Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Предприниматели не пользуются своими законными правами и не обращаются в прокуратуру

24.07.2009
Предприниматели не пользуются своими законными правами и не обращаются в прокуратуру

23 июля в «Союзе промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» состоялась пресс-конференция «Защита прав малого бизнеса. Закон в действии», которая была посвящена реализации Федерального закона от 26.12.2008 № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В пресс-конференции приняли участие: Виктор Иванов, первый вице-президент, генеральный директор исполнительной дирекции «Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга»; Елена Церетели, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга; Роман Пастухов, президент НП «Санкт-Петербургский союз предпринимателей», член Президиума Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга; Алексей Третьяков, председатель Совета Санкт-Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка. К участию в пресс-конференции была также приглашена Екатерина  Миришова, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле прокуратуры Санкт-Петербурга.

Какие права имеют предприятия малого бизнеса по новому закону, вступившему в силу с мая 2009 года, и как на практике реализуется это право? Какие основные задачи  стоят перед государственными, общественными, правоохранительными организациями на данный момент, и  насколько активно предприниматели отстаивают свои права, опираясь на новый Закон? Об этих и других актуальных проблемах предпринимательской деятельности рассказали участники пресс-конференции.

Елена Церетели, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга рассказала журналистам о работе бесплатной юридической службы Общественного Совета:

- Оперативная юридическая служба Общественного Совета работает с того самого момента, как Федеральный закон «О защите прав юридических лиц…» вступил в силу,  то есть, с 1 мая 2009 года. Главная задача службы – оперативное консультирование представителей малого бизнеса о правомерности действий контролирующих органов и в случае необходимости – выезд специалистов на объект.

На сегодняшний день специалистами Службы принято более 150 телефонных звонков. Анализ обращений позволяет сделать вывод –  в 60 % случаев предприниматели сообщали о неправомерных действиях сотрудников правоохранительных органов. О каких нарушениях идет речь? Сотрудники милиции не предъявляют распоряжения  или приказа о  назначении выездной  проверки, не сообщают предпринимателям,  на каком основании она проводиться; зачастую даже не предъявляют служебное удостоверение. 

На мой взгляд, подобные факты свидетельствуют о серьезной проблеме, которую необходимо как-то решать.

Для того чтобы помочь предпринимателям разобраться в новом законе, Общественный Совет совместно с органами прокуратуры провел во всех районах города разъяснительные семинары, но, не смотря на это, следует признать – юридическая грамотность у предпринимателей на очень низком уровне. И, как следствие, они не всегда способны оценить правомерность тех или иных действий контролирующих организаций.


Елена Церетели, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при  губернаторе Санкт-Петербурга

Екатерина Миришова, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле прокуратуры Санкт-Петербурга согласилась с данным утверждением:

Предприниматели не знают своих прав и обязанностей и по этой причине, крайне редко обращаются в прокуратуру с требованием проверить законность действий органов государственного контроля. А если они внимательно изучат Федеральный закон «О защите прав юридических лиц…», то поймут, что многие  статьи этого закона надежно их защищают. Например, сегодня основанием для проведения внеплановой выездной проверки, подлежащей согласованию в органах прокуратуры, является поступление в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, сведений из средств массовой информации о следующих фактах:

1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

2) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

По какой-либо другой причине провести внеплановую выездную проверку сегодня нельзя.

Что касается самого механизма согласования внеплановой выездной проверки в органах прокуратуры, то он также тщательно прописан в законе.

Наш отдел работает три месяца,  и за этот период к нам поступило 305 заявлений от различных органов государственного контроля с просьбой согласовать проведение внеплановых проверок. По результатам рассмотрения заявлений о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов, мы согласовали 215 заявлений, а в 90 случаях выдали предписания об отказе в согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Какие были основания для отказа в согласовании проверки?

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки, предусмотренных подп. «а» и «б» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона  № 294-ФЗ;

3) несоблюдение требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

Второй этап нашего контроля  наступает после завершения внеплановой выездной проверки. Органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля направляют в орган прокуратуры, принявший решение о согласовании проведения проверки,  акт проверки в течение пяти рабочих дней со дня его составления. Мы этот акт тщательно изучаем и в случае выявления нарушений закона органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля запрашиваем дополнительные  сведения и делаем соответствующие выводы.

И в заключение я хочу сказать следующее: сегодня, на начальном этапе реализации Федерального закона № 294 –ФЗ мы сталкиваемся с многочисленными проблемами по одной причине -  неоднозначному толкованию отдельных статей закона. Сейчас идет серьезная законотворческая работа в этом направлении, и в ближайшее время в Федеральный закон будут внесены необходимые  корректировки.


Екатерина Миришова, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле прокуратуры Санкт-Петербурга


Бесплатная юридическая помощь Общественного Совета работает с 9.00 до 20.00 часов ежедневно (кроме субботы и воскресенья).

Телефон: 941-70-14.




Редакция сайта Общественного совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга






Все новости

Важные новости