Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Малый бизнес и легкая промышленность

Легкая промышленность любой страны - это важнейший многопрофильный и инновационно привлекательный сектор экономики, обеспечивающий укрепление обороноспособности, экономической, социальной и интеллектуальной безопасности страны, сохранение ее статуса независимой и суверенной индустриальной державы.

Учитывая значительную роль легкой промышленности в обеспечении экономической и стратегической безопасности, занятости трудоспособного населения и повышении его жизненного уровня в новых геополитических условиях, ведущие мировые страны уделяют особое внимание развитию отрасли и оказывают ей существенную инвестиционную поддержку. Что касается России, то до сегодняшнего момента это не являлось характерным, поэтому рост потребительского рынка и удовлетворение потребностей населения в модных товарах происходит в основном за счет импорта. Но в настоящее время ситуация меняется и можно предполагать, что легкая промышленность Российской Федерации будет включена в число приоритетных отраслей экономики страны (как это сделано в ведущих мировых странах). Основанием этого предположения служат итоги заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 20 июня 2008 года и перечень поручений Президента Российской Федерации от 03 июля 2008 г. №Пр-1369. Согласно этим документам должны быть решены важнейшие вопросы по созданию благоприятных условий для подъема экономики легкой промышленности, придания ей новых импульсов в инновационном, социальном и региональном развитии, в повышении конкурентоспособности и имиджа российской отрасли в мировом производстве товарной продукции. Решение этих вопросов предусматривается осуществлять при непосредственном участии государства на основе реализации мер по защите российского производителя, борьбе с контрафактной и контрабандной продукцией, использованию субсидий, лизинговых схем, инвестиционных фондов, развитию частно-государственного партнерства.
 

Выполнение поставленных вопросов своевременно и актуально (особенно в условиях глобального финансового кризиса), так как это взаимосвязано с развитием национальной экономики в целом и необходимостью улучшения сложившейся ситуации в легкой промышленности, предприятия которой сегодня обеспечивают своей продукцией почти четверть платежеспособного спроса населения. Мобилизационные потребности страны в продукции отрасли удовлетворяются всего лишь на 17-36 процентов, что противоречит законодательству о безопасности государства, согласно которому в объеме продукции стратегического назначения доля отечественной должна составлять не менее 50 процентов. Доля отрасли в объеме промышленного производства Российской Федерации менее 1,0 процента (в 1991 году этот показатель был равен 11,9 процентов и соответствовал уровню развитых стран, таких как США, Германия и Италия, и которые на протяжении многих лет сохраняют этот показатель на уровне 8-12 процентов).

 

Итак, сегодня перед легкой промышленностью стоят новые вызовы и задачи, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу. При этом существенно возрастает роль малого бизнеса, работающего в сфере легкой промышленности, особенностью которого является высокая мобильность, позволяющая предприятиям осуществлять быструю смену ассортимента продукции при любых конъюнктурных изменениях рынка, связанных с сезонными изменениями спроса и моды, не уменьшая при этом объемы выпуска и, соответственно, объемы продаж.

 

В данном аналитическом материале мы проанализируем сегодняшнее состояние легкой промышленности России, проблемы отрасли, а также перспективы, которые отражены в принятой летом нынешнего года Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года.

 

Мировой рынок: перспективы развития

 

Легкая промышленность входит в состав ведущих отраслей мирового промышленного комплекса. На ее долю приходится 5,7 процентов мирового валового продукта, более 14 процентов занятых в промышленном комплексе.

 

Активизация торговли между странами, вовлечение в международный товарооборот все новых государств и территорий изменяют мировой рынок и усиливают международную конкуренцию в сфере производства и насыщения рынка товарами повседневного спроса, продукцией технического назначения. Повышение в последние не­сколько лет курса евро и ослабление деловой активности ряда стран привели к стагнации производства продукции легкой промышленности в Европе во многих сегментах и к изменению основных игроков на мировом рынке. Сегодня лидерами в легкой промышленности являются Китай, страны Средней и Юго-Восточной Азии, а также бурно развивающиеся в последнее время страны Южной Америки. В этих странах легкая промышленность объявлена в качестве приоритетной для развития национальной экономики. В период до 2020 года производство и развивающиеся рынки этих стран (по оценке экспертов) составят большую часть мировой экономики, более высокую долю роста дохода по сравнению с экономиками США и стран Европы.

 

Бурное развитие легкой промышленности в развивающихся странах при значительной государственной поддержке оказало влияние на перераспределение производительных сил. Центр массового производства сместился из стран Западной Европы и США в страны с меньшей стоимостью рабочей силы: Юго-Восточную и Среднюю Азию, Южную Америку. Производство высокоразвитых стран сконцентрировалось на выпуске продуктов с высокой добавленной стоимостью, основанных на высоких технологиях (крашения и заключительной отделки), инновациях и качественном дизайне, на выпуске остромодной продукции высокого класса и технически сложного и специального текстиля (включая последние разработки в этой области – «умный» текстиль). В 2007 году мировой рынок технических текстильных материалов оценивался примерно в 21 млн. т на сумму 115 млрд. долларов. К 2010 году планируется рост данного сегмента рынка до 24 млн.т и 127 млрд. долларов. Примерно 40 процентов от мирового рынка технического текстиля приходится на долю нетканых материалов.

 

Мировая легкая промышленность характеризуется постоянным экономическим ростом, связанным с увеличением населения Земли, повышением его благосостояния и покупательной способности. Соответственно и мировой рынок продукции легкой промышленности развивается динамично. За последние пятнадцать лет товарооборот увеличился более чем в 2 раза. Потребление тканей, одежды и обуви выросло в странах ЕС на 90,5 процентов, в США – на 99,3 процента, в Японии – более чем в 2 раза. На долю легкой промышленности России приходится всего 1,9 процента мирового товарооборота, несмотря на то, что она все еще превосходит по производственным мощностям многие ведущие страны мира.

 

Статистика международной торговли товарами легкой промышленности свидетельс­твует об опережающем развитии экспорта из крупнейших развивающихся стран, в которых среднегодовые темпы прироста экспорта превышают среднемировые показатели. Некоторые зарубежные компании модной индустрии добиваются успе­ха не только за счет диверсифика­ции рынков сбыта, но и путем обновления ассортимента и повышения качества выпускае­мой продукции, использования для ее выработки новых видов сырья. По данным ВТО основными странами-экспортерами текстиля являются Китай (10 процентов мирового экспорта), Гонконг, Германия, Италия и Южная Корея (по 8 процентов), Тайвань (7 процентов), США (6 процентов). Лидерами в экспорте швейной продукции являются Китай (17 процентов), Гонконг (12 процентов), Италия (7 процентов), Турция, Мексика, США и Германия (по 7 процентов), Франция, Финляндия (по 5процентов).

 

Китай считается крупнейшим мировым производителем и крупнейшим экспортером предметов домашнего интерьера и товаров из кожи. По данным национального отраслевого объединения в 2007 году в КНР было произведено около 3 млрд. пар обуви, 70 млн. шт. кожаной одежды и свыше 550 млн. шт. других кожаных изделий, более 50 процентов объема которых предназначено на внешний рынок.

