Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

«Купеческий Клуб» собрался в Доме предпринимателя

14.07.2009
«Купеческий Клуб» собрался в Доме предпринимателя

13 июля в Доме предпринимателя прошло заседание «Купеческого Клуба Санкт-Петербурга» - общественной организации, объединяющей представителей торгового бизнеса города.

В первой части мероприятия Елена Церетели – председатель Общественного совета по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга  и председатель РОО «Купеческий Клуб Санкт-Петербурга» рассказала  членам Клуба о Доме предпринимателя и расположенных в нем  структурах поддержки малого бизнеса. 


Елена Церетели рассказывает о структурах поддержки малого бизнеса

Вторая  часть заседания, которую вела Нина Динес – юрист-эксперт Общественного совета - была посвящена обсуждению Федерального закона  от 22.12.2008 г. № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля  (надзора) и муниципального контроля».


Перед началом заседания члены «Купеческого Клуба»
увлеченно изучают «Вестник Общественного Совета»

Плюсы и минусы нового Закона

- Новый Федеральный закон, который практически поменял привычный для нас порядок проведения контрольных мероприятий у субъектов предпринимательской деятельности - не идеален, - говорит Нина Динес. - И практика применения статей Закона, выявит все шероховатости и недочеты.  Но уже сегодня можно говорить о том, что новый закон лучше и эффективнее защищает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, нежели предшествовавший ему Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 134-ФЗ « О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». 

Предпринимателям необходимо обратить внимание на то, что,  как и ранее,  нормы данного Закона не распространяются на ряд контрольных мероприятий.

Закон не будет, применим  к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведения административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового, валютного контроля, и иных видов контроля (статья 1 пункт 3).

Если говорить конкретно, то, например, милиция, имеет право проверять предпринимателей в любое время только в рамках «оперативно-розыскных мероприятий». В противном случае, действия  милиции можно оспорить, написав соответствующее заявление в прокуратуру.

Данным Законом впервые введено понятие «уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности» (статья 8 вступила в действие 1 июля 2009 года).

Уведомление   о   начале осуществления   отдельных   видов предпринимательской  деятельности  представляется юридическими лицами, индивидуальными  предпринимателями, осуществляющими выполнение работ и услуг   в   соответствии   с  утвержденным  Правительством  Российской Федерации   перечнем   работ   и   услуг  в  составе  следующих  видов деятельности:

1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;

2) предоставление бытовых услуг;

3) предоставление  услуг  общественного  питания  организациями общественного питания;

4) розничная   торговля   (за  исключением  розничной  торговли товарами,  оборот  которых  ограничен  в  соответствии  с федеральными законами);

5) оптовая  торговля  (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

6) предоставление  услуг  по  перевозкам  пассажиров и багажа по заказам  автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок  по  маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

7) предоставление  услуг  по  перевозкам  грузов  автомобильным транспортом,  грузоподъемность  которого  составляет  свыше  двух тонн пятисот  килограммов  (за  исключением таких перевозок, осуществляемых для  обеспечения  собственных  нужд  юридических  лиц,  индивидуальных предпринимателей);

8) производство текстильных материалов, швейных изделий;

9) производство одежды;

10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;

11)  обработка  древесины  и  производство  изделий  из  дерева и

пробки, за исключением мебели;

12) издательская и полиграфическая деятельность;

13)  деятельность,  связанная  с  использованием  вычислительной техники   и   информационных   технологий  (за  исключением  указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).

                                             Плановые и внеплановые проверки

Предпринимателям важно знать, что с 01 мая 2009 года плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года, на основании разработанных органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля ежегодных планов. Однако, если Ваша деятельность ведется в сфере здравоохранения, образования, социальной сфере плановые проверки могут проводиться 2 и более раз в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Утвержденные руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля  ежегодные планы проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством их размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети «Интернет» либо иным доступным способом.

Как уже неоднократно сообщалось, начиная с 2010 года Генеральная прокуратура Российской Федерации  будет обобщать данные  о плановых контрольных мероприятиях,  и  размещать всю информацию до 31 декабря 2010 года на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Изменились основания для проведения внеплановых проверок. Теперь эти основания прямо поименованы в п.2 статьи 10 Закона.

Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной.

Внеплановая выездная проверка по контролю за деятельностью малого или среднего предпринимательства, должна быть согласована с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности проверяемых лиц,  в случае:

- если поступила информация  о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства.

Внеплановое контрольное мероприятие может быть проведено и в случае поступления информации о нарушении прав потребителей, при этом должно быть обращение гражданина, права которого были нарушены. Однако, такое контрольное мероприятия не нужно согласовывать с органами прокуратуры.

О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель должны быть уведомлены не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. В случае внеплановой выездной проверки, за исключением проверок, указанных в п.2 части 2 статьи 10 Закона  не менее чем за 24 часа до начала ее проведения любым доступным способом.

Порядок, срок проведения документарной и выездной внеплановой проверки детально изложен в статьях 11, 12, 13, 14 Закона.

Очень важная статья, нормы которой защищают предпринимателей – это статья 15 «Ограничения при проведении проверки». Необходимо помнить, что при  проведении проверки должностные лица органа государственного или муниципального контроля не вправе:

1) проверять  выполнение  обязательных  требований и требований, установленных  муниципальными  правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа   муниципального  контроля,  от  имени  которых  действуют  эти должностные лица;

2)  осуществлять  плановую  или  внеплановую  выездную проверку в случае  отсутствия  при ее проведении руководителя, иного должностного лица    или    уполномоченного    представителя   юридического   лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением   случая   проведения   такой   проверки   по   основанию, предусмотренному  подпунктом 'б' пункта 2 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона;

3)  требовать  представления  документов,  информации,  образцов продукции,  проб  обследования  объектов  окружающей  среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся  к  предмету  проверки,  а  также  изымать  оригиналы  таких документов;

4)   отбирать  образцы  продукции,  пробы  обследования  объектов окружающей  среды  и

объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений без оформления протоколов об отборе указанных  образцов,  проб  по установленной  форме  и  в количестве, превышающем  нормы, установленные национальными стандартами, правилами отбора   образцов,   проб   и  методами  их  исследований,  испытаний, измерений,  техническими  регламентами  или  действующими  до  дня  их вступления  в  силу  иными  нормативными  техническими  документами  и правилами и методами исследований, испытаний, измерений;

5)  распространять информацию, полученную в результате проведении проверки и составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую  законом  тайну,  за  исключением  случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

6) превышать установленные сроки проведения проверки;

7)   осуществлять   выдачу   юридическим   лицам,  индивидуальным предпринимателям  предписаний  или предложений о проведении за их счет мероприятий по контролю.

Ответственность не только у предпринимателей

Настоящей победой бизнеса в законодательстве можно назвать статью 20 «Недействительность результатов проверки, проведенной с грубым нарушением требований настоящего Федерального Закона». В статье прямо поименован перечень грубых нарушений, и,  следовательно, не будет субъективизма при определении понятия грубое нарушение.

К грубым нарушениям законодатель отнес:

- отсутствие основания проведения проверки;

- нарушение срока уведомления о проведении проверки;

- определение оснований проведения внеплановой проверки, за пределами оснований, предусмотренных пунктом 2 части 2 статьи 10 Закона;

- невозможность установления личности заявителя;

- несогласованием, несвоевременным согласованием с органами прокуратуры  проведения внеплановой выездной  проверки  субъектов малого и среднего предпринимательства;

- нарушение сроков и времени проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства;

- проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя органа контроля;

- требование документов, не относящихся к предмету проверки;

- превышение установленного срока проведения проверки;

- не представления акта проверки проверяемому субъекту.

И завершая наш разговор,  я бы  хотела сказать следующее. Каждый раз, когда Вам кажется, что контрольное мероприятие необоснованно или проходит с нарушением норм действующего законодательства,  смело обращайтесь в прокуратуру с просьбой проверить законность и обоснованность проведения  конкретного проверочного мероприятия. Таким образом, Вы сможете себя защитить.



Нина Динес – юрист-эксперт
Общественного совета комментирует Федеральный закон


__________________

Редакция сайта Общественного совета по развитию малого
предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга



Все новости

Важные новости