Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

Энергетический вопрос - он самый главный(реформирование отрасли и проблемы малого предпринимательства)

Реформирование электроэнергетики является важнейшим элементом структурных реформ в экономике Российской Федерации. Россия – далеко не первая страна, пришедшая к осознанию необходимости либерализации электроэнергетической отрасли.

К моменту разработки концепции реформирования (в 2000 году) уже были проведены преобразования в ряде стран: таких, как Великобритания, США, Финляндия, Норвегия, Швеция, Дания, Италия, Бразилия, Казахстан, Украина и многих других. Введение конкурентных отношений в энергетике – это мировая тенденция. Россия, достаточно поздно задумавшись о введении конкуренции в энергетике, получила бесценную возможность использования накопленного другими странами опыта.

На момент начала проведения реформы общая ситуация в отрасли характеризовалась следующими показателями:

  • По технологическим показателям (удельный расход топлива, средний коэффициент полезного действия оборудования, рабочая мощность станций и др.) российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах;
  • Отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению;
  • В отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий;
  • Отсутствовала платежная дисциплина, были распространены неплатежи;
  • Предприятия отрасли были информационно и финансово «непрозрачными».
  • Доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Все это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. В противном случае при дальнейшем расширении внешнеэкономического сотрудничества российские предприятия проиграли бы экономическое соревнование не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем. Таким образом, основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

«ГОЭЛРО» – ленинский план электрификации страны

Тысяча девятьсот двадцатый год. Еще недавно сильнейшая держава в Европе – Россия – находится в глубочайшем политическом и экономическом кризисе. В стране практически разрушена промышленность, свирепствуют голод и Гражданская война, орудуют многочисленные банды. В этот тяжелейший для бывшей империи момент пришедшее к власти большевистское правительство принимает и начинает осуществление уникального и беспрецедентного проекта – плана «ГОЭЛРО».

 

«ГОЭЛРО» – первый единый государственный перспективный план развития народного хозяйства Советской республики на основе электрификации страны, разработанный в 1920 году по заданию и под руководством В. И. Ленина Государственной комиссией по электрификации России (ГОЭЛРО). К работам комиссии были привлечены свыше 200 деятелей науки и техники. Среди них – И. Г. Александров, Г. О. Графтио, А. Г. Коган, К. А. Круг, Б. И. Угримов, М. А. Шателен и др. Возглавлял комиссию Г. М. Кржижановский. ЦК Коммунистической партии и лично В. И. Ленин повседневно направляли работу комиссии «ГОЭЛРО», определяли основные принципиальные положения плана электрификации страны. К концу 1920 года комиссия проделала огромную работу и подготовила «План электрификации РСФСР» — том в 650 страниц текста с картами и схемами электрификации районов. В докладе на 8-м Всероссийском съезде Советов (декабрь 1920) В. И. Ленин, назвав план «ГОЭЛРО» второй программой партии, выдвинул формулу «Коммунизм — это есть Советская власть плюс электрификация всей страны».

 

8-й съезд единодушно одобрил план «ГОЭЛРО». После обсуждения на 8-м электротехническом съезде (октябрь 1921) технико-экономических вопросов план был утвержден СНК (21 декабря 1921).

 

План «ГОЭЛРО», рассчитанный на 10-15 лет, реализовал ленинские идеи электрификации всей страны и создания крупной индустрии. В области электроэнергетического хозяйства план состоял из «программы А», рассчитанной на восстановление и реконструкцию довоенной электроэнергетики, и «программы Б», предусматривавшей строительство 30 районных электрических станций (20 тепловых и 10 – ГЭС). Общая мощность 30 районных электростанций составляла 1750 тыс. кВт.

 

Предусматривалось сооружение мощных районных тепловых электростанций: «Штеровской», «Каширской», «Кизеловской», «Горьковской», «Шатурской», «Челябинской» и др. Топливной базой тепловых электростанций должны были служить местные виды топлива (торф, подмосковный и уральский уголь, отсевы донецких углей, сланцы). Электростанции намечалось оборудовать крупными для того времени котлами и турбинами.