 

Ввиду ослабления курса доллара резко смогли увеличить свой экспорт товаров кожевенной промышленности Соединенные Штаты Америки. Из европейских продуцентов в наибольшей степени расширила свой экспорт Италия. На международной ярмарке кожевенных изделий в Гонконге весной 2008 года доминировали итальянские фирмы с широким ассортиментом высококачественной кожи, а также готовых изделий — сумок, одежды и обуви.

 

Самым большим импортером текстиля сегодня является США (9,5 процентов), ввозя продукцию в основном из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. За США следует Гонконг (8 процентов от общего объема импорта), Китай (7 процентов), Франция и Италия (по 5 процентов). В глобальном импорте одежды, как и в импорте текстиля, доминирует США – более 30 процентов от мирового уровня, на втором месте Германия -11 процентов, на третьем Япония -9 процентов (ее импорт вырос благодаря эффекту регионализации с Азиатскими странами с дешевой рабочей силой, где японские производители открыли фирмы и осуществили перенос своего производства). Импорт Англии (7 процентов) и Франции (6 процентов) также как и других стран увеличился вследствие передислокации производства в страны третьего мира.

 

Россия, к сожалению, не входит в число ведущих производителей, экспортеров товаров легкой промышленности. Исходя из объемов легального импорта, Россия также не относится и к числу крупнейших мировых импортеров.

 

Динамика внешнеторгового оборота продукции легкой промышленности за 2000–2008 годы показывает, что в России темпы роста импорта значительно опережают темпы роста экспорта. Причем в 2008 году экспорт к уровню 2004 года (год самых высоких достижений в экспорте) снизился на 22,7 процентов, а импорт вырос в 3,6 раза.

 

Россия: общая характеристика отрасли

 

Анализ тенденций развития легкой промышленности России показал, что с середины 90-х годов состояние отрасли неизменно оценивалось как критическое, несмотря на то, что в конце восьмидесятых - начале девяностых годов государство вложило в техническое перевооружение ее предприятий около 2 млрд. долларов США. В начале перестройки отрасль, оказавшись вне сферы внимания и поддержки федеральных властей, стала терять объемы производства, снижать темпы освоения новых прогрессивных технологий и степень обновления продукции, перепродавать имеющееся и завезенное в страну технологическое оборудование в Турцию и Китай, где, в свою очередь, начинался бум развития легкой промышленности. Это послужило началом формирования непрозрачного, неконкурентоспособного и нецивилизованного рынка челноков и карго перевозок. Выживать в таких условиях предприятиям отрасли было очень тяжело, последовали массовые банкротства и ликвидация предприятий.

 

После кризиса 1998 года в течение двух лет отрасль демонстрировала рост производства за счет эффекта импортозамещения и девальвации рубля, но в последующие годы в силу объективных и субъективных причин она не смогла закрепить позитивные тенденции. Так, темп прироста производства всех видов тканей к уровню предыдущего года составил в 2000 году 20,9 процентов, в 2001 году - 12,7 процентов, в 2003 году он снизился до 3 процентов, а в 2004 году темп имел уже отрицательное значение – 95,6 процентов. При этом наибольшее снижение темпов прироста происходило в отраслях, обеспечивающих необходимые условия для жизнедеятельности человека, а именно, в швейной, трикотажной и обувной. И только, начиная со второго полугодия 2005 года, отрасль преодолела тенденцию падения объемов производства и по итогам 2006 года добилась хороших результатов. Но уже в 2007 году тенденция роста объемов производства по сравнению с предыдущими годами не только замедлилась, но по отдельным ассортиментным группам имела отрицательное значение (рис).

 

Рис. Динамика темпов прироста объемов производства основных видов продукции легкой промышленности

 

Нестабильное и скачкообразное развитие легкой промышленности, причем не только по годам, но и по видам продукции, обусловлено различными конъюнктурными факторами, и в первую очередь модой.

 

В отличие от иностранных компаний, успевающих за колебаниями в развитии модных товаров, большинство российских предприятий в силу своих возможностей не могут воспользоваться плодами благоприятной конъюнктуры рынка в полной мере, так как доля товаров новых структур и модного дизайна в ассортименте их продукции пока незначительна.

 

Следует отметить, что снижение темпов роста производства продукции в легкой промышленности в последние годы было значительно больше, чем в обрабатывающих отраслях промышленного комплекса страны (за исключением 2006 года). Особенно это касается объемов производства продукции текстильного и швейного производства, и особенно их падения в декабре 2008 года (обусловленное влиянием мирового кризиса), которое к уровню декабря 2007 года составило 20,5 процентов. Падение объемов производства произошло, главным образом, за счет снижения объема выпуска тканей на 8,8 процента, в том числе хлопчатобумажных тканей - на 10,4 процента, что было вызвано перенасыщением рынка в постельном белье, и как следствие, падением его выпуска на 12,0 процентов.

 

В 2008 году доля легкой промышленности в объеме отгруженной продукции обрабатывающих отраслей составила -1,1 процента, в объеме экспорта -1,3 процента. В объеме промышленного производства страны доля отрасли составила менее 1,0 процента против 11,9 процентов - в 1991 году, которая соответствовала уровню развитых стран, таких как США, Германия и Италия.

 

В новых экономических условиях сформировался круг предприятий крупного бизнеса, успешно конкурирующих на внутреннем и внешнем рынках, активно привлекающих капитал для своего развития и определяющих техническую, ассорти-ментную и инвестиционную политику отрасли. В хлопчатобумажной отрасли это 19 предприятий, доля которых в объеме выпускаемой продукции отрасли составляет 82 процента. В шелковой отрасли - 6 предприятий (68,7 процентов объема), в шерстяной - 9 предприятий (71 процент объема), в льняной - 14 предприятий (67 процентов объема), в трикотажной - 15 предприятий (50 процентов объема), в обувной - 22 предприятия (56 процентов объема).

 

Финансовое состояние легкой промышленности в 2008 году ухудшилось, сальдированный финансовый результат снизился по сравнению с 2007 годом на 38,6 процента и составил 2,0 млрд. рублей. Это связано с резким увеличением суммы убытка на 34,4 процента и уменьшением размера полученной прибыли за этот период на 2,4 процента,

 

Инвестиции в основной капитал легкой промышленности по-прежнему остаются незначительными. В 2008 году они составили всего 6,7 млрд.руб., что на 17,3 процента больше, чем в 2007 году. Их доля в общем объеме инвестиций обрабатывающих производств составила всего лишь 0,65 процента, что значительно меньше ее доли (1,1 процента) в отгрузке произведенной продукции.

