Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Петербург - столица малых средств размещения

В течение последних пяти лет в России наблюдается стремительное развитие гостиничного бизнеса. В крупные города приходят международные отельеры, реконструируются старые советские гостиницы, растет число небольших частных отелей. Городом, который по праву можно назвать столицей мини-отелей, является Санкт-Петербург.

 

Сектор малых средств размещения (малых отелей, мини-гостиниц, гостевых домов) стал активно развиваться в Петербурге с 2004 года, когда развитие туризма было провозглашено одной из стратегических задач развития города. Идея показалась предпринимателям настолько привлекательной, что они активно включились в ее реализацию.

 

По мнению Сергея Корнеева, вице-президента Российского Союза Туриндустрии, директора некоммерческого партнерства «Северо-Западное Региональное Отделение Российского Союза Туристской Индустрии», мини-гостиницы для Петербурга - это дополнительные 20 % совокупного номерного фонда города в дополнение к классическим гостиницам. Для городского хозяйства – это налоги, занятость (1 постоялец во время своего проживания содержит 3 рабочих места) и т.д. Мини-отели сыграли и продолжают играть значительную роль в расселении коммунальных квартир, особенно в центральной части города. Сектор малых средств размещения в 100 % случаев – это малое, индивидуальное предпринимательство, очень часто это семейный бизнес. Очень многие люди хотят, с одной стороны, вложить свои средства в недвижимость, с другой стороны, извлекать из нее стабильный доход, занимаясь интересной областью, которая называется «индустрия гостеприимства». Существует достаточно большое количество примеров, когда мини-отели квартирного типа становились базой для создания ТСЖ, являясь своего рода системообразующим «локомотивом» и крупным плательщиком, и основным лицом, заинтересованным в благоустройстве придомовой территории, обеспечении безопасности и т.п.

 

Одним словом, у данного направления деятельности имеются серьезные перспективы, в том числе, и в новых экономических условиях, так как многие предприниматели, ранее вложившие свои средства как инвестиции в недвижимость, сейчас не против того, чтобы начать извлекать из нее доход. Мини-отелями интересуются и серьезные девелоперы, охотно планирующие их как составную часть деловых коммерческих центров.

 

Но вместе с очевидными плюсами и перспективами развития у сектора малых средств размещения существует немало проблем.

 

Малые гостиничные формы популярны во всем мире

 

Сегодня малые отели пользуются широкой популярностью и в Европе, и в США. В качестве достойной альтернативы крупным отелям, мировая гостиничная практика предлагает малоформатные гостиницы (до 20 номеров), под которые можно успешно перепрофилировать и существующие здания, в том числе многоквартирные дома и коттеджи. Сроки запуска малоформатного отеля могут быть значительно короче, а цены – значительно ниже (в среднем 50 - 100 $ в зависимости от места и комфортности) за счет более скромного сервиса и меньшего количества персонала, чем в крупных отелях.

 

Одним из ключевых факторов успеха мини-гостиниц, как правило, является хорошо развитая инфраструктура местности, в том числе транспортная доступность, наличие поблизости социально важных объектов (магазинов, офисов, мест отдыха и достопримечательности).

 

Часто малые гостиницы называют «семейными», поскольку их содержат и обслуживают семьи, используя минимальное количество наемного персонала.

 

Наряду с невысокими ценами, постояльцы малого отеля могут по достоинству оценить домашнюю атмосферу и индивидуальный подход, что не всегда обеспечивают крупные отели.

 

Разновидностью малых и «семейных» гостиниц в черте города являются «сервисные» квартиры и доходные дома, стоимость размещения в которых может быть в 2 и более раза ниже, чем в крупных гостиницах. В Европе «сервисные квартиры» могут находиться в одном доме, тем самым, формируя мини-гостиницу.

 

В настоящее время и на российском рынке активно продвигаются семейные гостиницы в Суздале, Петербурге, Ярославле, Ростове, на Байкале, в Крыму, Карелии и других регионах России и СНГ, популярных сегодня для российских и зарубежных туристов. «Семейные» гостиницы в регионах, как правило, выполнены в русском стиле, находятся в живописных местах, организуются разнообразные экскурсии и культурные программы.

 

Общемировых норм и критериев для мини-гостиниц нет. В США, к примеру, мини-отель имеет до 150 номеров, в Европе - до 50, в России - от 5 до 50. Располагаются они как в отдельных зданиях, так и на специально выделенных этажах.