 

Одной из основных идей плана являлось широкое использование огромных гидроэнергоресурсов страны. Намечалось сооружение Волховской ГЭС, Днепровской ГЭС, двух ГЭС на р. Свирь и др. Темпы роста мощности электростанций должны были значительно опережать темпы роста промышленного производства. Намечено было довести суммарную годовую выработку электроэнергии до 8,8 млрд кВт·ч – против 1,9 млрд. кВт·ч, которые вырабатывались в России в 1913 году.

 

Предусматривались коренная реконструкция на базе электрификации всех отраслей народного хозяйства страны и преимущественно рост тяжелой промышленности, рациональное размещение промышленности по всей территории страны.

 

План был разработан по 8 основным экономическим районам (Северному, Центрально-промышленному, Южному, Приволжскому, Уральскому, Западно-Сибирскому, Кавказскому и Туркестанскому) с учетом их природных, сырьевых, энергетических ресурсов и специфических национальных условий. Промышленная продукция должна была возрасти за 10-15 лет на 80-100% по сравнению с дореволюционным уровнем.

 

Осуществление плана «ГОЭЛРО» началось в трудных условиях Гражданской войны и хозяйственной разрухи. Ценой героических усилий велось строительство первенцев энергетики — Шатурской и Каширской ГРЭ, а также Волховской ГЭС.

 

Исторический анализ проблемы генезиса плана «ГОЭЛРО» показывает, что отечественная научно-техническая мысль в области энергетики и электрификации развивалась не изолированно, а в контексте общемировых тенденций. Примерно в те же самые годы аналогичные изыскания проводились в США и странах Западной Европы.

 

Наиболее продвинулись в этом вопросе немецкие исследователи. В трудах К. Баллода, В. Штрауса, О. Миллера, Г. Клингенборга и других ученых и инженеров Германии содержатся интересные теоретические и прикладные наработки.

 

О них были прекрасно осведомлены Г. М. Кржижановский. К. А. Круг, Л. К. Рамзин и другие отечественные специалисты, как правило, лично знакомые с немецкими коллегами и поддерживавшие с ними постоянные контакты. Но в силу различных государственных, социальных, экономических и особенно территориально-ресурсных условий ученые и инженеры России не могли, да и не стремились копировать зарубежный опыт и не шли дальше выверки и сопоставления общих подходов в работе и ее методологии.

 

Разработчики плана «ГОЭЛРО» исходили из объективных возможностей его реализации. Главными из них были:

 

а) достаточно развитая национальная энергомашиностроительная индустрия и крупные поступления импортного оборудования;

 

б) исчерпывающее банковско-финансовое обеспечение отрасли;

 

в) богатая материально-ресурсная база (топливно-сырьевые и трудовые ресурсы);

 

г) крупнейшие в мире электротехническая, теплотехническая и гидротехническая школы.

 

Несмотря на серьезность предпосылок, сдерживающие факторы разработки и выполнения плана оказались весомее. Ими были:

 

а) противоречие между общегосударственной стратегией отраслевого строительства и существовавшими механизмами хозяйствования (рыночные отношения, частная собственность на землю и т. д.);

 

б) отсутствие общегосударственного органа, который обеспечил бы разработку и реализацию программы развития в масштабах всей страны;

 

в) безынициативность и инертность государственной власти, что усугублялось объективными трудностями, связанными с событиями Первой мировой войны.

 

Вместе с тем, к 1915 году уже были разработаны проекты крупнейших станций будущего плана, сформулированы основные положения стратегии развития энергетики, осуществлены практические шаги по электрификации России.

 

Все это являлось ничем иным, как конкретным содержанием и воплощением плана «ГОЭЛРО», который как официальная общегосударственная программа был институционализирован лишь к началу 1921 года: т. е. только на четвертом году после Октябрьской революции и прихода к власти большевиков.

 

План «ГОЭЛРО» был выполнен по основным показателям уже к минимальному сроку, на который он был рассчитан (1931 год). Годовое производство электроэнергии в СССР достигло 10,7 млрд. кВт·ч, установленная мощность районных электростанций — 2105 тыс. кВт.

