Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Поправки в новый закон могут установить новые административные барьеры для предпринимателей

26.07.2011
Поправки в новый закон могут установить новые административные барьеры для предпринимателей

Государственная Дума 8 июля приняла в третьем чтении проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», инициированный Правительством РФ.


Закон уточняет систему организации государственного контроля (надзора) и перечень уполномоченных на его осуществление федеральных органов исполнительной власти, а также определяет предмет и основания для проведения плановых (и внеплановых) проверок.


Комментируя принятие закона, председатель профильного Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров отметил:


– Задача государства – обеспечить максимальную безопасность своих граждан от возможных аварий. Поэтому законодатели должны создать правовое поле, в котором риск возникновения чрезвычайных ситуаций будет сведен к нулю, а, значит, и предотвратит гибель людей.


Данным законом мы совершенствуем систему контроля при проведении государственных проверок в ряде отраслей экономики, где проверки систем безопасности должны носить особый режим. Мы не должны допустить техногенных катастроф подобных той, что произошла на Саяно-Шушенской АЭС.


Базовый Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» был принят, прежде всего, для снижения административных барьеров и устранения излишнего давления на предпринимателей. Документ исключает дублирующие контрольно-надзорные функции государственных органов, обеспечивает прозрачность действий должностных лиц при проведении проверок.


Вместе с тем, эффективно осуществлять контрольные мероприятия в отдельных областях экономического развития применяя общие нормы, невозможно, а иногда даже небезопасно для государства и для жизни граждан. По этой причине по одним видам контроля (надзора) были предусмотрены изъятия, а по другим – разработка и принятие специальных нормативных правовых актов, которые содержали бы особенности организации и проведения контрольно-надзорных проверок.


Так, ранее была установлена норма проведения проверок предприятий и организаций не чаще 1 раза в 3 года. В результате под эту норму попали объекты, требующие постоянного контроля со стороны госорганов. Это объекты повышенной опасности, образования и медицины, общепита, продуктовые магазины и другие.


Данный закон устанавливает возможность проведения проверок подобных объектов чаще. Меняется периодичность плановых проверок: например, ежегодно за устанавливаемыми и применяемыми субъектами естественных монополий; за регулируемыми ценами (тарифами); за соблюдением требований ядерной, радиационной, промышленной безопасности.


Увеличена предельная продолжительность проведения контрольных мероприятий: скажем, до 30 рабочих дней при проведении проверок в области обеспечения ядерной, радиационной и промышленной безопасности.


Внеплановые выездные проверки можно будет проводить без предварительного уведомления хозяйствующего субъекта в случаях, когда для достижения целей и задач проверки необходимо оперативное проведение контрольных мероприятий, к примеру, при осуществлении государственного миграционного надзора, контроля в сфере рекламы, а также промышленной и транспортной безопасности.


– Данный закон направлен и на обеспечение ядерной и радиационной безопасности на объектах атомной энергетики, энергетической безопасности, а кроме того – безопасности на угольных шахтах, крупных химических и нефтехимических комплексах, гидротехнических сооружениях, в других отраслях промышленности; на обеспечение контроля за оборотом наркотических средств и оружия, безопасности дорожного движения, строительства, соблюдения норм безопасности при проведении капитального ремонта и реконструкции, – подчеркнул Евгений Федоров.


Прокомментировать новый закон мы попросили Юлию Чарноцкую – юриста-эксперта Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

charnozkaya.jpg

По замыслу авторов законопроекта, данный документ должен внести изменения в 62 законодательных акта Российской Федерации, регламентирующих вопросы государственного контроля (надзора) в области транспорта, связи, строительства, энергетики, сельского хозяйства, естественных монополий, оборота отдельных видов продукции, рекламы, азартных игр, миграции, здравоохранения, защиты прав потребителей; защиты государственной тайны, информации и персональных данных; охраны окружающей среды; промышленной, ядерной, радиационной, пожарной, транспортной безопасности и в других сферах экономической деятельности.


Ряд изменений коснулся и самого Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ (далее – Закон).


Так, в случае вступления в силу законопроекта более детально будут определены контрольные мероприятия, при проведении которых положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок не применяются (часть 3 статьи 1 Закона).


Так же, как и в действующей редакции Закона, новой редакцией установлено, что нормы Закона не распространяются на осуществление прокурорского надзора, но, вместе с тем, законопроектом вносятся изменения, предусматривающие исключения для случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, осуществляемых по требованию прокурора.


Данное положение значимо, поскольку, в соответствии с новой редакцией пункта 3 части 2 статьи 10 Закона, внеплановые проверки могут проводиться и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.


Следует отметить, что новый документ расширяет перечень видов государственного контроля, при осуществлении которых положения Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются. В новой редакции Закона перечень, кроме прочих, включает в себя контроль за соблюдением законодательства РФ и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов.


Новый Федеральный закон вносит изменения и в часть 4 статьи 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».


Данные изменения конкретизируют перечень видов государственного контроля (надзора), особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.


В этой связи в ряд федеральных законов также внесены дополнения, более четко определяющие права и обязанности сторон, а также специфику осуществления государственного контроля (надзора). Так, например, в Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» внесены изменения, предусматривающие возможность продления руководителем антимонопольного органа срока проведения проверки до тридцати рабочих дней (часть 5 статьи 35 Закона «О рекламе»).


Кроме того, частью 6 статьи 35 Закона «О рекламе» предусмотрено, что если основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, или информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений обязательных требований, а также выявления нарушений в результате проводимого должностными лицами антимонопольного органа наблюдения за соблюдением обязательных требований, то предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки не допускается.


Статьей 8 Федерального закона № 294-ФЗ утвержден перечень отдельных видов предпринимательской деятельности, для осуществления которых предпринимателю достаточно уведомить о начале своей деятельности федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на контроль в соответствующей сфере. Уведомление представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти после государственной регистрации и постановки на учет в налоговом органе до начала фактического выполнения работ или предоставления услуг.


Изменения, вносимые в часть 2 статьи 8 Закона, расширяют вышеуказанный перечень видов предпринимательской деятельности. Так, после вступления в силу нового Федерального закона разрешительная процедура будет заменена уведомительной для следующих видов предпринимательской деятельности:


«23) производство эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений;


24) производство тары и упаковки;


25) производство мебели;


26) производство средств индивидуальной защиты;


27) производство пожарно-технической продукции;


28) производство низковольтного оборудования;


29) производство строительных материалов и изделий;


30) оказание социальных услуг».


Принимая во внимание вышесказанное, важными представляются дополнения, вносимые в пункт 6 статьи 3, а также в часть 3 статьи 8 Закона. Новая редакция указанных статей предусматривает возможность, в определенных федеральными законами случаях, установления требований о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности.


Остается надеяться, что подобные изменения не установят дополнительные административные барьеры для предпринимателей и не сведут уведомительную процедуру до уровня формального мероприятия.


Важно отметить, что Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» установлена предельная продолжительность проведения документарной и выездной проверок в отношении юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации.


Определено, что срок проведения таких проверок устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению юридического лица, но при этом общий срок проведения проверки не может превышать 60 рабочих дней.


Детальный анализ нового Закона показывает, что вносимые изменения не только подробно прописывают полномочия федеральных органов исполнительной власти, но и делают более четкой и ясной саму систему государственного контроля. Все это должно позволить предпринимателям чувствовать себя увереннее при проведении контрольных мероприятий на их объектах, а кроме того, предоставляет больше возможностей для защиты их прав и законных интересов.


Обсудить тему на форуме Совета

Подписаться на рассылку новостей Совета

Все новости

Важные новости