 

Сегодняшний уровень инвестиций явно недостаточен для увеличения масштабов производства и освоения эффективных достижений отраслевой науки. Это является барьером в создании современной технологической базы легкой промышленности, необходимой для стабилизации развития и финансовой устойчивости предприятий. И, если не изменить ситуацию, это может привести к деградации наукоемких производств, дальнейшему падению объемов производства, и, как следствие, к усилению товарной и стратегической зависимости государства от зарубежных стран.

 

В настоящее время большинство предприятий российского машиностроения, поставляющих легкой промышленности оборудование, комплектующие изделия и запасные части к нему, прекратило свою производственную деятельность, а оставшиеся сократили объемы выпуска оборудования, качество и технический уровень которого не соответствуют импортным аналогам по показателям производительности, надежности, материало- и энергоемкости. Это заставляет предприятия закупать современное импортное оборудование, позволяющее (как показала практика) повысить производительность труда в 5-7 раз, значительно снизить энергозатраты и расход сырья на изготовление единицы продукции.

 

Легкая промышленность в таких условиях не может поддерживать конкурентные позиции не только в мировой экономике, но и на российском рынке. Сегодня стоит вопрос о необходимости кардинальной смены не только факторов экономического роста легкой промышленности, но и механизма экономического развития – перехода отрасли на инновационный социально-ориентированный путь развития. В этой связи необходимо выделить образ предпринимателя, который является важным фактором развития отрасли. Для стимулирования его инвестиционной активности необходимо сопровождать меры регулятивного характера стимулирующими мерами для бизнеса. Решение данного вопроса потребует проведение масштабного технического перевооружения отрасли и капиталовложений (по оценке экспертов) в объеме не менее 300 млрд. рублей в течение ближайших 10-15 лет.

 

 

Характеристика проблем и причин их возникновения

 

Анализ современного состояния легкой промышленности показал, что при наличии положительных тенденций в ее развитии остаются проблемы, негативно влияющие на ее экономический рост и финансовую устойчивость. Основными системными проблемами, требующими скорейшего решения, являются:

 
  • техническая и технологическая отсталость легкой промышленности от зарубежных стран, выражаемая в высокой материалоемкости, энергоемкости и трудоемкости производства;
  • низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности отрасли, выражаемый в слабой конкурентоспособности отечественных товаров, в низкой доле «ноу-хау» и инновационной продукции в объеме продаж на российском и мировом рынке;
  • высокий удельный вес импорта, ставший причиной усиления стратегической и товарной зависимости государства от зарубежных стран;
  • отсутствие цивилизованного рынка потребительских товаров, выражаемое в обострении конкуренции на внутреннем рынке между российскими и зарубежными товаропроизводителями;
  • социальная и кадровая проблема, проявляющаяся в дефиците высоко-квалифицированных специалистов, управленческих кадров, основных и вспомогательных рабочих по всем технологическим переделам.
 

Возникновение системных проблем в отрасли обусловлено внутриотраслевыми и внешнеотраслевыми причинами. Они связанны как с деятельностью самой отрасли, так и с происходящими институциональными преобразованиями и изменениями в национальной экономике, в сфере законодательной и внешнеэкономической политики страны, а также с изменениями в мировой экономике.

 

В основном это происходит из-за структурных диспропорций легкой промышленности несоответствием в настоящий момент масштаба и возможностей отрасли качественно удовлетворить растущий спрос на продукцию, приостановить критическое падение доли отечественных товаров на внутреннем рынке и предотвратить возникшую угрозу потери национальной безопасности страны.

 

 

Причинами первой группы проблем - технической и технологической отсталости легкой промышленности от зарубежных стран являются:

 
  • невысокий потенциал установленного в отрасли оборудования, большая часть которого морально и физически устарела,
  • изношенное и морально устаревшее оборудование неспособно не только производить современный ассортимент качественной продукции, но создает и неудовлетворительные условия труда, приводящие к повышенному производственному травматизму. В результате действия этого фактора удельная трудоемкость производства в отрасли в 3-5 раз выше, чем за рубежом;
  • отсутствие современных технологических переделов и автоматизированных систем управления производством;
  • меньшие, по сравнению с принятыми в мире стандартами, темпы технологического обновления.

Коэффициент обновления оборудования на российских предприятиях составляет 3-4 процента в год и осуществляется за счет кредитных и собственных средств, на зарубежных фирмах этот показатель составляет 15-17 процентов, что в значительной степени связано с инвестиционной поддержкой со стороны их государств, заинтересованных в развитии легкой промышленности. Низкий уровень обновления оборудования приводит к сокращению производственных мощностей (за счет значительного превышения вывода морального и физически изношенного оборудования над вводом нового). За последние 5 лет производственные мощности сократились:

  • по хлопчатобумажным суровым тканям на 14 процентов;
  • по льняным тканям на треть, а по шерстяным тканям почти в 4 раза;
  • по трикотажным изделиям в 1,8 раза, чулочно-носочным на 10 процентов;
  • по обуви на 31 процент.

Резюме: состояние основных фондов, особенно их активной части, не соответствует современным требованиям по показателям, характеризующим конкурентный и технический уровень производственного потенциала отрасли.

 

 

Вторая группа проблем – низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности обусловлена следующими причинами:

 
  • отсутствием инвестиций, необходимых для модернизации отрасли и внедрения «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках.
 

При этом важно иметь в виду, что если сегодня отечественная легкая промышленность может покрывать потребности в секторе государственных закупок, то завтра, когда увеличатся спрос на продукцию, собственное производство не сможет удовлетворить растущую потребность даже в этом сегменте - что является недопустимым. В этой связи развитие импортозамещения через рост выпуска качественной продукции - единственно возможный путь решения проблемы производственного потенциала, рост которого, начавшись в государственном секторе, перейдет на рынок в целом.

 
  • сокращением объема и результативности научно-исследовательских разработок по причине снижения объемов бюджетного финансирования НИОКР (в 2006 году за счет средств бюджета выполнено НИОКР на 31,2 млн. руб., в 2008 году – на 25,0 млн. руб.). В наибольшей степени это затронуло фундаментальные и поисковые исследования. Многие научные разработки, способные составить новую технологическую основу отрасли для расширения производства конкурентоспособной наукоемкой продукции, не доведены до завершения и требуют продолжения и углубления разработок.
 

Научным организациям не выделяются и средства на развитие их экспериментальной базы, что снижает эффективность научных разработок. И это, несмотря на то, что достижения российских ученых не уступают и даже многие из них превосходят мировой уровень в области создания новых технологий и нового конкурентоспособного ассортимента продукции. О значимости отраслевой науки говорит тот факт, что за 2000-2008 годы девять научных работ удостоены премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.

 

Ведущие зарубежные страны на развитие науки и ее экспериментальной базы вкладывают 5-7 процентов средств от оборота продукции, что позволяет им стабильно добиваться высоких достижений в науке, повышать технологический уровень производства и конкурентоспособность товаров в соответствии с требованиями мирового рынка.

