении положения дел чаще говорили предприниматели из Перми, Краснодара и Москвы.
  • Лишь пятая часть участвовавших в исследовании предпринимателей знает о существовании в их регионе действующих государственных и муниципальных программ поддержки малого бизнеса (21%). Около 40% (относительное большинство) – лишь что-то слышали об этом. Примерно столько же опрошенных (39%) о реализации подобных программ ничего не знают. Среди регионов с наибольшей долей положительных ответов следует отметить Санкт-Петербург, Челябинск, Пермь и Омск. Напротив, низкая информированность о подобных программах характерна для предпринимателей из Ростова-на-Дону, Москвы, Екатеринбурга и Краснодара.
  • Возможности малых предприятий в получении банковского кредита предприниматели оценивали по-разному. Однако чаще преобладали позитивные мнения – 44% указали, что это скорее реально и еще 15% - ответили «абсолютно реально». Только треть (29%) опрошенных считает, что получить кредит в банке практически или совсем невозможно.


По словам Елены Церетели, председателя Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, такая статистика не может не вдохновлять. Такие результаты стали возможны благодаря принципиальному изменению подхода банков к малому предпринимательству: специалисты в кредитных учреждениях стали лояльнее относится к малому бизнесу. На это повлияла и политика Санкт-Петербурга. А тот факт, что в Петербурге предприниматели лучше всего осведомлены о программах поддержки малого бизнеса, говорит об эффективной работе всей инфраструктуры помощи бизнесу, существующей в городе.


Продолжил тему Кирилл Соловейчик, заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга. Он отметил, что, несмотря на существующие проблемы в сфере малого предпринимательства, в их числе административные барьеры и ограниченный доступ к ресурсам, на сегодняшний день в Петербурге насчитывается более 315 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Это лучший показатель по России. Заместитель председателя КЭРППиТ рассказал о новой Программе развития малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге на 2012-2015 годы, основная цель которой - развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в производственной и инновационной сферах, а также обеспечение комфортности проживания в Санкт-Петербурге путем расширения ассортимента товаров и услуг. Новая программа в значительной степени позволила расширить инструментарий поддержки малых предприятий.



Обсудить тему на форуме Совета

Подписаться на рассылку новостей Совета

Все новости

Важные новости