 

Интересная модель реализована в двух крупных городах - Лондоне (Великобритания) и Базеле (Швейцария). В комнате площадью 9 кв.м. путешественнику предлагают лишь самое необходимое - постель, окно, санузел. Дополнительные услуги, такие, как ежедневная уборка и телевизор, надо заказывать отдельно. А номер в центре Лондона стоит от 25 фунтов за ночь (для столицы Англии - весьма дешево).

 

В нашей стране мини-отели различных модификаций наиболее популярны в двух туристических центрах - Санкт-Петербурге и Сочи, где встречаются гостиницы от 3 (есть и такие) до 20-30 номеров. Однако, по словам консультантов, эффективен и надежен отель, в котором 50 номеров и больше.

 

Сейчас на отечественном рынке в основном встречается вариант «мини-бутик-отель», оказывающий услуги класса «люкс». Это вызвано тем, что небольшое количество номеров подталкивает владельцев гостиниц максимизировать цену продаж и, следовательно, позиционировать свой отель как эксклюзивный. По мнению же специалистов, Россия нуждается в гостиницах экономкласса, где смогут останавливаться студенты, молодые путешественники, то есть та категория туристов, которая в нашей стране наиболее мобильна, но страдает из-за высоких цен в данной сфере бизнеса.

 

Мини-гостиницы - составная часть туриндустрии

 

Малые средства размещения – составная часть туриндустрии и поэтому развитие данного направления деятельности напрямую зависит от перспектив развития туризма в целом.

 

Анализ современного состояния туризма в Российской Федерации показывает, что в последние годы эта сфера развивается стабильно и динамично. Отмечается ежегодный рост внутреннего туристского потока. Быстро растущий спрос на туристские услуги внутри страны вызвал бум строительства малых гостиниц, в основном, в курортных регионах, а также увеличение числа гостиниц международных гостиничных цепей в Москве, Санкт-Петербурге и других крупнейших городах страны, создание отечественных гостиничных цепочек. Резко увеличился объем инвестиционных предложений по гостиничному строительству как со стороны иностранных, так и со стороны отечественных инвесторов.

 

В настоящее время в стране насчитывается более 6 тысяч гостиниц, тогда как в 2004 году их насчитывалось только 4 тысячи. С учетом количества иных средств размещения, таких как пансионаты, дома и базы отдыха, туристские базы и другие, общее количество средств размещения туристов составляет около 10 тысяч.

 

По прогнозным оценкам Всемирного совета по туризму и путешествиям, доходы от туризма в 2007 году в ВВП нашей страны с учетом мультипликативного эффекта составили 6,7%. Согласно данным того же источника, число рабочих мест в туризме составило 1% от общей занятости, с учетом смежных отраслей - 5,7%, инвестиции в основной капитал в туристскую индустрию России составляют 12,1% от общих инвестиций при годовом росте в 8,2%.

 

Вместе с тем существует немало проблем, которые тормозят развитие отрасли. К наиболее значимым проблемам, требующим пристального внимания и серьезного подхода к их решению, относятся недостаточное развитие туристской инфраструктуры и отсутствие, за редким исключением, практики создания субъектами Российской Федерации благоприятных условий для инвестиций при строительстве средств размещения и иных объектов туристского использования.

 

В настоящее время в нашей стране значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным.

 

Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью.

 

Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование).

 

Проблема качественного сервиса недостаточно эффективно решается не только в рамках подготовки работников гостиничного и туристского бизнеса, но и специалистов смежных отраслей, обслуживающих туристов.

 

В настоящее время находится в стадии разработки новый образовательный стандарт «Туризм», рассчитанный на подготовку работников туристического бизнеса. Вместе с тем отсутствует образовательный стандарт «Гостиничный бизнес», в то время как наибольшую потребность в специалистах испытывают именно гостиничные предприятия. Отсутствует мониторинг потребностей учреждений гостиничного, туристского и сопутствующего бизнеса в специалистах различного профиля. При видимости большого количества учебной литературы по туризму качество подавляющего большинства учебных пособий не выдерживает критики.

 

Сегодня существует большое количество курсов переподготовки и повышения квалификации специалистов в основном при учебных заведениях, однако эти курсы в большинстве своем не дают практических профессиональных знаний и навыков и носят формальный характер. Отсутствует система привлечения к преподаванию работников индустрии туризма.