 

Непринятие мер по решению проблем, связанных с развитием науки и эффективностью научного обеспечения отрасли, приведет к неизбежности появления в ее работе возможных рисков экономического и социального характера. Лишенная притока новых технологий отрасль не сможет дальше конкурировать с иностранными фирмами (особенно после вступления России в ВТО), что скажется на возможности российских товаропроизводителей в сохранении своих позиций на внутреннем рынке и в завоевании новых сегментов на зарубежных рынках. Технологическое отставание отрасли уже в обозримой перспективе может стать необратимым процессом, что повысит стратегическую и экономическую опасность России.

 
  • низкий уровень освоения в промышленности положительных результатов научных разработок и инноваций (менее 1 процента предприятий). Это отрицательно сказывается на технологической модернизации, на расширении ассортимента продукции (как гражданского, так и стратегического назначения) и качестве, возможности придавать ей новые функциональные и потребительские свойства, используя современные технологии, в том числе, нанотехнологии.
 

Без принятия действенных мер по улучшению сложившейся ситуации в отрасли ее развитие может достичь критического уровня.

 

 

Причинами высокого удельного веса теневой экономики являются:

  • несоответствие производства, ассортимента и качества продукции спросу российского и мирового рынка
  • слабое развитие российской индустрии моды, ее отставанием от европейских и мировых тенденций на 2-3 года
  • результат воздействия первой группы системных проблем.

 

Основными причинами отсутствия цивилизованного рынка потребительских товаров являются:

 
  • слабое развитие рыночной инфраструктуры, межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети и коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • несовершенство законодательства в области производства, экспорта и импорта российской продукции. Учитывая комплексный и многоплановый характер проблем данной группы, необходимы кардинальные меры для их решения, включая государственную поддержку, как это делается в зарубежных странах. Так, например, признание правительствами Китая, Турции и некоторых других стран легкой промышленности стратегической отраслью позволило им довольно быстро превратить устаревшие производства в современные и способствовать мощному развитию в этих странах сырьевого, химического и машиностроительного комплексов.
 

В России в последние годы со стороны государства предпринимаются некоторые шаги по нормализации ситуации в легкой промышленности. Правительство Российской Федерации предоставило ряд преференций предприятиям отрасли. Уже третий год в страну ввозится технологическое оборудование при нулевых импортных пошлинах и без НДС. Действует механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов. С 2008 года этот механизм распространен на кредиты, получаемые на техническое перевооружение. Оказывается поддержка и стимулирование экспортеров промышленной продукции путем возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым на производство экспортной продукции. Хотя и не большие, выделяются средства из федерального бюджета на проведение НИОКР в интересах легкой промышленности. Общая сумма выделенных средств из бюджета на развитие отрасли за период 2006-2008 годы составила 561,64 млн.рублей, Эффективность преференций: - каждый рубль, вложенный в отрасль в виде субсидий по кредитам, обеспечивает дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды от 6 до 7 руб., а по отдельным предприятиям – от 20 до 30 рублей.

 

 

Меры государственной

поддержки отрасли

2006

2007

2008

кол-во

предпр.

млн.

руб.

кол-во

предпр.

млн.

руб.

кол-во

предпр.

млн.

 

руб.

1. Возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями на:

  • сезонную закупку сырья и материалов

75

100

77

100

101

250

  • техническое перевооружение

-

-

-

-

9

2,0

  • производство экспортной продукции

5

20,44

6

14,9

5

19,9

2. Бюджетное финансирование НИОКР

6

31,2

4

6,2

6

17,0

3. Ввоз технологического оборудования и комплектующих с учетом снижения таможенной пошлины до нулевой ставки

97,5

тыс.ед.

244,9

млн.долл.

США

181,7

тыс.ед.

261,7

млн.долл.

США

28,4

тыс.ед.

115,8

млн.

долл.

США

 

Проведены оперативно-профилактические мероприятия «Контрафакт» по пресечению незаконного оборота товаров легкой промышленности. В частности, в 2006 году в результате было выявлено более 700 преступлений, по которым материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил более 1,5 млрд.рублей. В ходе расследования уголовных дел наложен арест на имущество стоимостью более 34 млн. руб., изъято имущества, денег, ценностей и добровольно погашен причиненный ущерб в сумме более 367 млн. рублей.

 

Во многих субъектах Российской Федерации действует и более широкий перечень льгот, в том числе по налогам на имущество, на землю и другие.

 

Вместе с тем существующие преференции и решаемые в той или иной степени проблемы отрасли на федеральном и региональном уровнях пока недостаточны для того, чтобы устранить влияние негативных факторов на развитие отрасли и превратить ее в конкурентоспособный и саморазвивающийся сектор экономики страны, а отечественным производителям укрепить свои позиции на внутреннем рынке и на равных конкурировать на мировом рынке не только со странами ЕС и США, но и с производителями Китая, Турции, Индии и ряда других стран.

 

Отсюда ключевая задача – ускоренная качественная модернизация отрасли и поддерживающих ее инфраструктур с использованием кластерных подходов, широкого применения лучших мировых и отечественных достижений в обла­сти техники и технологии текстильного, швейного, мехового и кожевенно-обувного производства, в том числе нанотехнологий и нанопродуктов.

 

Социальные и кадровые проблемы обусловлены состоянием качественной составляющей кадрового потенциала, которая на многих предприятиях находится в зоне критических величин, а у некоторых - уже за ними.

 

Ухудшающаяся ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, низкая заработная плата и престижность труда приводят к ежегодному сокращению численности, в основном, молодых и перспективных работников в возрасте до 30–40 лет. Только за десятилетие (с 1990 по 2000 год) численность сократилась в 3 раза, а за последующие восемь лет – в 2,8 раза, что обусловило падение объемов выпуска продукции. При этом принимаемые меры по антикризисному управлению убыточных предприятий со стороны органов государственного управления и руководства не смогли повлиять на ход развития структурных диспропорций в отрасли.

 

Не решение проблем данной группы существенно скажется на возможности отрасли в подъеме ее экономики и в увеличении производства конкурентоспособной продукции в объемах, необходимых для обеспечения национальной безопасности страны.

 

Кроме того, все вышеперечисленные проблемы усугубляются воздействием мирового финансового кризиса. В условиях кризиса легкая промышленность, как никто, начинает ощущать на себе его действия. Даже те предприятия, которые за последние годы добились положительных результатов в инновационном развитии, уделяя значительное внимание модернизации производства, уже вынуждены и будут вынуждены в ближайшие годы сокращать объемы производства и отказываться от долгосрочных вложений. Это обусловлено возникшими трудностями, связанными с привлечением банковских кредитов (доля заемных средств в оборотных средствах за последние годы достигла 40 процентов), с одной стороны, увеличением объемов официального импорта, контрафактной и контрабандной продукции, падением спроса и замедлением реализации многих видов товаров, сокращением рабочих и специалистов – с другой стороны. На отдельных предприятиях стали возникать задержки с выплатой заработной платы от 2 недель до 1,5 месяцев, начались временные приостановки работы и по оценке экспертов к концу 2009 года возможно сокращение численности работающих на 10-15 процентов. Особенно это касается трех федеральных округов – Центральный ФО, Приволжский ФО, Южный ФО, являющихся наиболее значимыми в социальном плане. Структура капитала отрасли, будучи сконцентрирована в этих округах, делает их территории наиболее критичными с точки зрения последствий углубления спада производства, что увеличивает значимость социальных последствий, вытекающих от остановки производств. Доля российского товара на внутреннем рынке снизится еще в большей степени и может составить в 2009 году менее 20 процентов.

