Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

ФАС России: 15 лет антимонопольные органы были лишены возможности наказывать монополистов за злоупотребления

11.10.2010
ФАС России: 15 лет антимонопольные органы были лишены возможности наказывать монополистов за злоупотребления

Интервью с начальником Правового управления Федеральной антимонопольной службы Пузыревским Сергеем Анатольевичем: "Реализация Федерального закона "О защите конкуренции": анализ актуальных вопросов и судебной практики".

fas_logo.jpg

29 сентября в 15-00 часов в Информационном агентстве "ГАРАНТ" состоялось интернет-интервью с начальником Правового управления Федеральной антимонопольной службы Пузыревским Сергеем Анатольевичем. Тема интернет-интервью: "Реализация Федерального закона "О защите конкуренции": анализ актуальных вопросов и судебной практики".

Ведущая: О совершенствовании и практических аспектах применения антимонопольного законодательства и Федерального закона "О защите конкуренции", новых процедурах рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и многом другом в ходе интернет-интервью расскажет начальник Правового управления Федеральной антимонопольной службы Пузыревский Сергей Анатольевич.

Уважаемый Сергей Анатольевич, в этом году Федеральная антимонопольная служба отметила свое 20-летие. Какие важные события произошли с момента ее образования? Какие из них Вам хотелось бы отметить особенно? Чтобы Вы могли рассказать именно о практической деятельности службы, чего уже удалось достичь?

Пузыревский С.А.: 20 лет - это достаточный возраст для законодательства, самой службы, для того, чтобы подвести определенные итоги на этом этапе ее развития. Двадцатилетняя история показала, что в условиях рыночной экономики основным регулятором экономических процессов становится антимонопольное законодательство, которое формирует правила игры, когда в условиях конкуренции формируется справедливая цена, улучшается качество продукции, товаров и услуг. В этот период прошло несколько этапов формирования, становления антимонопольного законодательства. Все начиналось в 1991 году с момента принятия закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности". Его основные положения являются базовой основой правового регулирования, которая существует на сегодняшний день. В 1993 году эти положения были подкреплены Конституцией РФ, которая установила приоритет развития конкуренции и запрет на монополистическую деятельность. Далее стало формироваться законодательство о рекламе. В

1995 году был принят первый Федеральный закон "О рекламе", который по сути стал реакцией на отсутствие правового регулирования в этой сфере. Мы помним проблемы, связанные с финансовыми пирамидами, с невозможностью государственного вмешательства в эти отношения. Принятие ФЗ "О рекламе" было важной вехой в возможности антимонопольных органов начинать активное пресечение недобросовестной, ненадлежащей рекламы. Естественно, нельзя забывать о Федеральном законе "О естественных монополиях", принятом в 1995 году и устанавливающим определенные рамки поведения. Естественная монополия должна подчиняться антимонопольным требованиям, установленным ФЗ "О защите конкуренции".

В 2006 году произошли важные изменения в правовом регулировании. Была принята новая редакция ФЗ "О защите конкуренции", в которой воспринялось все положительное, что было сформировано в практике антимонопольного регулирования предыдущих периодов.

Была принята новая редакция ФЗ "О рекламе". За 10 лет изменились отношения и возникли проблемы, которые потребовалось решать законодательно. В частности, многие рекламодатели находили способы обхода установленных ограничений. Мы все помним завуалированную рекламу водки под видом питьевой воды, конфет и т.д. И многие из законодательных новелл были направлены как раз на решение этих проблем.

Немаловажную роль сыграло и принятие Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", который установил жесткие, но справедливые правила проведения государственных закупок товаров, работ, услуг. На мой взгляд, это один из наиболее важных законов, направленных на развитие конкуренции и противодействие коррупции.

Еще одной очень важной вехой с точки зрения правового регулирования я бы назвал 2007 год, когда впервые были введены серьезные санкции за нарушение антимонопольного законодательства. Практически 15 лет мы жили в условиях, когда антимонопольные органы были лишены возможности существенно наказывать монополистов за злоупотребления. Ситуация существенно изменилась с 2007 года, когда в Кодексе об административных правонарушениях появились оборотные штрафы, исчисляемые от 1 до 15% от годового оборота компании, совершившей правонарушение. Когда появились штрафы, измеряемые десятками, сотнями, миллионами рублей, а иногда и миллиардами, многие компании серьезно переоценили свое поведение на рынке. Многие директора предприятий открыли антимонопольные законы и увидели, что там есть определенные правила. Планируя те или иные действия на рынке, с большим вниманием начали относиться к тому, как себя вести, каким образом нужно формировать свою договорную практику, каким образом решать вопросы ценообразования и т.д. Это является очень важным фактором повышения правовой культуры экономического поведения и развития рыночных отношений, основанных на конкуренции и запрете монополистической деятельности.

Такие этапы с точки зрения формирования и развития законодательства прошла Федеральная антимонопольная служба.

