Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Закон о торговле отправлен на доработку до октября

06.05.2009
Закон о торговле отправлен на доработку до октября

Закон о торговле, который должен был вступить в силу с 1 сентября 2009 года, в очередной раз отправлен на доработку. На этот раз – до октября. Причиной 'пробуксовки' снова стали противоречия между Федеральной антимонопольной службой, требующей ограничить деятельность сетей, и Минпромторгом РФ, лоббирующим интересы сетевиков.

Эксперты между тем опасаются, что законопроект может быть экстренно внесен в Думу и принят без учета требований ФАС, и призывают развернуть по поводу документа широкую общественную дискуссию.
   
   Проект закона 'Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации' разрабатывался на протяжении последних двух лет. Новейшая редакция документа, текст которой размещен на сайте Минпромторга, содержит основные понятия, цели и методы государственного регулирования в сфере торговли, полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области государственного регулирования торговой деятельности и т. д.
   
   В частности, документ четко определяет размер торгового объекта в зависимости от его площади. Например, чтобы именоваться сверхкрупным, торговый объект должен иметь площадь свыше 10 тыс. кв. метров. Крупным считается объект площадью от 3,5 до 10 тыс. кв. метров. Величина среднего торгового объекта – от 0,5 до 3,5 тыс. кв. метров. Размеры малых и сверхмалых торговых объектов должны составлять от 200 до 500 кв. метров и менее 200 кв. метров соответственно.
   
   Впервые в законопроекте определено понятие 'торговой сети', споры о сути которого велись на протяжении последних лет. Согласно документу торговой сетью является 'совокупность двух и более торговых объектов, принадлежащих одному хозяйствующему субъекту, на которых под одним средством индивидуализации (фирменным наименованием, товарным знаком, знаком обслуживания, коммерческим обозначением) осуществляется торговля одинаковыми группами товаров'.
   
   Отдельной строкой в законопроекте прописаны формы и способы поддержки торговой деятельности со стороны органов государственной власти и местного самоуправления. Так, поддержка может осуществляться путем реализации региональных и муниципальных программ в области развития торговли; совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников торговли; применения мер экономического стимулирования различных категорий хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, в том числе торговцев сельскохозяйственной продукцией российского производства.
   
   Тем не менее, по оценке экспертов, проект закона содержит ряд существенных недостатков, сводящих на нет все усилия по формированию конкурентной среды в области торговли и дискриминирующих мелкую розницу в угоду интересам сетевиков. Как заявил корреспонденту 'Горзаказ.Орг' глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка Петербурга Алексей Третьяков, данный закон 'антирыночен по своей сути': 'Рыночными являются такие отношения между государством и субъектами экономической деятельности, когда государство вмешивается туда, куда надо, и не лезет туда, куда не следует. В данном законопроекте все наоборот'.
   
   Так, по словам эксперта, государство фактически отказывается регулировать сетевую торговлю, зато стремится всеми силами 'подмять под себя' мелкую розницу. 'Когда речь идет о крупных торговых объектах, их владельцам предписывается лишь известить о своем открытии. Если же вы – малый предприниматель и хотите осуществлять нестационарную торговлю, вашу судьбу будут решать чиновники', – пояснил Третьяков.
   
   Действительно, ч. 1 ст. 12 гласит, что торговая деятельность посредством создания, размещения и использования стационарных торговых объектов может быть организована юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными в порядке, установленном законодательством РФ. Указанные хозяйствующие субъекты обязаны лишь задекларировать сведения об осуществлении торговой деятельности.
   
   Однако как только дело доходит до мелкой розницы, закон связывает предпринимателей по рукам и ногам, отдавая их судьбу на откуп представителям власти. Согласно ст. 15 торговая деятельность посредством создания, размещения и использования нестационарных торговых объектов может быть организована только в местах, предусмотренных схемой размещения подобных объектов. Схема же подлежит многочисленным согласованиям контрольных ведомств и утверждается исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
   
   Более того, за право размещения торгового объекта в том или ином месте малым предпринимателям еще придется побороться – посредством участия в открытом аукционе. Организатором торгов выступает все тот же исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, который определяет стартовую цену 'в соответствии с методикой, утвержденной Правительством Российской Федерации'. Победителем признается тот малый предприниматель, который предложит больше денег за возможность торговать.
   
