Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

На заседании Общественного Совета обсудили проблемы малых предприятий в строительной сфере

15.08.2013

В Смольном 3 июля 2013 года состоялось очередное заседание Общественного Совета по малому предпринимательству при Губернаторе Санкт-Петербурга.

В работе заседания под председательством вице-губернатора Марата Оганесяна приняли участие председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели, президент «Санкт-Петербургского Союза предпринимателей» Роман Пастухов, президент «Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга» Анатолий Турчак и президент Ассоциации Банков Северо-Запада Владимир Джикович.

Участниками заседания стали члены Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, главы районных Администраций, а также руководители различных комитетов и управлений.

заседание 2.jpg

Открыла мероприятие Елена Церетели. Она познакомила участников с результатами работы Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга во II квартале 2013 года.

– За отчетный период более 1500 предпринимателей получили консультации сотрудников Общественного Совета; в юридическую службу Совета обратились 122 предпринимателя. В период с апреля по май Советом и его районными подразделениями была проведена акция, посвященная празднованию Дня российского предпринимательства, которая включала проведение в 18 районах города мастер-классов, встреч, деловых игр со старшеклассниками.

Кульминационным мероприятием акции стала конференция поставщиков «Заказы для малого бизнеса». В мероприятии, целью которого стало оказание содействия малым производственным компаниям в получении заказов у крупнейших предприятий города, в этом году приняли участие: ОАО «Звезда», ОАО «Ленэнерго», ГУП «Водоканал», а кроме того – ЦНИИ Робототехники и технической кибернетики, Промышленно-инновационный кластер транспортного машиностроения «Метрополитены и железнодорожная техника».

14 июня 2013 года член Общественного Совета - Кластер медицинского приборостроения и биотехнологии - представлял Санкт-Петербург и Общественный Совет на Российско – Берлинском экономическом форуме.

Елена Церетели также отметила, что 23 мая 2013 года Общественный Совет, совместно с Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга, принял участие в подготовке и проведении церемонии подписания Антикоррупционной хартии делового сообщества Санкт-Петербурга и Соглашения о взаимодействии между Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга и бизнес-ассоциациями Санкт-Петербурга по проведению оценки регулирующего воздействия.

В отчетном периоде Общественный Совет продолжил работу, направленную на внесение изменений в отдельные нормативные акты как регионального, так и федерального уровней. О достигнутых результатах Елена Церетели доложила бизнес-сообществу.

– Общественному Совету удалось сдвинуть с «мертвой точки» проблему, касающуюся деятельности гидов-переводчиков, которых в городе работает без лицензии более 3 тыс. человек. Была создана рабочая группа, в которую вошли представители всех заинтересованных сторон. В рамках ее деятельности сформулированы предложения, рассмотренные на заседаниях профильной комиссии по туристской деятельности ЗАКСа.

В результате проведенной работы, появились 2 документа – обращение комиссии к Губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко и проект постановления об обращении Собрания к Министру культуры РФ Василию Мединскому. В проекте постановления содержится просьба подготовить для всех музеев федерального подчинения, расположенных на территории Санкт-Петербурга, рекомендации, определяющие единые принципы допуска к работе аккредитованных гидов-переводчиков, либо рекомендовать им руководствоваться порядком, утвержденным в Санкт-Петербурге. В проекте также содержится предложение о размещении музеями своих локальных нормативных актов в свободном доступе в сети Интернет для обеспечения гласности и открытости в деятельности музеев федерального подчинения, расположенных на территории Санкт-Петербурга, по определению своих требований к гидам-переводчикам.

Проблема «малый бизнес и присоединение к электросетям» тоже постепенно разрешается: 3 кВт энергетики раздают предприятиям бесплатно; вопрос с недостающими мощностями также будут решать. Документы на присоединение, отметила Елена Церетели, в ПСК готовят теперь от 1 до 2 месяцев – процесс больше не затягивается на годы. По данным, полученным от руководства ОАО «ПСК», на сегодняшний день, из работающих по временной схеме подключилось на 52,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Таким образом, сегодня из 15 тыс. подключено почти 3 тыс. предпринимателей.

Федеральные чиновники, готовившие пресловутое постановление федерального правительства № 442, которое предписывает собирать плату за электричество с бесдоговорников по сечению кабеля, тоже одумались и теперь разрабатывают поправки с учетом пожеланий энергопотребителей. Общественный Совет, в свою очередь, направил несколько своих предложений в Министерство энергетики.