 

К 1935 году план «ГОЭЛРО» был значительно перевыполнен по всем основным показателям. Мощность районных электростанций составила 4,34 млн. кВт в 1935 году – в 2,5 раза больше, чем по плану «ГОЭЛРО», а общий объем промышленной продукции увеличился, против 1913 года, в 5,7 раза – вместо 1,8-2 раза по плану. План «ГОЭЛРО» был перевыполнен по добыче угля, нефти, торфа, железной и марганцевой руды, производству чугуна и стали.

 

С 1947 года СССР занимает 1 место в Европе и 2 – в мире по производству электроэнергии. Создана крупнейшая в мире Единая энергетическая система Европейской части СССР.

 

В 1970 году в СССР произведено 740 млрд кВт·ч электроэнергии, мощность электростанций составила 166 млн кВт – против 1,1 млн кВт в 1913-м.

 

Успех Плана «ГОЭЛРО» – это не только результат титанического труда, но и точный расчет, качественная организация, интеллект и кропотливая работа экономистов, энергетиков, строителей.

«План ГОЭЛРО-2»

В 2000 году РАО «ЕЭС России» начало консультации с ведущими российскими и зарубежными экспертами, государственными органами, представителями бизнес-сообщества и акционерами о необходимости и технологии структурной реформы.

 

Как государственная программа, реформа стартовала в 2003 году с принятием пакета федеральных законов, регламентирующих преобразования в электроэнергетике России, но реформирование отрасли началось намного раньше – с 30 апреля 1998 года, когда председателем Правления РАО «ЕЭС России» был назначен Анатолий Чубайс.

 

Работа новой команды во главе с Анатолием Чубайсом началась с разработки «Программы действий по повышению эффективности работы и дальнейшим преобразованиям в электроэнергетике Российской Федерации». Программа содержала комплекс взаимоувязанных долгосрочных целей развития компании и путей их достижения. Первый состоял в наведении элементарного порядка, то есть антикризисного управления, а на втором ставилась задача глубинной реформы энергетики страны.

 

Несмотря на сложные финансовые условия, оптимизация использования инвестиционных ресурсов позволила ввести 824 МВт генерирующих мощностей – против 631 МВт в 1997-м. По сравнению с 1997 годом, в 3,5 раза увеличен и ввод системообразующих линий электропередачи.

 

За 1998 год уровень оплаты электроэнергии и тепла возрос с 84 до 87%; при этом доля денежной составляющей в оплате увеличилась с 17 до 21%. Почти в два раза возросла доля денежной составляющей в расчетах на ФОРЭМ. На уровне головной компании РАО «ЕЭС России» впервые стали вводиться принципы бюджетирования.

 

По рекомендации руководства РАО «ЕЭС России» из уставов наших дочерних компаний было снято дискриминационное ограничение на приобретение акционерами более 1% акций. Для предотвращения нарушений прав акционеров осуществляется контроль за эмиссиями акций дочерних компаний.

 

За период с середины 1998 до конца 1999 года доля живых денег в платежах за энергию выросла до 49%, платежи в бюджет – втрое: с 220 до 625 млн руб. В 2,5 раза сокращена задолженность по зарплате в компании.

 

В течение года не был возбужден ни один новый иск о банкротстве дочерних предприятий РАО «ЕЭС России». Более того: были прекращены процедуры банкротства в отношении двух дочерних компаний – «Кузбассэнерго» и «Дальэнерго». В два раза снизилось число регионов, «критических» с точки зрения топливообеспечения.

 

В течение 1999 года в головной компании холдинга и в ряде дочерних АО-энерго было введено четкое планирование всех доходов и расходов. Одновременно РАО «ЕЭС России» перешло на подготовку финансовой документации в соответствии с МСФО.

 

РАО «ЕЭС России», наученное опытом банкротства «Красугля», объявило о планах создания четырех энергоугольных компаний: Урало-Казахстанской, Бурятской, Березовской и Бородинской. Новая структура была призвана упростить схему взаимоотношений энергетиков с угольщиками и повысить эффективность деятельности компании.