 

Изменить сложившуюся ситуацию можно, только разработав и реализовав антикризисные меры, направленные на активизацию инновационной деятельности, повышение эффективности производства на новом технико-технологическом уровне и на создание благоприятных условий, обеспечивающих стабильный по годам рост объемов выпуска конкурентоспособных товаров.

 

Легкая промышленность и малый бизнес

 

Балансовая стоимость основных производственных фондов (ОПФ) легкой промышленности в 2008 году составила 26,6 млрд. рублей (0,8 процентов от стоимости ОПФ обрабатывающих отраслей). Среднесписочная численность промышленно-производственного персонала, занятого в отрасли, 462,8 тыс. человек (5,5 процентов от общей численности обрабатывающих отраслей), 75 процентов которого составляют жен­щины.

 

В настоящее время в отрасли функционирует 14 тысяч специализированных и зарегистрированных на территории страны крупных, средних и малых предприятий, расположенных в 72 субъектах российской федерации. Около 70 процентов предприятий являются градообразующими. Все предприятия приватизированы.

 

Научное обеспечение отрасли осуществляют 15 научно-исследовательских и проектных институтов, многие разработки которых соответствуют и даже превышают мировой уровень.

 

В перспективе отрасль может стать своеобразным полигоном для внедрения инноваций - как за счет использования передовых зарубежных технологий, так и за счет внедрения отечественных разработок (в том числе нанотехнологий), что очень значимо для целого ряда отраслей промышленности, включая оборонно-промышленный комплекс.

 

Основными территориями размещения предприятий, определяющих промышленную и экономическую политику отрасли, являются Центральный (55 предприятий), Приволжский (30) и Южный (17) федеральные округа (далее – ФО), они же имеют и наибольший удельный вес в общем объеме производимой продукции.

 

Выпуск продукции легкой промышленности в структуре промышленного производства регионов Центрального ФО, Приволжского ФО и Южного ФО составляет от 10 до 30 процентов. Именно в этих регионах целесообразно модернизировать крупные производства, имеющие важное отраслевое и региональное значение. В наименее развитых с точки зрения отрасли ФО – Сибиркий ФО, Дальневосточный ФО, Уральский ФО - представляется целесообразным стимулирование создания средних и малых предприятий по пошиву готовых изделий, в ряде случаев способных выполнять роль центров инновационной активности. Прекращение в условиях кризиса деятельности других отраслей в этих округах приведет к высвобождению занятого населения, которое можно направить на создаваемые предприятия в легкой промышленности.

 

Таким образом, как считают эксперты, легкая промышленность имеет возможность быть развитой в форме малого и среднего бизнеса в Уральском ФО, Сибирском ФО, Дальневосточном ФО, развитие которого должно идти гармонично с текстильной промышленностью, которая является для них основным поставщиком полуфабрикатов и сырья. Это еще раз подтверждает вывод о необходимости модернизации и технического перевооружения текстильных предприятий. Уделив внимание региональному аспекту стратегии, отрасль придет к значительным социальным эффектам как прямым, так и косвенным.

 

Помимо существенного объема денежных средств, генерируемого потребителями продукции легкой промышленности, потенциальным инвестиционным преимуществом отрасли является быстрая отдача вложенных средств, что позволяет эффективно использовать заемные и субсидированные средства. Товарооборот в легкой промышленности, несмотря на фактическое отсутствие оптовой торговли, происходит 2 - 4 раза в год, что обеспечивает прирост объема производства на каждые дополнительные 100 млн. рублей оборотных средств на сумму 350 – 500 млн. рублей в год.

 

Легкая промышленность в советские годы

 

С легкой промышленностью история какая-то мистическая. В советское время, она вроде бы, и была – свидетельство тому фабрики-гиганты, сохранившиеся до настоящего времени, но продукция, как таковая, отсутствовала. Вернее сказать, она выпускалась тоннами и километрами, вот только носить ее, даже непривередливые советские люди, не желали.

 

Хотя партия и правительство постоянно пытались эффективно скоординировать действия звеньев производства и распределения одежды, обуви и другой продукции легпрома, ассортимент товаров в советских магазинах не удовлетворял спрос в течение всего советского периода времени. И речь идет даже не о том, что 70% фасонов одежды были устаревшими – отсутствовали даже многие товары первой необходимости. Одежды и обуви не хватало практически везде.

 

Потребности населения измерялись экономистами из Госплана. Они решали задачу повышенной сложности – составить план производства одежды и обуви, учитывая, что материальные потребности советских людей имеют тенденцию к постоянному росту. В своей работе они опирались на результаты обследований, которые проводились служащими ЦСУ и определяли реальное потребление одежды и обуви разными категориями населения. В результате обработки этих данных методами расчета западных эконометристов советские ученые пришли к заключению, что уровень расходов на одежду увеличивается по мере роста доходов небесконечно. При помощи этого стабильного уровня экономисты рассчитывали рациональную норму потребления одежды, свойственную разумным потребностям здоровых культурных людей, сознательных членов коммунистического общества. При этом все социальные и экономические противоречия стирались, и в соответствии с этой теорией все советские граждане и в городах, и в селах должны были потреблять одинаковое количество одежды и обуви до полного износа. И соответственно, к этому количественному идеалу и должна был прийти система производства одежды в СССР.

 

Другим регламентирующим методом были постановления, приказы и распоряжения партии и правительства, касающиеся производства тканей, одежды и обуви. Особенно плодотворным на подобного рода политические решения оказался хрущевский период советской истории – из-за заявленной программы реформ, направленных на улучшение материального благосостояния советских граждан.

 

Утверждена Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года

 

Понимая, что без систематического подхода легкую промышленность России не возможно поднять и сделать конкурентоспособной, Правительство Российской Федерации приняло Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года, а также План мероприятий по ее реализации (Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244).

 

Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года предусматривает переход экономики отрасли на новую технологическую базу, основанную на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов, совершенствование организации производства и управления.

 

Она содержит целевые индикаторы и технико-экономические показатели развития легкой промышленности России, перечень пилотных и важнейших инновационных проектов, предполагаемых к реализации в рамках инновационного сценария развития легкой промышленности, меры, направленные на стабильное сырьевое обеспечение легкой промышленности.

 

Как отмечает Директор департамента лесной и легкой промышленности Михаил Клинов: "Стратегия развития легкой промышленности – первый комплексный документ, предусматривающий меры краткосрочного характера в виде антикризисного пакета и меры по развитию отрасли на долгосрочную перспективу".

