Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не изменил ситуацию на потребительском рынке

11.02.2010
Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» не изменил ситуацию на потребительском рынке

10 февраля в Доме предпринимателя прошло совместное заседание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга и Общественно-консультационного совета при Управлении антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, на котором обсудили Федеральный закон № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Модератором мероприятия выступила Елена Церетели, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. А  в качестве экспертов были приглашены: Дмитрий  Кобицкий – заместитель Председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга; Дмитрий Даугавет – директор Центра исследования рыночной среды, эксперт Санкт-Петербургского Управления Федеральной антимонопольной службы России и Нина  Динес – юрист-эксперт Общественного Совета.


Нина  Динес – юрист-эксперт Общественного Совета, Дмитрий  Кобицкий – заместитель Председателя КЭРППиТ СПб, Елена Церетели - председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства

Как известно, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» разрабатывался несколько лет, и задолго до его принятия, отдельные статьи закона вызывали бурную дискуссию в предпринимательском сообществе. Причем все сходились во мнении, что этот закон невыгоден никому - ни производителям, ни ритейлерам, ни малому бизнесу, а главное, в итоге он может негативно сказаться на уровне цен, что совсем не выгодно покупателям. Тем не менее, 11 сентября 2009 года законопроект о торговле был принят в первом чтении, 16 декабря - во втором, и 18 декабря 2009 года - в третьем. Одним словом, как это часто бывает в нашей стране, общественное мнение услышано не было и 1 февраля 2010 года Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» начал свое действие.

Дмитрий Кобицкий, заместитель Председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, напомнил предпринимателям, что работа над Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» велась более пяти лет. Поправки в закон вносили и общественные организации, и отдельные регионы, и депутаты Государственной Думы. Но, несмотря на это, закон получился далеким от совершенства. Единственный плюс заключается в том, что закон вообще приняли. Теперь законодателям хотя бы есть от чего отталкиваться.

«В соответствие с Федеральным законом  регионы должны подготовить и принять  «местные» законы о торговле, - сообщил Дмитрий Кобицкий. – Но ждать от региональных законов каких-то чудес – не стоит, потому что  Федеральным законом наши права урезаны до невозможности».

Итак, Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением хозяйствующими субъектами торговой деятельности на территории РФ, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами в процессе торговой деятельности.

Документ содержит перечень методов государственного регулирования данной сферы, к которым отнесены: установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности; антимонопольного регулирования; технического регулирования; информационного обеспечения в области торговой деятельности; государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в сфере торговли.

В части антимонопольного контроля хозяйствующим субъектам запрещается: создавать дискриминационные условия; навязывать контрагенту ряд условий, перечень которых дан в законе; создавать препятствия доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам; нарушать установленный нормативными правовыми актами порядок ценообразования.

Документом также предлагается ограничить действия по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов. Согласно закону, «хозяйствующие субъекты, которые осуществляют розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети и доля которого превышает 25% от общего объема реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта РФ, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения».

Кроме того, в законе говорится, что соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора, включению в его цену и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.

Также одобрен вариант норм о предельных сроках оплаты товаров по договору поставок (срок возврата платежей), в соответствие, с которым продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее 10 рабочих дней (ранее предлагалось 14 и 15 календарных дней) со дня приемки. Если же срок годности составляет 10—30 дней — оплата должна быть произведена в срок не позднее 30 календарных дней. Продовольственные товары сроком годности свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории РФ, подлежат оплате в срок не позднее, чем 45 календарных дней.

В документе также дан перечень недопустимых действий органов государственной власти и местного самоуправления в сфере регулирования данной области. В частности, запрещается проводить повторные проверки качества и безопасности товаров, за исключением случаев, предусмотренных законодательством; принимать ряд нормативных актов и др.

Согласно закону, в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, правительство РФ в целях стабилизации розничных цен на данные виды товаров имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на территории региона на срок не более чем 90 календарных дней.

Документом определяются полномочия правительства РФ, органов власти субъектов и местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности. Предусмотрено саморегулирование торговой деятельности с участием союзов, ассоциаций и других некоммерческих организаций.

Положения закона не применяются к отношениям, связанным с организацией и осуществлением внешнеторговой деятельности; деятельности товарных бирж; торговле на розничных рынках; деятельности по купле-продаже ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения.

Дмитрий Даугавет, эксперт Санкт-Петербургского Управления Федеральной антимонопольной службы России в свою очередь отметил, что документом только предлагается ограничить действия по приобретению торговыми сетями новых торговых объектов, но при этом, не дается определения доминирующего положения сетей. В то же самое время в статье 5 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции»  это четко прописано.

«Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

  1. доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
  2. доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок».

Во время заседания

Нина Динес, юрист-эксперт Общественного Совета, комментируя закон и отмечая наряду с многочисленными «минусами»  его «плюсы», назвала статью 10, регламентирующую порядок размещения нестационарных торговых объектов.

Статья 10. Особенности размещения нестационарных торговых объектов

  1. Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
  2. Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
  3. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
  4. Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
  5. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети 'Интернет'.
  6. Утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
  7. Порядок размещения и использования нестационарных торговых объектов в стационарном торговом объекте, в ином здании, строении, сооружении или на земельном участке, находящихся в частной собственности, устанавливается собственником стационарного торгового объекта, иного здания, строения, сооружения или земельного участка с учетом требований, определенных законодательством Российской Федерации.

В обсуждение Федерального закона приняли активное участие и предприниматели. Они, в частности, отметили тот факт, что за рамками закона осталось общественное питание. В то время как именно это направление потребительского рынка на  данный момент является  самым неконтролируемым.

По окончанию мероприятие было принято решение продолжить работу по внесению изменений и дополнений в Федеральный закон, а также в региональный закон о торговле, который разработан КЭРППиТ.


Все новости

Важные новости