Отметила Елена Церетели и то, как решается вопрос, связанный с согласованием предпринимателями рекламных и информационных вывесок.

– Все прекрасно помнят, что в протокол прошлого заседания Общественного Совета было включено предложение, исходившее от Губернатора Санкт-Петербурга, о создании рабочей группы для разработки предложений по формированию единого стиля наружной рекламы в историческом центре и на территории всего города Санкт-Петербурга с участием профильных комитетов города и Общественного Совета.

Такая рабочая группа создается Комитетом по градостроительству и архитектуре, и Совет приглашен в ее состав. В этой связи Общественный Совет планирует представить на заседании рабочей группы предложения, сформулированные членами комиссии Общественного Совета по рекламе и информации.

Однако данная работа не решает ключевую проблему, возникшую у бизнесменов после выхода постановления Правительства Санкт-Петербурга от 20.09.2012 № 1002 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге». Документ утвердил перечень документов, необходимых для получения разрешения на установку или перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге.

В результате возникла новая проблема, которая практически остановила процесс согласования информационных вывесок – теперь в перечень документов на начальной стадии согласования необходимо предоставить письменное согласие собственника или иного законного владельца имущества на присоединение к этому имуществу объекта для размещения информации.

Предпринимательское сообщество не оспаривает необходимость вышеназванного согласия собственников имущества (требования ГК РФ, ЖК РФ); в то же время, его получение, в большинстве случаев, затруднено и требует больших временных и финансовых затрат. Невозможность же предпринимателей донести информацию о своей деятельности до потребителя существенно сказывается на рентабельности бизнеса.

Председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга отметила, что за отчетный период были проведены 3 мероприятия разного формата, на которых обсуждались предложения бизнес-сообщества по внесению изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга № 1045 «О размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, внесении изменений в некоторые постановления Правительства Санкт-Петербурга и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Санкт-Петербурга», утверждающего порядок размещения временных объектов потребительского рынка.

В результате данной работы экспертам Совета удалось найти взаимопонимание с руководителями профильных комитетов, и прежде всего с КУГИ, по целому ряду важнейших моментов. В частности, исключены ограничения по размещению объектов рядом с медицинскими и спортивными организациями. Кроме того, не подлежат включению в схему размещения, а также подлежат исключению из схемы размещения следующие торговые объекты: находящиеся на расстоянии ближе 25 м – вместо прежних 50 м – от зданий, в которых располагаются органы государственной власти, образовательные учреждения, а в случае оформления прав указанными организациями на земельные участки, на которых расположены эти здания, – ближе 25 м от границ земельных участков (за исключением объектов, используемых для реализации периодической печатной продукции).

При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктами 1.6.1-1.6.5 настоящего Порядка, для реализации основного вида функционального использования должно использоваться не менее 70% площади расположенного на земельном участке торгового объекта. Не допускается отказ в согласовании возможности размещения торговых объектов на земельных участках при достижении либо превышении нормативов минимальной обеспеченности населения торговыми объектами на территории Санкт-Петербурга.

Что немаловажно, сбор предложений осуществляется администрациями районов 2 раза в год, а не 1, как было ранее: в срок от 1 февраля до 1 марта и от 1 августа до 1 сентября.

Анализу проблем строительной сферы была посвящена вторая часть заседания. Лев Каплан – вице-президент, директор Санкт-Петербургского союза строительных компаний «Союзпетрострой» – говорил о том, какую роль в экономике города играют малый и средний бизнес, а также о том, какие трудности предпринимательскому сообществу приходится преодолевать.

– В рыночной экономике малый и средний бизнес играет большую роль в строительном комплексе. Его доля в западных странах составляет от 70 до 80% общего объема подрядных работ. В Санкт-Петербурге доля работ, выполняемых компаниями этого сегмента рынка, снизилась с 40% в 2005-2006 годах до 8-10% в последние 2 года. Число малых предприятий сократилось с 21,5 тысячи в 2010 году до 12,5 тысяч в 2012-м.