 

Стратегия призвана стать основным инструментом в решении проблем отрасли и увязать задачу ее экономического роста с обеспечением потребностей в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения.

 

Практическая реализация Стратегии позволит в значительной степени добиться устойчивой динамики развития легкой промышленности и занять достойное место на отечественном и зарубежном рынках.

 

"Прописанная в Стратегии система комплексных действий сконцентрирована на обеспечении государственного и отраслевого потребления и создании условий для развития малых и средних предприятий", - добавляет Михаил Клинов.

 

Олег Кащеев, заместитель Директора Департамента лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на одном из «круглых столов», состоявшихся в августе 2009 года обратил внимание на несколько ключевых моментов Стратегии развития легкой промышленности:

 

- К 2020 году доля отечественного легального товара на рынке должна достигнуть 50%, - пояснил он (в настоящее время этот показатель составляет 20%). - Мы не ставим себе задачу введение каких-то запретительных или ограничительных мер. Наша задача – создание равных условий для конкуренции между отечественными производителями и легальными импортерами". "Благодаря применению административных мер и мер уголовно-процессуального характера удалось снизить долю нелегального импорта товара в 2008 году на 8%", - рассказал Олег Кащеев.

 

Он также напомнил, что Минпромторг России, совместно с МВД России и ФТС России, входит в состав Межведомственной комиссии, образованной тройственным Приказом № 341/1633/1170 от 23 декабря 2008 года, с целью формирования консолидированной позиции ведомств по пресечению незаконного производства, реализации и ввоза на территорию Российской Федерации товаров легкой промышленности. И одним из важных направлений деятельности Межведомственной комиссии, наряду с совершенствованием таможенного законодательства, является установление зеркального обмена статистической информацией по эскпортно-импортным операциям.

 

Одним из важных механизмов, препятствующих распространению некачественной продукции, является разработка норм технического регулирования. В частности, Минпромторг России разработал, а Правительство Российской Федерации уже утвердило, техрегламент "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков". В ближайшей перспективе планируется разработка техрегламента, связанного с безопасностью кожевенно-обувной продукции.

 

– Применение мер таможенно-тарифного регулирования. Олег Кащеев рассказал, что в рамках создания союза между тремя государствами – Россией, Белоруссией и Казахстаном – планируется унификация таможенных пошлин и тарифов. "Здесь мы исходим из того, что наши пошлины должны обеспечивать как защиту нашего рынка, так и рынков наших партнеров по союзу. Сейчас мы ведем работу, что бы пошлины на обувь вернулись к тому уровню, который был раньше, или, хотя бы, составили 15%, как сегодня у наших партнеров по Союзу - Белоруссии", - разъяснил он.

 

"В целом, наша позиция такова: таможенные пошлины на то сырье и на то технологическое оборудование, которое не производятся в России, уже обнулены. Данные меры позволят как стимулировать технологическое перевооружение наших предприятий, так и помогут решить сырьевые проблемы", - заявил на "круглом столе" Олег Кащеев.

 

- Техническое и технологическое перевооружение отрасли. В качестве стимулирующих мер технологического перевооружения замдиректора Департамента Минпромторга России также обозначил: отмену уплаты НДС на ввозимое технологическое оборудование; субсидирование процентных ставков по банковским кредитам, взятым на приобретение технологического оборудования, а также сырья и материалов.

 

- Стимулирование инновационного развития отрасли невозможно без обязательного внедрения в производство результатов НИРов и НИОКРов, разрабатываемых научными организациями по заказу Минпромторга России и других заинтересованных сторон.

 

Основные позиции Стратегии

 

В основу Стратегии заложен переход легкой промышленности на инновационную модель развития, ориентированную на повышение ее конкурентных преимуществ, увеличение выпуска качественной продукции нового поколения. Особое внимание уделено вопросам защиты внутреннего рынка от незаконного оборота товаров, технического перевооружения и развития отраслевой науки, импортозамещения и экспорта, обеспечения отрасли материально-сырьевыми ресурсами и профессиональными кадрами.

 

Для реализации Стратегии предполагается задействовать венчурные фонды, инновационный фонд, гранты, собственные средства предприятий, субсидии и бюджетное финансирование НИОКР, важнейших инновационных проектов (далее – ВИП) и других инновационных проектов, обеспечивающие конкурентный уровень отрасли, а также инвестиции отечественных и зарубежных инвесторов, коммерческих банков и страховых компаний.

 

Механизм решения задач и реализации мероприятий Стратегии носит комплексный, системный и стратегически-целевой характер и охватывает все виды деятельности легкой промышленности: от глубокой переработки сырья до производства готовых товаров и их продвижения на рынки сбыта.

 

 

Разработка Стратегии осуществлена методом программно-целевого прогнозирования, выбор которого обусловлен:

 
  • интегрированием целей, решением проблем отрасли системными методами, минимизацией рисков и обеспечением реализуемости мероприятий Стратегии за счет гармонизации ресурсов и задач, отсутствия дублирования в их решении;
  • совмещением экономических и административных рычагов управления, обеспечивающих реализацию мероприятий Стратегии в установленные сроки.
 

В результате реализации Стратегии будут созданы экономические условия для роста объемов производства конкурентоспособной продукции к 2020 году к уровню 2008 года в 3,1 раза и увеличения экспорта в 4,0 раза, объем которого в 2020 году составит порядка 3,0 млрд. долларов США.

 

Реализация мероприятий Стратегии позволит повысить конкурентоспо-собность российских компаний, увеличить долю инновационной продукции, укрепить позиции и завоевать новые сегменты на внутреннем и внешнем рынках. Доля товаров отечественного производства на российском рынке должна составить не менее 50 процентов, товаров инновационного характера и имеющих патентную защиту (товарный знак, полезная модель) - не менее 46 процентов объема производимой легкой промышленностью продукции. Это будет способствовать обеспечению экономической и экологической безопасности, повышению обороноспособности России, развитию регионов, созданию новых рабочих мест.

 

Стратегия призвана стать одним из основных инструментов государственной политики в решении проблем легкой промышленности и привлечении инвестиций для ее эффективного развития на период до 2020 года.