   На этом дискриминация малых предпринимателей в сфере торговли не заканчивается. Авторы законопроекта попросту вычеркнули из документа все предложения ФАС, касающиеся ограничения деятельности сетевиков. В частности, порог доминирования, который антимонопольная служба предлагала снизить до 15 %, сохранился на уровне 35 %. Не предусматривает документ и введение такого критерия доминирования, как оборот, когда доминирующими могут быть признаны компании с оборотом более 1 млрд рублей независимо от их доли на рынке.
   
   Именно непримиримые противоречия между ФАС и Минпромторгом привели к отправке законопроекта на летние каникулы. Однако, по словам Алексея Третьякова, есть серьезные опасения, что документ может быть экстренно внесен на рассмотрение парламента и принят в нынешнем виде. 'Вы прекрасно знаете, что у нас Дума может безо всяких обсуждений принять закон в трех чтениях за один день. А потом менять уже принятый закон будет крайне сложно, практически невозможно. Ведь для власти это будет означать, что она допустила ошибку, признает ее и готова исправить. Для нашей власти признание ошибок – это признак слабости. Поэтому власть на это не пойдет', – уверен глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребительского рынка.
   
   Алексей Третьяков подчеркнул, что для недопущения этого в обществе должна быть развернута широкая дискуссия относительно закона о торговле: 'Обсуждение специалистами – это, хотя и важно, но не достаточно. По поводу закона о торговле должна быть развернута общественная дискуссия, потому что это касается нас всех. Бабушке, которая радуется сносу ларька, потому что теперь на освободившейся площадке можно гулять с собачкой, необходимо объяснить, что из-за этого ее сын, работавший на колбасном заводе, остался без средств к существованию'.
   
   Председатель постоянной комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Петербурга Александр Ольховский, комментируя ситуацию с законом о торговле, отметил, что недовольство доминирующим положением сетевиков возникло уже на уровне Совета Федерации. В ГосДуме, по словам депутата, создана представительная рабочая группа. 'Надеюсь, что к ноябрю закон будет доработан', - сказал Ольховский.
   
   Народный избранник добавил, что изменения, ограничивающие деятельность торговых сетей, будут приниматься с трудом, поскольку сетевое лобби достаточно сильно. Вместе с тем, по словам Александра Ольховского, 'в обществе уже назрело понимание необходимости баланса между крупными и мелкими торговцами'. Прокомментировал депутат и возможность экстренного внесения в парламент существующего проекта и принятия его без поправок в качестве закона. Ольховский подчеркнул, что 'опасаться, конечно, надо', но, скорее всего, над документом все-таки будут работать: 'Я в этом смысле оптимист, хотя и сдержанный'.
   
   Взгляд сетевиков на проблему госрегулирования торговли сформулировал генеральный директор компании 'Лента' Алексей Бобров. По его словам, отрасли, безусловно, необходим рамочный документ, в котором были бы прописаны зона ответственности государственных органов и все механизмы государственного регулирования рынка во избежание чрезмерного вмешательства власти в рыночные процессы. Однако, подчеркнул Бобров, отраслевой закон не должен устанавливать более жесткие ограничения, чем другие законодательные акты.
   
   Так, по словам главы 'Ленты', в том же законе 'О конкуренции' порог максимального доминирования установлен на отметке в 50%, в то время как проект закона о торговле предусматривает цифру 35%. 'Этому нет никакого рационального объяснения. Иначе как дискриминацией это назвать нельзя. В стране должны действовать единые антимонопольные нормы', - убежден Алексей Бобров. Он добавил, что бытующее мнение о ценовых накрутках в сетевых магазинах не имеет под собой никакой почвы: 'Нам говорят, что крупные сети разгоняют инфляцию, пользуясь своим исключительным положением и устанавливая чуть ли не произвольные наценки. Но в реальности, цены в крупных сетях ниже, чем в несетевых магазинах, процентов на 10'.






Все новости

Важные новости