Что касается специализации, то, как и во всем мире, малый бизнес города занят, в основном, выполнением специальных строительных работ в порядке субподряда (электрика, сантехника, отделка и т. п.), производством ряда строительных материалов и конструкций, а средний бизнес востребован при строительстве сравнительно некрупных объектов, особенно социальной инфраструктуры (детских садов, школ, поликлиник и т. п.), а также при комплексном капитальном ремонте жилых домов.

По мнению Льва Каплана, для поддержки малого и среднего строительного бизнеса в Санкт-Петербурге необходимо поручить Управлению Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу принять решительные меры по борьбе с монополизмом в этой отрасли, предусмотренные федеральным законодательством (по 94 федеральному закону от 10 до 20% госзаказа должны получать компании малого бизнеса). Они должны включать контроль себестоимости и цен продукции и услуг монополистов и развитию конкурентной среды на строительном рынке города.

В связи с тем, что земельные участки недоступны для компаний среднего бизнеса в силу практического отсутствия на аукционах небольших лотов, а также требований различного рода залогов и банковских гарантий, Комитету по строительству и Комитету по управлению городским имуществом необходимо выставлять на земельные аукционы небольшие инженерно подготовленные земельные участки для возможности участия в них компаний среднего строительного бизнеса.

Такие аукционы должны проводиться не реже 4 раз в год, поскольку уже более полутора лет они фактически не проводятся. Фонду содействия кредитованию малого бизнеса выдавать под поручительство Фонда залоговые суммы компаниям среднего и малого строительного бизнеса, участвующим в тендерах по городскому заказу.

заседание 1.jpg

Вячеслав Травников, генеральный директор строительной компании «Алеф», продолживший выступления, отметил проблему кадров в строительстве.

– На сегодняшний день, в городе осталось только одно профильное среднее учебное заведение, при потребности строительного комплекса в сотнях тысяч квалифицированных рабочих. Триста выпускников ничего не решают в проблематике. Как следствие, мы вынуждены использовать труд так называемых гастарбайтеров. И, поверьте, не с целью экономии и не от хорошей жизни мы идем на это.

Бытует мнение, что это дешевая рабочая сила. Так вот: с полной ответственностью утверждаю, что в целом они обходятся нам дороже, чем местные рабочие – если, конечно, их удается найти. Сегодня со стороны государства делаются попытки упорядочить это явление (гастарбайтер). Целиком и полностью бизнес это поддерживает, но надо решать проблему комплексно – прежде всего, устранить причины, а не концентрировать всю мощь государственного аппарата на следствии.

Выслушав предпринимателей, вице-губернатор Марат Оганесян объявил о том, что все конкурсы на строительство садиков и школ будут объявлены до конца августа. Вице-губернатор также отметил, что в новых контрактах обязательно будет предусмотрено авансирование, что вызвало аплодисменты в зале.

– Я встречался с крупными банкирами и обсуждал механизмы кредитования малого и среднего бизнеса. Мы пришли к определенным договоренностям, которые будут в ближайшее время осуществлены.

Эти меры необходимы, так как я считаю, и мое мнение разделяет правительство города, что сегодня без малого и среднего бизнеса нам не выжить. И это касается не только строительной сферы.

Он также объявил себя противником комплексной застройки территории и призвал малый бизнес участвовать в реновации исторического центра, пообещав провести в ближайшее время специальную презентацию проекта для малых и средних компаний.

Вице-губернатор также отметил, что является сторонником того, чтобы привлекать рабочую силу здесь, на территории города и области, создавая для нее условия, а не завозить из других стран.

Прокомментировал Марат Оганесян и вопрос подготовки кадров:

– Сегодня в Финляндии работают 50 строительных ПТУ, — отметил Марат Оганесян, – а у нас – 3. Отсутствие квалифицированных кадров в любой сфере деятельности – большая проблема, а в строительстве – тем более. Изменить ситуацию можно только с помощью бизнеса. Необходимо разработать программы совместного финансирования учебных заведений государством и бизнесом. Тогда и будут возможны какие-то результаты.

А начать можно с курсов переподготовки кадров. Многие крупные компании организуют подобные курсы для своих сотрудников, и этот опыт можно использовать.

Коснулся Марат Оганесян и законодательства, регулирующего строительную отрасль. Он, в частности, отметил, что многие документы – например, Строительный кодекс – требуют корректировки.

Мероприятие закончилось принятием резолюции, в которой нашли отражение все вопросы, поднятые предпринимателями.

Все важные новости

Важные новости