 

Состоялись первые торги по продаже электроэнергии на конкурсной основе. На торгах продано 2327 млн кВт.ч электроэнергии системам Сибири.

 

7 июня 1999 года объем сделок с ценными бумагами РАО «ЕЭС России» достиг рекордной цифры в 14,091 млн долл., что превысило 35% суммарного объема торгов на фондовом рынке за неделю.

 

В ходе ГОСА акционеры принимают важнейшие поправки в устав: отныне вопросы, касающиеся управления компанией и эмиссии ценных бумаг, а также выборы председателя правления РАО требуют одобрения не менее 75% голосов (ранее – простое большинство). Позиции «команды Чубайса» тем самым заметно упрочились.

 

В течение года была восстановлена масштабная параллельная работа ЕЭС России с энергосистемами стран СНГ и Балтии, прерванная с развалом СССР. К концу 2000 года в параллельном режиме работали энергосистемы 14 стран – бывших советских республик, т. е. больше, чем даже во время существования СССР.

 

РАО «ЕЭС России», в отличие от прошлых лет, смогло выплатить дивиденды за 1999 год: точно в срок, установленный общим собранием акционеров. При этом размер дивидендов более чем в 2 раза превысил уровень 1998 года и достиг 574 млн 737 тыс. руб.

 

С начала 2001 года РАО «ЕЭС России» полностью исключает неденежные формы расчетов в оплате за электро- и теплоэнергию. Согласно приказам РАО «ЕЭС России», оплата текущего потребления энергии и погашение накопленной задолженности потребителями должны производиться на 100% «живыми» деньгами либо векселями Сберегательного банка РФ.

 

Правительство РФ приняло постановление «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации», что позволило приступить к практической реализации мер по реформированию электроэнергетики. Именно этим документом на правительственном уровне были впервые одобрены основные направления реформы. В т. ч. демонополизация и развитие конкуренции в генерации и сбыте, обеспечение равного доступа всех потребителей и производителей к сетевой инфраструктуре, создание конкурентных рынков электроэнергии и благоприятных условий для строительства новых энергомощностей.

 

Благодаря «сделке века» – реструктуризации долга России перед Чехией с участием «Falcon» – проведена реструктуризация задолженности РАО «ЕЭС России» перед федеральным и местными бюджетами, а также внебюджетными фондами на сумму 58,4 млрд руб. Урегулированы долги перед поставщиками: «Газпромом» – на 18 млрд руб. и «Росэнергоатомом» – на 5,3 млрд руб.

 

По сравнению с 2000 годом налоговые перечисления в федеральный бюджет выросли в 2,2 раза, в местные бюджеты – в 1,5 раза.

 

В 2001 году был завершен этап антикризисного управления, РАО перешло к нормальному, неавральному режиму работы. Эти результаты позволили энергохолдингу, впервые за последние годы, пройти осенне-зимний максимум 2001-2002 годов без региональных энергокризисов.

 

В осенне-зимний максимум энергопредприятия РАО «ЕЭС России» вошли с самыми высокими за последние 5 лет запасами угля и мазута, на 30-40% превышавшими плановые. Все предприятия холдинга своевременно получили паспорта готовности.

 

2002 год – создание ФСК и Системного оператора. В ходе реформы в монопольных видах бизнеса созданы Федеральная сетевая компания, которая отвечает за надежность Единой национальной электрической сети, и Системный оператор, отвечающий за диспетчирование.

 

2003 год – Президент РФ подписал законы о реформе.

 

В марте Президент России подписал пакет законов о реформировании электроэнергетики. Таким образом, были приняты законодательные акты, определяющие развитие энергетики на десятилетия вперед. В них впервые в системном виде регулировались базовые экономические и технологические вопросы работы электроэнергетики, этапы предстоящих реформ и механизмы их реализации. Принятие законодательной базы считается официальным стартом реформы электроэнергетики страны.

