Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Федеральная антимонопольная служба намерена контролировать работу «сетей»

05.08.2010
Федеральная антимонопольная служба намерена контролировать работу «сетей»

В рамках мониторинга исполнения Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», в соответствии с поручением Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) во втором квартале 2010 года территориальные органы ФАС России провели 96 проверок федеральных и региональных торговых сетей.

fas_logo.jpg

По итогам проведенных проверок торговым сетям было выдано 101 рекомендация (предписание) привести договоры поставки в соответствие с законом о торговле в определенный этим законом срок. Анализ договоров, заключенных до 1 февраля 2010 года, показал, что эти договоры преимущественно содержат положения, не соответствующие нормам статьи 9 закона о торговле.

Статья 9 ФЗ «О торговле» устанавливает права и обязанности торговой сети и поставщиков продовольственных товаров в связи с заключением и исполнением договора поставки продовольственных товаров. Так, часто договоры поставки предусматривают включение в цену договора вознаграждения в связи с приобретением определенного количества продовольственных товаров, вознаграждения за исполнение условий договора поставки и (или) его изменение, установление отсрочек платежей, не соответствующие правилам (часть 7 статьи 9 закона о торговле). Также предусмотрено включение в договор поставки услуг по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров или заключение договора поставки обусловлено заключением договора об оказании сетью услуг по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

С августа 2010 года антимонопольными органами в рамках контрольных мероприятий будет осуществляться государственный контроль за соблюдением антимонопольных правил и требований, предусмотренных статьями 13 - 15 закона о торговле, с правом выдачи обязательных для исполнения предписаний.

Напоминаем, что статья 13 закона о торговле устанавливает антимонопольные правила для торговых сетей и поставщиков, осуществляющих торговую деятельность.

Хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается:

1. создавать дискриминационные условия, в том числе:

а) создавать препятствия для доступа на товарный рынок или выхода из товарного рынка других хозяйствующих субъектов;

б) нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования;

2. навязывать контрагенту условия:

а) о запрете на заключение хозяйствующим субъектом договоров поставки продовольственных товаров с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность, а также с другими хозяйствующими субъектами на аналогичных или иных условиях;

б) об ответственности за неисполнение обязательства хозяйствующего субъекта о поставках продовольственных товаров на условиях, которые лучше, чем условия для других хозяйствующих субъектов, осуществляющих аналогичную деятельность;

в) о предоставлении хозяйствующим субъектом контрагенту сведений о заключаемых данным хозяйствующим субъектом договорах с другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

г) о внесении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, платы за право поставок таких товаров хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность посредством организации торговой сети, в функционирующие или открываемые торговые объекты;

д) о внесении хозяйствующим субъектом платы за изменение ассортимента продовольственных товаров;

е) о снижении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, их цены до уровня, который при условии установления торговой надбавки (наценки) к их цене не превысит минимальную цену таких товаров при их продаже хозяйствующими субъектами, осуществляющими аналогичную деятельность;

ж) о возмещении хозяйствующим субъектом, осуществляющим поставки продовольственных товаров, убытков в связи с утратой или повреждением таких товаров после перехода права собственности на такие товары, за исключением случаев, если утрата или повреждение произошли по вине хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки таких товаров;

з) о возмещении хозяйствующим субъектом затрат, не связанных с исполнением договора поставки продовольственных товаров и последующей продажей конкретной партии таких товаров;

и) о возврате хозяйствующему субъекту, осуществившему поставки продовольственных товаров, таких товаров, не проданных по истечении определенного срока, за исключением случаев, если возврат таких товаров допускается или предусмотрен законодательством Российской Федерации;

к) иные условия, если они содержат существенные признаки условий, предусмотренных подпунктами "а" - "и" настоящего пункта;

3) осуществлять оптовую торговлю с использованием договора комиссии или смешанного договора, содержащего элементы договора комиссии.

Статья 14 Федерального закона - ограничение приобретения, аренды хозяйствующими субъектами, осуществляющими розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети, дополнительной площади торговых объектов.

Согласно данной статье, хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации) и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.

Сделка, совершенная с нарушением предусмотренных частью 1 настоящей статьи требований, ничтожна. Требование о применении последствий недействительности такой сделки может быть предъявлено в суд любым заинтересованным лицом, в том числе федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства.