 

Достижение цели Стратегии потребует решения следующих основных задач:

 
  • повышение производственного потенциала легкой промышленности на основе технического перевооружения и модернизации производства, внедрения прорывных технологий и создание новых высокопроизводительных производств, обеспечивающих активизацию инновационной деятельности предприятий, импортозамещение, снижение технологической и товарной зависимости отрасли от зарубежных стран;
  • обеспечение экономической эффективности производства, существенного роста производительности труда, экологической безопасности технологических процессов и продукции, ресурсосбережения, повышения культуры производства;
  • повышение конкурентоспособности и увеличение объемов выпуска наукоемкой продукции для населения, медицины, образовательной сферы, для силовых структур и ведомств, АПК, строительной, мебельной и транспортной индустрии;
  • усиление борьбы с теневым производством и нелегальным импортом с целью доведения доли российских товаров на внутреннем рынке к 2020 году минимум до 50 процентов, повышение экономической и стратегической безопасности государства;
  • формирование цивилизованного потребительского рынка и рыночной инфраструктуры, развитие межрегиональной и межотраслевой товаропроводящей сети, коммерческих связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
  • стимулирование инвестиционной активности, повышение эффективности НИОКР и развитие наукоемких производств, привлечение инновационных фондов развития и иностранных инвестиций;
  • углубление процессов кооперации, интеграции и развития межтерриториального и межотраслевого взаимодействия субъектов науки, промышленности и малого предпринимательства;
  • развитие системы воспроизводства трудовых ресурсов, подготовки и переподготовки рабочих, менеджеров и управленческих кадров, способных умело вести производство и бизнес в условиях открытого рынка;
  • обеспечение бюджетного финансирования научных работ в соответствии с принятыми государством приоритетами в области науки и техники;
  • законодательное обеспечение устойчивого положения отечественных производителей на внутреннем рынке, совершенствование таможенной и кредитной политики, стимулирование экспорта продукции;
  • усиление таможенного контроля, внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации в те его нормы, которые непосредственно направлены на правовое регулирование внешнеэкономических сделок купли-продажи товаров, в которых выражены результаты права интеллектуальной собственности;
  • создание эффективных форм и методов управления реализацией Стратегии и плана первоочередных мероприятий.
 

Достижение цели и решение поставленных задач Стратегии будет осуществляться посредством реализации предусмотренных программных мероприятий.

 

Положение предприятий легкой промышленности в Санкт-Петербурге

 

Ситуация с легкой промышленностью в Петербурге мало чем отличается от положения отрасли в целом по стране. В городе даже нет комитета или управления, ведающего вопросами легкой промышленности. И это в то время, когда продукцию производителей швейных изделий Петербурга можно встретить в магазинах и торговых центрах не только нашего города, но и всего Северо-Западного региона.

 

Участники рынка констатируют, что в последние годы доля Петербурга в общероссийском объеме производства предприятий легкой промышленности снижается, а всю продукцию предприниматели шьют в Китае и странах Юго-Восточной Азии.

 

В 2008 г. российские предприятия отрасли произвели продукции на 402 млрд. рублей, доля Северо-Запада - всего 7,7 % (30,9 млрд. рублей).

 

По словам председателя Российского союза предприятий текстильной и легкой промышленности Бориса Фомина, сегодня легкая промышленность СПб существует только за счет предприятий малого бизнеса, а все крупные фабрики давно прекратили производство. При этом, говорит Фомин, правительство города не предпринимает ничего для возрождения отрасли. "Сокращена соответствующая штатная единица в комитете экономразвития, а вице-губернатор отказался подписывать соглашение о сотрудничестве с нашим союзом", - рассказал Фомин. Союз производителей швейных изделий Петербурга обращался к городским властям с просьбой о поддержке, однако получил отказ, рассказал один из членов союза.

 

Легкая промышленность никогда не была приоритетной для Петербурга, а распространение в отрасли малых предприятий говорит скорее о ее перспективах, чем о кризисе, считают аналитики. Развитие легкой промышленности основано, прежде всего, на технологиях и доступе к рынкам сбыта. Сейчас отрасль малопривлекательна для крупных инвесторов, поэтому логично, что ее развитие взяли на себя более гибкие малые предприятия. Задача же властей - обеспечить благоприятные условия для развития малого бизнеса.

 

Основные проблемы у предприятий легкой промышленности со сбытом товара: своих сбытовых сетей нет, а существующие торговые сети реализуют в основном импортную продукцию.

 

17 марта 2004 года КЭРППиТ было организовано совещание Губернатора и членов Правительства Санкт-Петербурга с руководителями предприятий легкой промышленности города. В совещании, которое прошло на швейном предприятии «Большевичка», приняли участие представители Управления Министерства РФ по налогам и сборам по Санкт-Петербургу, Северо-Западного таможенного управления, Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Комитета по управлению городским имуществом, Союза промышленников и предпринимателей (работодателей) Санкт-Петербурга, Российского профессионального союза работников текстильной и легкой промышленности, Санкт-Петербургского Государственного университета технологии и дизайна, Территориальной организации (отделения) Российского профсоюза работников текстильной и легкой промышленности Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 

С докладом о современном состояние легкой промышленности Санкт-Петербурга и основных направлениях ее развития в среднесрочной перспективе выступили председатель Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли В.В.Бланк и президент ОАО «Балтийский стиль» Н.А.Ферафонтов.

 

При обсуждении докладов руководители крупнейших предприятий легкой промышленности города: ЗАО «Фабрики одежды Санкт-Петербурга», ОАО «ПНК «Красная нить», ОАО «Пролетарская Победа», АО «Первомайская заря», ОАО «Кожа» отметили, что в ходе рыночных преобразований произошло резкое снижение объемов производства продукции отрасли в результате дестабилизации товарных и сырьевых внутренних рынков, насыщенных контрафактной и фальсифицированной продукцией, отсутствия равных конкурентных условий в сфере производства, неэффективности финансовой, тарифной и таможенной политики.

 

На совещании были приняты конструктивные решения по оказанию поддержки предприятиям легкой промышленности города и консолидации усилий органов государственной власти и бизнес-сообщества Санкт-Петербурга, направленные на развитие производства и обеспечение совместного рассмотрения важнейших вопросов социально-экономического развития города.

 

По результатам совещания было принято решение сформировать рабочую группу с участием заинтересованных сторон с целью обобщения и подготовки обоснованных предложений по изменению законодательной базы и защите внутреннего рынка и национальных производителей при вступлении в ВТО для направления в соответствующие федеральные структуры исполнительной власти.

 

Но, как показало время, дальше принятия этого решения, ситуация не продвинулась.

 

Не желая с этим мириться, 29 апреля 2009 года 13 швейных предприятий Санкт-Петербурга создали «Союз производителей швейных изделий».

 

Учредителями Союза выступили такие известные петербургские предприятия, как: ООО «Леди Шарм», ООО «Крафт», ООО «Трикотажная фирма «Тексэлен», ООО «РОСТ-А», торговая марка «Ромра» и другие. Членами Правления Союза являются: В.И. Миронова (ООО «Леди Шарм»), С.Г. Молчанова (Фонд «Сделано в Петербурге»), Е.Г. Каменева (ООО «Евромода»), В.В. Шевченко (ООО «Градиент»).

 

Членами Союза являются предприятия, занимающиеся производством швейных и трикотажных изделий, сотрудниками которых являются более 2000 работников различных специальностей. Это предприятия, которые развиваются с начала 90-х годов, имеют реальные производственные мощности и выпускают продукцию, конкурентоспособную импортной.