 

К конкурентным слабостям можно отнести такие до сих пор сохраняющиеся и сдерживающие развитие въездного и внутреннего туризма факторы, как:

 
  • недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве регионов страны, малое количество гостиничных средств размещения туристского класса c современным уровнем комфорта;
  • высокая стоимость проживания в гостиницах, питания, транспорта и иных услуг, предлагаемых туристам, существенно превышающая среднеевропейский уровень;
  • препятствия для привлечения инвестиций в туристскую инфраструктуру, состоящие в отсутствии готовых инвестиционных площадок, наличия административных барьеров, невыгодных условий земельной аренды;
  • в целом сохраняющийся дефицит квалифицированных кадров, что определяет невысокое качество обслуживания во всех секторах туристской индустрии, несмотря на некоторое изменение ситуации к лучшему за последние 2-3 года;
  • сохранение негативных стереотипов восприятия образа России, создаваемого отдельными зарубежными средствами массовой информации, и, вместе с тем, недостаточная государственная некоммерческая реклама туристских возможностей страны, как на зарубежных направляющих рынках, так и внутри страны, что затрудняет деятельность по целенаправленному формированию позитивного имиджа России как страны, благоприятной для туризма, что связано с ограниченным бюджетным финансированием;
  • остаются нерешенными вопросы упрощения порядка выдачи российских виз туристам из таких миграционно безопасных иностранных государств как страны Европы, Япония, Республика Корея, Австралия, Швейцария, Канада и др. Сохраняются дополнительные сборы за срочность оформления визы, что вызывает обоснованное недовольство и ведет к уменьшению въездного туристского потока.
 

Таким образом, системная проблема состоит в том, что при сохранении сложившегося уровня конкурентоспособности России на мировом туристском рынке, возможности развития отечественного туристского рынка будут недостаточными для повышения уровня жизни и увеличения занятости населения, удовлетворения растущего спроса на качественные туристские услуги.

 

Стратегия развития туризма в Российской Федерации

 

Понимая, что для решения существующих проблем, необходимы системные меры, в соответствии с поручением Правительства РФ Ростуризм приказом от 6 мая 2008 года № 51 утвердил Стратегию развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации. Стратегия была рассмотрена на заседании Правительства РФ и доработана с учетом состоявшегося на заседании обсуждения и предложений, поступивших от заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также некоторых отраслевых объединений.

 

Напомним, что с 2002 по 2005 гг. в России реализовывалась Концепция развития туризма, одобренная распоряжением правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 954-р, которая выполнила основные поставленные задачи.

 

Важнейшей составляющей новой Стратегии стали вопросы развития инфраструктуры туризма в стране, причем не только ее гостиничной базы, но и всего комплекса коммуникаций, без которого невозможно развитие ни внутреннего, ни въездного туризма, – аэропортов, дорог, портов.

 

Государственная поддержка развития туристской инфраструктуры должна осуществляться, прежде всего, в рамках федеральных целевых программ. В настоящее время в наибольшей степени развитие туристско-рекреационного комплекса предусматривается на новом этапе реализации ФЦП «Юг России», рассчитанной на 2008-2012 гг. Предусматривается реконструкция и модернизация существующей инфраструктуры, а также новое строительство в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Дагестане, Калмыкии, Северной Осетии-Алании и Адыгее.

 

Согласно Стратегии, одним из перспективных направлений расширения культурно-познавательного туризма является комплексное развитие пространства между Москвой и Санкт-Петербургом. Мощный транзитный туристский поток, проходящий между двумя столицами России, пока мало затрагивает Тверскую и Новгородскую области. Формирование единого туристического пространства, объединяющего все виды ресурсов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской областей станет существенным дополнением знаменитого туристического маршрута «Золотое кольцо России», интегрируемого за счет автомобильных и водных путей. Основой для развития на территории Тверской области могут стать такие региональные маршруты, как «Пушкинское кольцо Верхневолжья» (Тверь, Торжок, Старица), «Московское море» (Конаковский и Калининский районы), Селигер и исток Волги (Осташковский и Пеновский районы), «Русская Венеция» (Вышний Волочек, Вышневолоцкий, Бологовский и Фировский районы), «Жемчужная нить», включающая города Кашин, Калязин и Кимры. Перечисленные маршруты в сочетании с ресурсами Новгородской области (Валдай, Великий Новгород) позволяют сформировать разноплановую и насыщенную экскурсионную программу для транзитных потоков туристов, посещающих Москву, Санкт-Петербург и города Золотого кольца России.

