Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Ф.Т.Прокопов - "Переход от социальных налогов к страховым взносам - первый этап модернизации системы социального страхования"

02.08.2010
Ф.Т.Прокопов - "Переход от социальных налогов к страховым взносам - первый этап модернизации системы социального страхования"

Ф.Т. Прокопов, исполнительный вице-президент РСПП, выступил с докладом на Всероссийском совещании управляющих региональными отделениями Фонда социального страхования РФ: "Мы должны идти дальше по пути построения эффективной и финансово достаточной системы социального страхования".

В каких направлениях необходимо действовать?

1. Взносы в страховые фонды.

Финансовая дисциплина внесения взносов должна, без сомнения, соблюдаться.

Вместе с тем, размер взносов не должен превышать порога, который выдержат не столько крупнейшие высокорентабельные предприятия с достаточной финансовой прочностью и низкой долей ФОТ в составе затрат. Важный ориентир - обычные фирмы с обычной нормой прибыли, а также имеющие высокую долю затрат на рабочую силу. Для них увеличение отчислений на 1/3 может оказаться финансовым шоком, за которым - снижение рентабельности и заработной платы, рост цен или миграция в теневой сектор. Нужно аккуратно вести мониторинг по группам плательщиков, в том числе по «группам риска».

Не менее существенный момент - перспективная оценка изменений в структуре плательщиков. Видимо, тенденция сокращение численности занятых на крупных предприятиях сохранится, удельный вес небольших плательщиков - расти. Возможно, этот фактор будет значимым и с точки зрения коэффициента сбора страховых взносов, и с позиции цены и трудоемкости администрирования этих сборов.

Нужно обратить внимание и на некоторые группы «льготников», например, индивидуальных предпринимателей, частнопрактикующих специалистов и т.д. Внося существенно меньший вклад в систему социального страхования, они имеют те же права. Возможно, стоит осмыслить более гибкие схемы участия таких плательщиков, в том числе и полуобязательные.

2. Ориентировать выплаты на реальные результаты с учетом финансовых ограничений.

В системе есть исторически приобретенные социальные обязательства государства, которые утратили свои социальные и экономические функции, их роль стала неопределенной или они воспроизводят неравенство.

С 2007г. Введена новая формула определения размера пособий по временной нетрудоспособности. Для примерно 15% работников он устанавливается в зависимости от трудового стажа. За 85% застрахованных (17 категорий работников) сохраняются льготы за счет средств страхования.

Работники, работающие в одной организации на одних и тех же рабочих местах, но трудоустроенные с разницей в 1 год (до и после 2007 года), могут получать пособие, отличающееся на 20-40%.

Учитывая демографическую динамику замещения поколений работников, полный переход к новой системе определения размера пособия по временной нетрудоспособности займет не менее 25-35 лет.

Продолжается выплата пособий, смысл ввода которых мало кто помнит, а конечные результаты неопределенны. Например, пособия при постановке на учет в ранние сроки беременности.

Целесообразно провести переоценку таких пособий, выплат и льгот с точки зрения целесообразности, финансовой достаточности конечной результативности.

И продолжить их отнесение из разряда страховых обязательств в разряд государственных обязательств.

3. Реализация государственных обязанностей, не связанных с социальным страхованием.

Это важная и значительная по объёмам составляющая деятельности фонда. По итогам 2009 года финансирование государственной помощи различным категориям граждан за счет средств федерального бюджета составляло более 18% всех расходов фонда.

В бюджетно-налоговой системе можно допустить покрытие административных расходов из общего котла, но в страховой системе оно должно сопровождаться выделением бюджетных средств на администрирование этих функций (по оценкам это составляет более 2 млрд. руб. в год). Видимо, требуется подтверждение того, что данные расходы финансируются из бюджета, а не дотируются из страховых взносов.

4. Через уплату взносов обеспечить заинтересованное участие работника в социальном страховании.

Уплата взносов самими работниками представляется важной компонентой дальнейшего укрепления социального страхования. При этом решающую роль играет не столько собственно размер взноса, сколько сам факт его внесения. Такие взносы можно ввести с заработков работников свыше двух МРОТ на обязательное медицинской страхование и страхование на случай временной нетрудоспособности. Совокупная ставка могла бы быть ограничена, например, одним процентом заработной платы.

5. Страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Этот вид страхования является частью большой системы, связанной с охраной труда и здоровья работников. Сегодня мы активно работаем с Минздравсоцразвития России в области совершенствования охраны труда, по пересмотру нормативов отнесения рабочих мест к классам по условиям труда и по другим направлениям.

1) Связующим звеном между общей системой охраны труда и выплатой соответствующего страхового возмещения являются предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

Нормативными актами предусмотрено финансирование предупредительных мер за счет части сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (до 20%).

Эти средства были недоиспользованы в 2009г., а на 2010 год - они даже не планируются. При этом из системы изымаются финансовые средства как излишки.

По нашему мнению, средства, предусмотренные законодательством на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, должны использоваться исключительно на эти цели. Если есть сомнения в том, что этот инструмент эффективен, необходимо его скорректировать, сделать работающим и полезным.

2) По мнению работодателей, возможно 32 класса профессионального риска, установленные законодательством, для такой громадной и разнообразной экономики недостаточно.

Теоретически более совершенный подход - переход на индивидуальные тарифы для организаций. Однако с практических позиций резко менять систему классов профессионального риска без просчета социально-экономических последствий опасно.

Полагаем, что возможной альтернативой может стать более эффективно настроенная система скидок и надбавок.

Система скидок и надбавок придает гибкость тарифам страховых взносов с учетом реального состояния охраны труда. Сегодня за счет скидок и надбавок тариф страховых взносов может меняться более чем в 2 раза (например: в 32 классе профессионального риска от 5,1 до 11,9).

Необходимо системе скидок и надбавок придать больше гибкости и прозрачности, в некотором виде закрепить её законодательно, тем самым обезопасив чиновников от коррумпированных рисков.

3) Определение тарифа страховых взносов должно осуществляться только в соответствии с классами профессионального риска.

Все экономические агенты должны быть распределены по рискам профессиональной деятельности, а не по форме собственности или источникам финансирования.

Например, страхователи - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов и приравненных к ним источников, независимо от вида экономической деятельности относятся к 01 классу профессионального риска, для которых установлен минимальный тариф.

Учитывая, что Федеральным законом от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» этим организациям предоставлено больше прав и стираются различия между коммерческими и бюджетными организациями необходимо внести соответствующие изменения и в Постановлением правительства РФ, которым утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска.

6. Совершенствование органов управления ФСС РФ.

В течение года мы совместно с ФСС РФ и ПФР обсуждали идею укрепления системы управления фондами, в части повышения её полномочий.

По нашему мнению, обязанностью Правления фонда должно быть долгосрочное и устойчивое развитие данного вида страхования. Правление должно обладать соответствующими полномочиями и нести ответственность.

За образец можно взять разделение полномочий Совета директоров и исполнительных органов управления в коммерческом секторе.

7. Информационная открытость.

Информация Фонда социального страхования, равно как других фондов, должна больше ориентироваться на нужды работодателей и застрахованных граждан. Важно существенно расширить перечень открыто публикуемых агрегированных сведений, в том числе финансового характера, не содержащих персональных данных. Прогнозные и ретроспективные аналитические таблицы и материалы могут касаться данных о плательщиках взносов по размеру организаций.

Источник: 

Читайте также:
Все новости

Важные новости