 

Совет директоров на рабочем совещании единогласно утвердил Концепцию стратегии реформирования компании «5+5» на 2003-2008 годы. В концепции ясно говорится, что документ представляет собой предложения и предпочтения компании; окончательное решение по большинству вопросов, связанных с реструктуризацией отрасли и РАО «ЕЭС России» будет принято Правительством РФ, к компетенции которого это отнесено в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

 

В ходе реформы РАО «ЕЭС России» перешло на новую, дивизиональную систему управления. Была изменена организационная структура исполнительного аппарата головной компании. В нем были созданы Корпоративный центр, Центр управления реформой и 5 бизнес-единиц. Новая структура преследовала две цели. Первая – усиление бизнес-ориентации компании. Вторая – реформа, создание внутренних стимулов для подразделений компании для того чтобы продвигать реформу.

 

1 сентября 2006 года были запущены новые правила функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии. В новой модели осуществлен переход на систему регулируемых двусторонних договоров между покупателями и продавцами электроэнергии. Все объемы электроэнергии, не покрытые квотами по регулируемым договорам, начали торговаться по свободным нерегулируемым ценам. Участники рынка, заключающие свободные двусторонние договоры, сами определяют контрагентов, цены и объемы.

 

Правление РАО «ЕЭС России» приняло 5-летнюю инвестиционную программу энергокомпаний холдинга на 2006-2010 годы. Это дало старт новому, инвестиционному этапу реформы российской энергетики. В дальнейшем программа была пересмотрена в сторону увеличения. На сегодняшний день, инвестиционная программа РАО «ЕЭС России», которую нарекли «План ГОЭЛРО-2», предусматривает строительство до 2011 года свыше 30 тыс. МВт новых мощностей.

 

В том же году внеочередное общее собрание акционеров РАО «ЕЭС России» одобрило первую реорганизацию головного общества РАО «ЕЭС России». В ходе нее из РАО «ЕЭС России 2» должны быть выделены ОГК-5 и ТГК-5.

 

Старт размещениям допэмиссий – первая «ласточка» ОГК-5.

 

ОГК-5 завершило размещение дополнительных акций на фондовом рынке. В результате компания привлекала на инвестиционные цели 459 млн долл. и на эти деньги приступила к строительству нескольких новых энергоблоков. Помимо ОГК-5, в перечень пилотных проектов по размещению эмиссий дополнительных акций вошли ОГК-3, ОГК-4, Мосэнерго и ТГК-9.

 

В течение года были введены в эксплуатацию ключевые для ряда регионов энергетические объекты: Правобережная ТЭЦ и 2-й блок Северо-Западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге, 3-й пусковой комплекс Зеленчукской ГЭС в Черкесске, 4-й энергоблок Хабаровской ТЭЦ-3 в Хабаровске, 2-й блок Челябинской ТЭЦ-3.

 

2007 год – закончился процесс выделения из РАО «ЕЭС России» двух генерирующих компаний: ОГК-5 и ТГК-5. Первый этап реорганизации РАО «ЕЭС России» проходил по технологии совмещенной реорганизации. Из РАО «ЕЭС России» выделились промежуточные «ТГК-5 Холдинг» и «ОГК-5 Холдинг», с одновременным присоединением их к реальным ТГК-5 и ОГК-5 соответственно. В ходе первой реорганизации были отработаны, причем успешно, механизмы, которые легли в основу завершающей реорганизации РАО «ЕЭС России».

 

Правительство России приняло за основу Генеральную схему размещения энергомощностей до 2020 года. Документ был подготовлен с учетом спроса российских регионов, заявленных ими темпов энергопотребления и планов по размещению новых производств. Ключевые исполнители Генсхемы – энергокомпании РАО «ЕЭС России». Именно они, реализуя собственные инвестпрограммы, обеспечат строительство новых энергоблоков, электроподстанций и ЛЭП в ключевых регионах страны.

 

Отталкиваясь от потребностей 5-летней инвестпрограммы, РАО «ЕЭС России» подготовило и опубликовало Прогноз потребности в основном энергетическом оборудовании. Это детально проработанный сводный заказ для заводов-изготовителей – как отечественных, так и мировых.