 

Несомненно, важным является развитие сельского туризма, способствующего сокращению безработицы в российских деревнях, развитию малого предпринимательства, созданию современной инфраструктуры, дорог, транспортного сообщения, повышения престижности повышения проживания в сельской местности. Богатый опыт развития сельского туризма в европейских странах (Австрия, Ирландия, Испания, Швейцария, Венгрия и др.) показывает его высокую социальную эффективность, и, в целом, развитие сельского туризма рассматривается как социальная программа для поддержки фермерских и крестьянских хозяйств, в свободное от сельскохозяйственных работ время. Так, в настоящее время более 40% фермерских хозяйств в Венгрии задействованы в организации сельского туризма, предоставляя проживание туристам и формируя программы их пребывания. Доля сельских гостиниц по отношению к общему количеству средств размещения в Венгрии составляет 5%. В Австрии, несмотря на незначительную роль сельского туризма по сравнению с горнолыжным, культурно-познавательным или оздоровительным, 10% фермерских хозяйств получают дополнительные доходы благодаря организации туризма в сельской местности. В альпийских районах эта доля составляет 31,6%.

 

Стратегией предусмотрено и совершенствование нормативного правового регулирования в сфере туризма.

 

Основные направления совершенствования нормативного правового регулирования в сфере туризма предполагают разработку правовых актов, касающихся всех секторов развития индустрии туризма.

 

К ним относятся вопросы совершенствования федерального и регионального законодательства, стимулирования инвестиционной активности, повышения качества туристских услуг, государственной поддержки внутреннего туризма.

 

Меры по совершенствованию федерального и регионального законодательства включают в себя следующие вопросы:

 
  • ужесточение юридической ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма;
  • содействие унификации законодательства субъектов Российской Федерации в сфере туризма;
  • реализация государственной политики в области безопасности туризма, в том числе повышение юридической ответственности лиц и организаций, оказывающих услуги в области безопасности туризма.
 

Актуальным является принятие комплекса мер, направленных на повышение культуры безопасности туризма и предполагающих формирование у туристов и экскурсантов сознательного отношения к обеспечению личной безопасности, а также к охране окружающей среды, культурно-историческому и природному наследию.

 

Необходима реализация действующих норм законодательства в части создания в местах активного отдыха и туризма условий для беспрепятственного доступа к средствам связи, а также для страхования рисков, связанных с прохождением туристами и экскурсантами маршрутов повышенной опасности.

 

Стратегия подразумевает также такие принципиальные положения для устойчивого развития туризма, как пересмотр таможенных пошлин на многие товары, которые мы не производим и закупаем за границей, высокие таможенные пошлины плюс НДС приводят в итоге к высоким конечным ценам на обслуживание на этих курортах и, соответственно, снижению конкурентоспособности наших курортов.

 

Петербург – столица мини-отелей

 

Для начала обратимся к цифрам и истории. Рост сектора малых гостиниц на гостиничном рынке Санкт-Петербурга наметился в конце 90-х годов прошлого века. По данным НП «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга» в 1996-1997 гг. в Санкт-Петербурге насчитывалось около 20 зарегистрированных малых гостиниц и мини отелей. Темпы развития были высоки, и в следующие два года появилось еще 40 гостиниц. Наибольшее количество малых гостиниц появилось в период подготовки празднования 300-летия Санкт-Петербурга. К 2003 году вошли в строй и начали принимать гостей около 250 малых средств размещения. Этот темп сохранялся и после празднования 300-летия основания города.

 

Ситуация изменилась в последние два года - экономический кризис оказал заметное влияние на развитие малых гостиниц. И объяснить это просто: значительно сократился поток туристов, а значит, упали доходы малых предприятий.

В докризисный период заполняемость в малых гостиницах Санкт-Петербурга в «высокий сезон» доходила до 90%, в «низкий сезон» - 60 - 70 %.

Проведенный НП «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга» в «низкий сезон» 2009 года мониторинг цен по гостиницам-членам Ассоциации, выявил общую тенденцию к спаду объема продаж (более 30 %) по отношению к базовому периоду 2008 года.

Из числа обследуемых предприятий:

  • 10% - снизили цены на проживание от 10 до 30%,
  • 80% - не изменяли цены,
  • 10% - увеличили цены на проживание на 10%.

 

В то же время цены на энергоресурсы и различные услуги значительно увеличились.

 

 

Наименование

2009 (по отношению к 2008 г)

2010 (по отношению к 2009 г)

Договора на различные виды обслуживания (стирка белья и.д.)

на 20 %

-

Коммунальные платежи:

Потребление питьевой воды

Электропотребление

Теплопотребление

 

на 20 %

на 25 %

на 20 %

 

на 14 %

на 9 %

на 14%

Стоимость импортных материалов используемых для эксплуатации и ремонта помещений, сантехника, обои, моющие средства, что связано с ростом иностранной валюты по отношению к рублю.