В прошлом году по инициативе ФАС был принят второй антимонопольный пакет, направленный на существенное уточнение, ужесточение многих положений антимонопольного законодательства. В августе 2009 года он вступил в силу. Многие из его положений конкретизируют применение к современным экономическим условиям антимонопольного законодательства. В настоящее время Федеральная антимонопольная служба готовит третий антимонопольный пакет, который должен уточнить существующие положения антимонопольного законодательства.

Ведущая: Сергей Анатольевич, расскажите, пожалуйста, поподробнее о нем. Когда планируете принять? Какие наиболее важные моменты третьего пакета вы могли бы отметить?

Пузыревский С.А.: Жить в условиях стабильности и стабильного правового регулирования намного правильнее, чем жить в эпоху, когда эти правила меняются. И с этих позиций мы не сторонники находиться постоянно в ситуации, когда правила игры меняются из года в год.

К сожалению, на сегодняшний день мы еще далеки от идеального антимонопольного регулирования отношений в российской экономике.
Принимая второй антимонопольный пакет, мы ввели достаточно серьезные антимонопольные требования, которые реализуются на сегодняшний день. Мы сейчас живем в эпоху, когда экономика России ощущает последствия мирового финансового кризиса. В таких условиях могут быть разные оценки антимонопольного законодательства как такового, но принятие второго антимонопольного пакета достаточно жестко говорит о том, что от антимонопольного регулирования никогда нельзя отказываться. Подтверждением тому являются уголовная ответственность, которая в рамках второго антимонопольного пакета была введена в новой редакции статьи № 178 Уголовного кодекса РФ, изменения подходов к доминирующему положению, ужесточение требований к антиконкурентным соглашениям и т.д.

Ведущая: По какой причине было принято решение переписать статью 11 Федерального закона "О защите конкуренции"?

Пузыревский С.А.: Вопросы об антиконкурентных соглашениях и согласованных действиях являются наиболее дискуссионным с точки зрения правоприменения, квалификации. Мы заинтересованы в том, чтобы антимонопольное регулирование понималось и применялось единообразно на всей территории РФ. Совершенно недопустимым является то, когда в одних случаях антимонопольный орган говорит, что это законно и не нарушает антимонопольное законодательство, а в других случаях, наоборот, противоречит антимонопольному закону. Это также касается судебной практики. Поэтому не обратиться к статье 11 Федерального закона "О защите конкуренции" было невозможно. В первую очередь, потому что нужно четко определить, что такое картель. Самым опасным нарушением антимонопольного законодательства во всех европейских странах, в США является картель - соглашение между конкурентами.

Ничего опаснее соглашения конкурентов быть не может, потому что потребитель и в целом рыночная экономика против этого беззащитны, потребителю можно диктовать любые условия. И когда он не понимает того, что куда бы он не пришел, везде получит одинаковые условия, о которых конкуренты договорились заранее, в этом случае он всегда проигрывает. Он получает высокую цену, плохое качество. И в конечном итоге это не ведет ни к чему иному, как к монополии, потому что сговор на рынке - это вариант монополии.

Именно поэтому закон рассматривает антиконкуретные соглашения разновидностью монополистической деятельности, хотя доля рынка этих субъектов может быть очень небольшой. Поэтому мы ставим важную задачу - четко определить, что такое картель и поставить точку в дискуссии по поводу того, как к этому подходить.

Картель - это соглашение конкурентов на рынке, которое приводит как минимум к трем или четырем последствиям. Первое последствие - установление цены. Это такой безусловный критерий определения картеля, когда конкуренты договариваются о цене продажи. Второе последствие - сговор участников об условиях заключения контракта на торгах. То есть сговор участников торгов является по сути картелем и в качестве такового должен рассматриваться. Третье последствие - это раздел товарного рынка по территориальному признаку. Очень часто конкуренты договариваются о том, что мы не поставляем товар в регион, а вы соответственно идете к нам. И таким образом рынок делится на определенные части. И каждый из участников картеля получает локальную маленькую монополию и делает с потребителем все, что хочет. Это тоже очень опасно, и в конечном итоге находится под запретом. Четвертая форма - это бойкот определенных покупателей или продавцов, которые связаны с тем, что конкуренты договариваются об отказе заключать договор с определенным покупателем. Это очень опасное последствие, потому что отказ от заключения договоров может привести к ущемлению интересов определенного потребителя. А если мы говорим о предпринимателях, то они могут уйти с рынка, потому что не получили доступ к определенному ресурсу. Если участники рынка договорились об этих обстоятельствах, то, значит, совершили правонарушение. Более того, если такое соглашение привело к ущербу на сумму более 1 миллиона рублей или получению дохода более 3 миллионов рублей, то это уголовно наказуемое деяние. И те менеджеры или директора, которые такое соглашение заключили, рискуют уголовной ответственностью за такие действия, о чем говорит статья 178 Уголовного кодекса РФ.

Источник: Гарант

Читайте также:


Все новости

Важные новости