 

Реализация инвестиционной программы предусматривает строительство современных парогазовых электростанций, для которых потребуется более 100 газовых турбин, свыше 70 паровых турбин, более 130 котлов-утилизаторов, свыше 70 паровых турбин для угольных блоков с ЦКС, 50 гидротурбин и 40 гидрогенераторов. Кроме того, сетевики предъявили спрос более чем на 150 трансформаторов для подстанций разных классов суммарной мощностью 50 тыс. МВА.

 

2007 год прошел под знаком размещения допэмиссий ОГК и ТГК. Первой в 2007-м стала ОГК-3, которая привлекла 3,1 млрд, продав 37,9% своих акций «Норильскому никелю 2». Цена размещения в 2 раза превысила уровень, который прогнозировали аналитики. Последующие размещения свидетельствовали о росте интереса инвесторов к российской электроэнергетике.

 

К концу года, благодаря размещению акций и продаже «госдолей» в ОГК и ТГК, от частных инвесторов было привлечено более 600 млрд руб.

 

Председатель Правительства России Михаил Фрадков подписал Постановление о практическом применении механизмов Киотского протокола в России, которое определило национальные процедуры проведения таких проектов. На тот момент, в портфеле РАО к регистрации были подготовлены более 40 проектов по повышению энергоэффективности и сокращению CO2.

 

РАО «ЕЭС России» продолжило выход из капитала энергосбытовых компаний. Среди претендентов на ЭСК – российские производственные и управленческие корпорации, многие из которых уже имеют опыт энергобытовой деятельности и соответствующие подразделения. Всего за год РАО «ЕЭС России» продало акции 22 энергосбытовых компаний, выручив за них 13 млрд руб.

 

В 2007 году РАО «ЕЭС России» продолжило практику заключения соглашений с администрациями субъектов федерации о совместной работе по развитию региональных энергосистем. В этот же период были заключены соглашения о взаимодействии с администрациями 14 регионов России.

 

Наиболее известной стала договоренность с властями Краснодарского края, т. к. выполнение сторонами взятых на себя обязательств напрямую связано с возможностью обеспечить электричеством строительство туристических и спортивных объектов к Сочинской Олимпиаде – 2014, а также провести собственно олимпиаду при свете и тепле.

 

Акционеры РАО «ЕЭС России» на заочном собрании одобрили вторую, завершающую реорганизацию головного общества. В результате преобразований РАО «ЕЭС России» прекратит свое существование к июлю 2008 года. Место РАО займут компании, созданные в ходе реформы отрасли: ОГК, ТГК, ФСК, МРСК и т. д. Именно их акции, вместо акций РАО «ЕЭС России», получат акционеры энергохолдинга.

 

Таким образом, холдинг РАО «ЕЭС России» владел до 2008 года 72% установленной мощности всех электростанций России и 96% протяженности всех линий электропередачи. В течение 15 лет энергокомпании холдинга РАО «ЕЭС России» обеспечивали не менее 70% выработки электроэнергии и треть производства тепла в стране. В 2007 году энергокомпании холдинга произвели 706,0 млрд кВт.ч. электроэнергии.

Цели и задачи реформы

Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии.

 

В 1990-е годы, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился; в то же время, процесс обновления мощностей практически остановился.

 

Основная цель реформирования электроэнергетики России – повышение эффективности предприятий отрасли, создание условий для ее развития на основе стимулирования инвестиций, обеспечение надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей.

 

В связи с этим в электроэнергетике России происходят радикальные изменения: меняется система государственного регулирования отрасли, формируется конкурентный рынок электроэнергии, создаются новые компании.

 

В ходе реформы меняется структура отрасли: осуществляется разделение естественно-монопольных (передача электроэнергии, оперативно-диспетчерское управление) и потенциально конкурентных (производство и сбыт электроэнергии, ремонт и сервис) функций, и вместо прежних вертикально-интегрированных компаний, выполнявших все эти функции, создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности.

 

Генерирующие, сбытовые и ремонтные компании в перспективе станут преимущественно частными и будут конкурировать друг с другом. В естественно-монопольных сферах, напротив, происходит усиление государственного контроля.

 

Таким образом, создаются условия для развития конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, а его участники конкурируют, снижая свои издержки.

 

Цели и задачи реформы определены постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 года № 526 «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации».