на 20-30 %

на 30-40 %

 

Одним словом, рост количества малых средств размещения Санкт-Петербурга теперь напрямую зависит от того, насколько быстро закончится финансовый кризис.

Проблемы и пути их решения

 

Экономический кризис – это состояние временное, в конце концов, он закончится, и туристы снова потянутся в Санкт-Петербург. Именно поэтому для предпринимателей занятых в сфере гостиничного бизнеса более важными представляются хронические проблемы, с которыми им приходится сталкиваться ежедневно. О них говорили 28 октября 2009 года на расширенном заседании Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

 

Сергей Корнеев, вице-президент Российского Союза Туриндустрии, директор некоммерческого партнерства «Северо-Западное Региональное Отделение Российского Союза Туристской Индустрии», рассказал о том, что мешает отрасли успешно развиваться:

 

Существует немало федеральных нормативных актов, которые тормозят развитие данной сферы предпринимательской деятельности. Перечислю основные:

 
  1. Отсутствие в федеральных нормативных актах четкого определения «малый отель», что приводит к усложнению взаимоотношений с контролирующими органами (особенно при размещении в жилом фонде). В связи с чем, хотелось бы ускорить принятие закона Санкт-Петербурга «О малых гостиницах» в редакции, предложенной КИСП.
  2. Отсутствие четких требований к малым гостиницам, расположенным в жилом фонде, приводит к самостоятельному определению контролирующими органами меры «вины» отеля. Нам бы хотелось, чтобы соответствующие надзорные органы разработали методические указания по требованиям к отелям в жилом фонде с указанием ссылок на нормативные документы.
  3. Требования Российского Авторского Общества и Всероссийской организации интеллектуальной собственности об оплате авторских и исполнительских отчислений в соответствии со ст. 1273 ГК РФ о теле-радио приемниках, расположенных в номере гостиницы.
  4. Высокая цена за проведение процедуры классификации Ростуризма на звездную категорию. Учитывая добровольность подобной процедуры и ее дороговизну, большинство малых отелей не проводят классификацию. В то время как наличие классификации гарантирует необходимый набор услуг и позволяет клиентам делатьправильный выбор. В связи с чем, мы хотели бы утвердить региональную систему классификации малых отелей, проект которой подготовлен рабочей группой при КИСП.
  5. Необходимость работы с туроператорами по оформлению визовой поддержки для иностранцев, что приводит к удорожанию услуг отеля. В этой связи мы бы предложили разработать методику предоставления малому средству размещения референс-номера с ограниченными правами без получения туроператорской лицензии и оплаты фингарантий.
  6. В настоящее время все технические и законодательные нормы применяются без изменений к любым средствам размещения независимо от размера номерного фонда. Это приводит к невозможности создания малого средства размещения в части здания, хотя строительными нормами разрешено создание гостиницы в части здания до 3-го этажа включительно.
 

При попытке согласовать с надзорными органами такую гостиницу инвестор упирается в необходимость выделения значительной части помещения под общественные и служебные нужды, что приводит к экономической неэффективности создания такого объекта.

 

В связи с этим мы предлагаем рассмотреть возможность внесения изменений в существующие СНиП, пожарные и санитарные требования для малых средств размещения, которые позволили бы упростить процедуру согласования.

 

Мини-отели в Санкт-Петербурге – это не просто объекты размещения эконом - класса, но и часть культуры гостеприимства Санкт-Петербурга, одна из новых «визитных карточек» города. Сегодня мини-отели - это еще и интересные архитектурные объекты, привлекающие внимание туристов. Например, семейный гостевой дом «Александр Хаус» стал членом международного рейтинга Small Luxury Hotels of the World (лучшие мини-отели мира класса «люкс»). Таких отелей всего два в России, второй отель «Савой» в Москве. Арт-отель «Рахманинов» проводит на своей площадке арт-выставки и мероприятия. Отели «Пушка Инн», «Братья Карамазовы» и многие другие являются концептуальными объектами, представляющими интерес для гостей города, как самостоятельные туристские объекты показа.

 

Прошло полгода с момента рассмотрения вышеперечисленных предложений, и 21 апреля 2010 года к проблемам малого предпринимательства в сфере создания малых гостиниц вернулись снова. В Доме предпринимателя состоялось совместное совещание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга и НП «Ассоциация Малых Гостиниц Санкт-Петербурга».