Статья 15 - антимонопольные требования к органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

В соответствие с данной статьей, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к установлению на товарном рынке правил осуществления торговой деятельности, отличающихся от аналогичных правил, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности запрещается:

  1. возложение на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, обязанности по участию в повторной (дополнительной по отношению к проведенной в соответствии с федеральными законами) проверке качества и безопасности товаров, в региональной или муниципальной системе качества товаров, за исключением случаев, если такая обязанность передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в установленном порядке;
  2. понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к участию в прохождении контрольных и (или) разрешительных процедур, установленных нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами в дополнение к предусмотренным федеральными законами процедурам и являющихся условиями организации и осуществления торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования (аттестация торговых объектов, аккредитация хозяйствующих субъектов, сертификация товаров, соответствие торговых объектов требованиям законодательства Российской Федерации);
  3. понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, продавать товары по ценам, определенным в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (за исключением случаев, если такие органы в установленном порядке наделены правом осуществлять государственное регулирование цен на товары) или органами местного самоуправления;
  4. принятие иных нормативных правовых актов, решений, предусматривающих:

а) установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров между субъектами Российской Федерации, между муниципальными образованиями в границах субъекта Российской Федерации;

б) введение ограничений продажи отдельных видов товаров на территориях субъектов Российской Федерации, территориях муниципальных образований в границах субъектов Российской Федерации;

в) понуждение хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров, а хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, к заключению в приоритетном порядке договоров поставки товаров с определенными хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность;

г) установление для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, а для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, ограничений выбора хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность;

д) дискриминацию хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, в предоставлении доступа к объектам транспорта, инфраструктуры.

К истории вопроса

Законопроект о торговле, который сегодня именуется как Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации создавался на протяжении пяти лет. И все это время представители федеральных и региональных органов власти, научного и предпринимательского сообщества создавали свои альтернативные варианты законопроекта и вносили изменения в существующие. В конце 2007 года «рабочая группа» по разработке проекта федерального закона «О розничной торговле» была сформирована при МЭРТ. Экономические преобразования в Российской Федерации коренным образом изменили ситуацию на потребительском рынке страны и поэтому, основной идеей, определяющей разработку Концепции проекта Федерального закона «О розничной торговле», являлась преодоление экономического отставания и создание нормативно-правового механизма регулирования отношений в сфере розничной торговли. Одним словом, стране был нужен закон, который бы соответствовал настоящему времени.

Законодательное регулирование внутренней торговли в Российской Федерации отсутствовало, в то время как внешняя торговая деятельность регулировалась отдельным Федеральным законом (Федеральный закон от 14 апреля 1998 года № 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами»). Конституцией Российской Федерации специальные полномочия по регулированию розничной торговли и общественного питания не были отнесены ни к исключительному ведению Российской Федерации (статья 71), ни к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72).

Не было ясности и в вопросе разграничения полномочий по регулированию внутренней торговли.

Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (ст.6) предусматривала полномочия субъектов Российской Федерации только по осуществлению государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.

Таким образом, на момент создания проекта Федерального закона существовало более 600 федеральных законов и подзаконных актов, регламентирующих отдельные аспекты деятельности торговых организаций (имущественные и договорные отношения, налогообложение), либо определяющих правовые режимы обращения некоторых видов товаров. Но при этом имелись проблемы со стороны государства и со стороны предпринимателей и потребителей, решение которых требовало соответствующего правового обеспечения. Так, для предпринимателей основная проблема заключалась в создании неравных условий конкуренции, а также недостаточная поддержка со стороны государства. Государство со своей стороны испытывало проблемы несоблюдения установленных правил, недостаточного и неоднородного развития отрасли, недостаточности средств, вкладываемых предприятиями отрасли в развитие ее материально-технической базы, несовершенной инфраструктуры каналов сбыта как в оптовом, так и в розничном звене торговли, дублирования функций отдельных контрольных (надзорных и правоохранительных органов), несовершенство информационной системы, слабого развития в отрасли ее оптового звена, а также вертикальной интеграции.

Читайте также:
Все новости

Важные новости