 

С учетом последующих изменений в нормативно-правовой базе цели и задачи реформирования были конкретизированы в «Концепции Стратегии ОАО РАО "ЕЭС России" на 2005-2008 гг. "5+5».

 

Формируемые в ходе реформы компании представляют собой предприятия, специализированные на определенных видах деятельности (генерация, передача электроэнергии и другие) и контролирующие соответствующие профильные активы. По масштабу профильной деятельности создаваемые компании превосходят прежние монополии регионального уровня: новые компании объединяют профильные предприятия нескольких регионов либо являются общероссийскими.

 

Так, магистральные сети переходят под контроль Федеральной сетевой компании, распределительные сети предполагается интегрировать в межрегиональные распределительные сетевые компании (МРСК), функции и активы региональных диспетчерских управлений передаются общероссийскому Системному оператору.

 

Активы генерации также объединяются в межрегиональные компании, причем 2 видов: генерирующие компании оптового рынка (оптовые генерирующие компании – ОГК) и территориальные генерирующие компании (ТГК).

 

ОГК объединяют электростанции, специализированные на производстве почти исключительно электрической энергии. В ТГК входят, главным образом, теплоэлектроцентрали (ТЭЦ), которые производят как электрическую, так и тепловую энергию. 6 из 7 ОГК формируются на базе тепловых электростанций, а одна («ГидроОГК») – на основе гидрогенерирующих активов. Тепловые ОГК построены по экстерриториальному принципу – в то время как ТГК объединяют станции соседних регионов.

 

Процесс реформирования АО-энерго начался в 2003 году с реализации нескольких пилотных проектов: реформирования ОАО «Калугаэнерго», ОАО «Орелэнерго», ОАО "Брянскэнерго», ОАО «Тулэнерго». Наиболее активно структурные преобразования начали осуществляться в 2004 году. Процесс реформирования затронул более 30 компаний. К апрелю 2004 года была завершена процедура реорганизации первой региональной энергокомпании – ОАО «Калугаэнерго», а к концу года разделены по видам деятельности 5 АО-энерго.

 

В том же 2004 году началось создание новых межрегиональных компаний. В последние месяцы 2004 года созданы (прошли государственную регистрацию) первые 3 ОГК и 2 ТГК. В тот же период (в октябре 2004 года) Совет директоров ОАО РАО «ЕЭС России» принял решение об учреждении 4 МРСК. В 2004 году также была практически сформирована новая вертикаль оперативно-диспетчерского управления: функции региональных диспетчерских управлений были переданы (за некоторым исключением) от АО-энерго Системному оператору.

 

В 2005 году процесс реформирования охватил большинство АО-энерго, причем значительная их часть к концу года была разделена. В этом же году учреждено большинство оставшихся межрегиональных компаний: к марту зарегистрирована последняя из 7 ОГК, к августу –13 из 14 ТГК, созданы 4 МРСК.

 

В декабре 2007 – январе 2008 года закончено формирование целевой структуры всех тепловых ОГК и ТГК, завершен первый этап консолидации ОАО «ГидроОГК».

 

Закончен процесс выделения сетевых компаний. На базе реорганизованных АО-энерго созданы все 56 магистральных сетевых компаний.

 

В 2007 году, в соответствии с решением совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» о переконфигурации МРСК от 27 апреля 2007 года и распоряжением Правительства России № 1857-р от 27 декабря 2007 года, число МРСК увеличено до 11 (без учета МРСК Дальнего Востока).

 

С 1 сентября 2006 года вступили в силу новые правила работы оптового и розничных рынков электроэнергии. На оптовом рынке электроэнергии (мощности) в результате введения с 1 сентября новых правил работы осуществлен переход к регулируемым договорам между покупателями и генерирующими компаниями, ликвидирован сектор свободной торговли (ССТ), запущен спотовый рынок – «рынок на сутки вперед» (РСВ).

 

К 2011 году, в соответствии с Постановлением Правительства России от 7 апреля 2007 года, предусматривается постепенная замена регулируемых договоров на свободные (нерегулируемые). Правила функционирования розничных рынков предполагают постепенную либерализацию розничных рынков электроэнергии параллельно с либерализацией оптового рынка, при сохранении обеспечения населения электроэнергией по регулируемым тарифам.

