Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

15 марта 2010 года – Всемирный день защиты прав потребителей

16.03.2010
15 марта 2010 года – Всемирный день защиты прав потребителей

В 2010 году Международная Федерация потребительских организаций, ежегодно определяющая тематику Всемирного дня защиты прав потребителей, определила в качестве девиза слоган «Наши деньги, наши права».

Тем самым был подтвержден очевидный приоритет вопросов защиты прав потребителей в сфере финансовых услуг в первую очередь для самих потребителей и их общественных объединений по всему миру, так как доступ к получению безопасных, стабильных, «прозрачных», законных финансовых услуг в условиях глобализации имеет важное интернациональное значение независимо от того, в какой стране проживает гражданин-потребитель.

Начиная с 2007 года Роспотребнадзор последовательно и системно проводит работу, направленную на обеспечение прав потребителей на рынке финансовых услуг - сектора экономики, который не только стал источником общемирового финансово-экономического кризиса, но и его наиболее уязвимым звеном, повлиявшим так или иначе практически на все аспекты общественных отношений, и в первую очередь - на положение в системе этих отношений простого человека.

Анализ надзорной деятельности территориальных органов Роспотребнадзора, связанной с защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг показал, что применительно к практике применения мер административного воздействия, предусмотренных КоАП РФ в 2009 году на 69% выросло число составленных протоколов об административных правонарушениях, на 65% увеличилось количество вынесенных постановлений о привлечении кредитных организаций к административной ответственности.

Территориальными органами Роспотребнадзора все активнее используется, в рамках рассмотрения жалоб граждан на банки, институт административных расследований, география применения которых в разрезе субъектов за последний год выросла в 1,5 раза. При этом возросла в 1,5 раза и результативность административных расследований.

Правовая позиция Роспотребнадзора о недопустимости нарушений потребительского законодательства в сфере оказания финансовых услуг все чаще разделяется арбитражными судами различных инстанций.

Так, если в 2007 году в судах первой инстанции было вынесено 20 решений в пользу Роспотребнадзора, то в 2008 г. - 55, в 2009 г. - 99, т.е. 53% всех постановлений по делам об административных правонарушениях в отношении банков в 2009 г. были признаны судами законными и обоснованными уже судами первой инстанции.

В судах второй (апелляционной) инстанции в пользу терорганов Роспотребнадзора в 2009 г. было вынесено 63% судебных актов, в судах третьей (кассационной) инстанции в 2008 г. в пользу Роспотребнадзора было вынесено 41% судебных актов, в 2009 г. - 68%.

Следует отметить, что на основании постановлений Президиума Высшего Арбитражного Суда по делам: Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю против ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» и ЗАО КБ «Русский Банк Развития» против Управления Роспотребнадзора по городу Москве, банковскому сообществу было указано на незаконность судебной практики по всем наиболее принципиальным вопросам: относительно одностороннего изменения банками условий договора, если это прямо не предусмотрено законом; о недопустимости нарушения права потребителя на альтернативную подсудность посредством включения в кредитный договор условия о якобы «договорной подсудности», на деле означающей рассмотрение, по сути, всех споров исключительно по месту нахождения банка; относительно взимания с граждан платы за открытие и ведение так называемого ссудного счета; о недопустимости применения договорной неустойки в качестве меры ответственности за нарушение заемщиком сроков, установленных для возврата очередной части кредита.

В 2009 году территориальными органами Роспотребнадзора по рассмотренным судами гражданским делам в сфере предоставления кредитными организациями финансовых услуг дано 935 заключений в целях защиты прав потребителей.

Также в 2009 году было подано в суд 6 исков в защиту неопределенного круга потребителей и 25 исков в защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг при участии территориальных органов Роспотребнадзора в качестве стороны по делу (истца или соистца). Удовлетворено судами, полностью или в части, 19 исков. По результатам рассмотрения данных дел судами было присуждено в пользу потребителей 16,5 млн. рублей.

Недостаток финансовой грамотности части населения ограничивает способность людей принимать эффективные и адекватные решения относительно управления своими денежными средствами и зачастую вынуждает их идти на неосознанные финансовые риски, что используют в своих интересах отдельные кредитные организации.

В 2009 году был дан старт к «запуску» в России при поддержке Всемирного банка общенациональной программы повышения финансовой грамотности населения на основе институционального развития системы потребительской информации и финансового образования. Предполагается, что проект начнет действовать уже в июне 2010 года. Основными компонентами концепции проекта «Развитие финансового образования и финансовой грамотности в Российской Федерации», активное участие в работе над которым принимал Роспотребнадзор, являются: разработка политики повышения финансовой грамотности населения; создание потенциала в области повышения финансовой грамотности; разработка и реализация образовательных программ и информационной кампании по повышению финансовой грамотности; усиление защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе за счет: разработки и внедрения специфических для финансового сектора программ по информированию граждан, направленных на повышение соответствующей осведомленности потребителей об их правах и механизмах их защиты на основе информационных ресурсов надзорных органов.

Кроме того, Правительством Российской Федерации принята долгосрочная программа укрепления финансового сектора, рассчитанная на период до 2020 года, и включающая меры по превращению России в глобальный финансовый центр. Это объективно потребует всестороннего развития внутреннего финансового рынка, расширения практики и спектра предоставления финансовых услуг широким слоям населения, а также улучшения защиты прав потребителей в финансовой сфере и повышения финансовой грамотности граждан.

Источник: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 
Все новости

Важные новости