 

 

Основными целями и задачами Союза являются:

 
  • обеспечение защиты прав и законных интересов членов Союза, а также представление их общих интересов в государственных и муниципальных органах власти, российских и международных организациях;
  • содействие выработке представительными и исполнительными органами власти РФ правовой, экономической и социальной политики, отвечающей профессиональным интересам членов Союза, и также её эффективной реализации;
  • содействие защите конкуренции и противодействие недобросовестной конкуренции;
  • координация совместной профессиональной деятельности членов Союза;
  • содействие созданию благоприятных финансово-экономических условий для членов Союза;
  • совершенствование действующего законодательства и подзаконных актов, регулирующих деятельность членов Союза.
 

Накопленный опыт и знания члены Союза направили на создание «Программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере швейного производства в Санкт-Петербурге и в Северо-Западном регионе», концепция, которой уже разработана.

 

Обосновывая необходимость принятия Программы, ее инициаторы выделяют несколько основных проблем, мешающих малому и среднему швейному бизнесу, развиваться:

 
  • непродуманная таможенная и тарифная политика;
  • отсутствие видов тканей, не выпускаемых отечественной промышленностью;
  • наличие многочисленных административных барьеров;
  • отсутствие государственной поддержки отрасли;
  • высокие налоги;
  • нехватка квалифицированных кадров.
 

Понимая, что без сотрудничества с властью продвигать Концепцию и многие другие идеи будет сложно, учредители Союза обратились в Общественный Совет по малому предпринимательству при губернаторе Санкт-Петербурга. Они предложили создать Комиссию по вопросам легкой промышленности. Идея была воспринята положительно, и в ближайшее время в составе Общественного Совета появиться новая комиссия, которая, и начнет заниматься проблемами малого бизнеса в сфере легкой промышленности.

 

20 октября в Доме предпринимателя состоялась рабочая группа по легкой промышленности Общественного Совета. Валентина Миронова, генеральный директор ООО «Ledi ШАРМ», сообщила о том, что сегодня отечественным предприятиям очень сложно конкурировать с иностранной текстильной промышленностью. Необходимо создать условия, чтобы нашим фабрикам было выгодно шить одежду внутри страны. Генеральный директор Фонда «Сделано в Петербурге» Светлана Молчанова рассказала об идеи создания Fashion House – своего рода оптовой базы, на территории которой производители швейных изделий смогут беспошлинно приобретать ткани у представителей иностранных производителей текстиля.

 

Сейчас Союз производителей швейных изделий готовит к подаче в Законодательное собрание и Государственную думу предложение о создании особой экономической зоны для швейных предприятий, на территории которой такие предприятия смогут работать, используя льготное налогообложение.

 

Стратегия развития предусматривает реализацию в Северо-Западном регионе пилотного проекта «Формирование льняного кластера Вологодской области» с целью обеспечения сбалансированного развития льняного комплекса региона в составе агропромышленного и текстильного секторов. Цель проекта создание и развитие законченного льняного комплекса от выращивания льна до выпуска готовой продукции. По аналогии можно создать кластер предприятий текстильной и легкой промышленности и в Петербурге.

 

 

 

Выводы:

 

Экономический кризис тяжело сказался на текстильной промышленности, которая так и не заработала в полную силу с уходом из государственной собственности. Индекс производства в текстильной и швейной промышленности в первом полугодии 2009 г. cоставил 77,8 % На фоне общего снижения наблюдается рост производства нетканых материалов, отдельных видов тканей, трикотажных изделий, пальто и плащей.

 

По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. в I полугодии 2009 г. индекс производства в текстильной и швейной промышленности составил 77,8 %, в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви — 89,9 %.

 

В июне 2009 г. по отношению к маю 2009 г. рост производства отмечался по большинству групп товаров легкой промышленности. Однако в I полугодии 2009 г. по отношению к соответствующему периоду 2008 г. производство практически всей текстильной и швейной продукции снизилось на 15–40 %, за исключением нетканых материалов, отдельных видов тканей, трикотажных изделий, пальто и плащей. Основные причины спада производства: снижение потребительского спроса в связи со снижением реальных денежных доходов населения и снижение спроса на продукцию легкой промышленности со стороны потребляющих отраслей, что обусловлено падением уровня производства практически во всех секторах экономики.

 

По отношению к I полугодию 2008 г. снизился импорт товаров легкой промышленности: кожевенного сырья, пушнины и изделий из них на 19,9 %, текстиля, текстильных изделий и обуви — на 15 %. Импорт волокна хлопкового в стоимостном выражении снизился на 39,6 %, тканей хлопчатобумажных — на 25,7 %, обуви кожаной — на 23,7 %, одежды — на 2,7 %.

 

Согласно "Стратегии развития легкой промышленности на период до 2020 года" доля российской продукции на внутреннем рынке должна составлять не менее 50 %. Не менее 80 % товаров легкой промышленности России должны иметь инновационный характер и патентную защиту. Но в госбюджете на 2009-й год субсидии процентных ставок для организаций текстильлегпрома предусматривали только сохранение сложившейся доли 23% отечественных товаров на российском рынке. А в речах представителей власти ставились задачи о диверсификации промышленности, об отказе от нефтяной иглы российской экономики, об импортозамещении товаров силами российских производителей.

 

Чтобы вдохнуть жизнь в текстильлегпром, как говорят многочисленные эксперты, необходимо снижать до нуля ставки пошлин на импортное сырье и материалы, которые не производятся в Российской Федерации, освободить от НДС ввозимое технологическое оборудование, что предлагалось правительству как антикризисная мера.

 

 

Кроме того, необходимо реализовать следующие мероприятия:

 
  1. Повышение конкурентных преимуществ легкой промышленности, спроса и покупательских предпочтений, техническое регулирование.
  2. Техническое перевооружение и модернизация производства, институциональные преобразования.
  3. Развитие инновационной деятельности легкой промышленности.
  4. Защита внутреннего рынка и российского производителя от незаконного теневого оборота товаров, формирование цивилизованного рынка потребительских товаров, создание справедливых условий для конкуренции российской и импортной продукции.
  5. Совершенствование системы обеспечения легкой промышленности сырьевыми ресурсами.
  6. Развитие трудовых ресурсов, сохранение имеющихся кадров, привлечение молодых специалистов и рабочих.
  7. Законодательные аспекты, касающиеся совершенствования таможенно-тарифного регулирования, кредитно-финансовой и налоговой политики; институциональные преобразования, нормативно-правовые акты, необходимые для развития межтерриториальной и межотраслевой кооперации.
 

Законодательство:

 
  1. Приказ № 853 от 24 сентября 2009 г. "Об утверждении Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года и Плана мероприятий по ее реализации"
  2. Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года
  3. План мероприятий по реализации Стратегии развития легкой промышленности России на период до 2020 года
  4. Федеральный закон № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
 

При подготовке материала были использованы следующие информационные источники:

 
  1. НДП «Альянс Медиа» - www.legpromsme.ru
  2. Фонд «Сделано в Петербурге» - www.sdelano.biz
  3. Официальный портал КЭРППиТ - www.cedipt.spb.ru
  4. Официальный портал ЛегПромБизнес – www.textile-press.ru
  5. Официальный портал «Малый бизнес Москвы» - www.mbm.ru

    Важные новости