 

В повестку дня заседания были включены следующие вопросы:

 
  1. Перспективы принятия Закона Санкт-Петербурга «О малых средствах размещения граждан в Санкт-Петербурге».
  2. Вопрос уплаты иностранными гражданами или лицами без гражданства, поселяющимися в гостиницах Санкт-Петербурга и Ленинградской области, государственной пошлины за постановку на учет по месту пребывания, введенной п.20 ст.333.28 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с возникающими противоречиями в существующих нормативных актах Российской Федерации. Предлагаемый Администрацией Санкт-Петербурга «налог с туристов» в размере 1-2 евро.
  3. Меры по поддержки предприятий гостиничной индустрии, как составляющей туристкой отрасли в условиях сокращения рынка.
 

Владимир Васильев, президент НП «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга», в своем выступлении неоднократно подчеркивал, что малые гостиницы действительно стали визитной карточкой нашего города и именно поэтому им необходима поддержка со стороны государства. Особенно сегодня, когда цены на электричество и воду постоянно растут, а доходы гостиниц – падают.

 

Марина Дунаева, заместитель председателя Комитета по инвестициям и стратегическим проектам, рассказала предпринимателям о перспективах закона «О малых средствах размещения граждан в Санкт-Петербурге». Она отметила, что данная сфера деятельности регулируется федеральным законодательством, а Правительство города может принять постановление, которым будет утвержден реестр малых гостиниц.

 

Стоит отметить, что в этом году в реализуемых городом программах поддержки субъектов малого предпринимательства появится код ОКВЭД – «малые гостиницы». Это означает, что предприниматели, работающие в сфере малого гостиничного бизнеса, смогут получать субсидии по арендной плате, присоединению к электросетям, выставочно-ярмарочной деятельности, сертификации и др.

 

Заседание закончилось принятием резолюции, в которой нашли отражение наиболее острые и актуальные проблемы малых гостиниц. Необходимо:

 
  1. Направить ведомственным комитетам предложение участников совещания для использования в практической деятельности.
  2. Просить ЗАКС и исполнительные органы ускорить принятие Закона «О малых средствах размещения граждан в Санкт-Петербурге».
  3. Просить УФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области обратиться в федеральное правительство с целью устранения несоответствий в нормативных актах РФ и приостановить действие Закона до приведение в соответствии все действующие нормативные акты РФ, так как существующий на сегодняшний день механизм уплаты государственной пошлины за постановку на учет по месту пребывания вынуждает предприятия к нелегитимным действиям.
  4. Усилить поддержку малого бизнеса, сделать программы поддержки малого сектора экономики более эффективными.
  5. Снизить налоговое бремя в ближайшее кризисное время для малого гостиничного бизнеса.
  6. Изменить практику уплаты авансовых платежей на электроэнергию предприятиями малого гостиничного бизнеса.
 

Основные выводы:

 

Итак, согласно Стратегии, Санкт-Петербург входит в число городов, перспективным направлением деятельности которых является туризм. И в этом случае, значимость мини-отелей становится очевидной. Как и наличие многочисленных административных барьеров, которые сегодня затрудняют деятельность петербургских мини-гостиниц.

Для преодоления существующих проблем необходимо:

 
  1. Усовершенствовать федеральное и региональное законодательство в области малого гостиничного бизнеса.
  2. Содействовать унификации законодательства субъектов Российской Федерации в сфере малого гостиничного бизнеса с учетом региональных особенностей развития данной сферы.
  3. Усовершенствовать налоговое законодательство.
  4. Обеспечить соблюдение современных стандартов обслуживания и стабильности качества предоставляемых в малых гостиницах услуг.
  5. Усовершенствовать существующие классификаторы экономической и производственной деятельности (ОКВЭД и ОКПД) в части учета показателей сферы малого гостиничного бизнеса.
  6. Содействовать в вопросах совершенствования статистики.

 

Законодательство:

  1. Приказ Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 21 июня 2003 года № 197 «Об утверждении положения о государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения».
  2. Приказ Федерального Агентства по туризму от 21 июля 2005 г. N 86 «Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения».
  3. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 28.06.2009).
  4. «Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2015 года и план мероприятий по ее реализации» (утверждена приказом Ростуризма РФ от 6 мая 2008 года № 51).

 

Информационные ресурсы:

  1. Официальный сайт КЭРППиТ
  2. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ
  3. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики
  4. Информационно-справочный ресурс, посвященный гостиничному бизнесу

    Важные новости