 

Таким образом, в ходе реформы исчезает прежняя, монопольная структура электроэнергетики: большинство вертикально-интегрированных компаний сходят со сцены; на смену им появляются новые компании целевой структуры отрасли.

История ОАО «Ленэнерго»

16 июля 1886 года император Александр III утвердил Устав «Общества электрического освещения», учрежденный Карлом Сименсом. Этот день принято считать началом «электрической» эры – датой основания ОАО «Ленэнерго».

 

Более чем вековая история энергокомпании – это отражение истории российского государства, со всеми ее плюсами и минусами: национализацией, планом «ГОЭЛРО», Великой Отечественной войной, восстановлением разрушенного хозяйства, застоем 1970-х и последовавшим за этим в конце XX века возвратом к принятым в цивилизованном мире принципам демократии, частной собственности, интеграции в мировое бизнес-сообщество.

 

16 (29) декабря 1917 «Общество 1886 года» национализировано. В 1919 году включено в ОГЭС – Объединение Государственных Электрических Станций. В 1922 году оно преобразовалось в трест «Петроток». В 1924-м его переименовали в трест «Электроток». А с 1932 года и до наших дней объединение носит название «Ленэнерго».

 

ОАО «Ленэнерго» во все времена было одним из самых прогрессивных энергетических предприятий страны. В 1897–1898 годах именно в Петербурге появляются первые в России стационарные электростанции: на Обводном канале (построена «Обществом электрического освещения 1886 года»), на Новгородской улице (Общество «Гелиос» из Кёльна) и на набережной реки Фонтанки (Бельгийское анонимное общество). А в 1907 году известный русский ученый Генрих Графтио проектирует и запускает в эксплуатацию «Трамвайную» электростанцию.

 

Реализация знаменитого плана «ГОЭЛРО» тоже начиналась на ленинградской земле. В 1922 году построена первая тепловая электростанция «Уткина заводь». В 1924-м от электростанции № 3 на Фонтанке к жилому дому был проложен первый теплопровод, что дало начало теплофикации в стране. 19 декабря 1926 года вошла в строй не только первая, но и самая мощная в те годы гидроэлектростанция страны – Волховская ГЭС.

 

В эти годы в «Ленэнерго» появляется первая в СССР линия электропередачи 110 кВ. В начале 1929-го Управление «Электротока» переехало в здание бывших Павловских казарм, где был оборудован первый диспетчерский пульт Ленинградской энергосистемы. 19 декабря 1933 года состоялся торжественный пуск Нижне-Свирской ГЭС: первой в мире электростанции, построенной на плывущем грунте – девонских глинах. Чтобы избежать возможной при таких условиях деформации сооружений, в их основание поместили массивную неразрезную бетонную плиту. Такое техническое решение было применено впервые в мире.

 

Энергия ГЭС передавалась в Ленинград на подстанцию Чесменская по впервые сооруженной в нашей стране линии электропередачи напряжением 220 кВ и протяженностью 240 км.

 

Первой электростанцией, которая полностью была построена без участия иностранных специалистов, и оборудование которой впервые было произведено на отечественных заводах, стала Дубровская ГРЭС.

 

В 1941 году в системе «Ленэнерго» было 20 предприятий: 6 тепловых электростанций, 3 гидростанции, сетевые и ремонтные предприятия. Общая электрическая мощность – 758,5 тыс. кВт, выработка электроэнергии – более 30 млн кВт/ч. Во время Великой Отечественной войны «Ленэнерго» понесло значительный ущерб: были утеряны 2/3 мощности энергосистемы. 8 сентября 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады.

 

Но, во многом благодаря самоотверженному труду и мужеству ленинградских энергетиков, город выстоял. Зимой 1942 года, по предложению «Ленэнерго», решено было восстановить и частично реконструировать Волховские линии 110 кВ и 35 кВ, а по дну Ладожского озера проложить в Ленинград 4 нитки кабеля напряжением 10 кВ.

 

Этот кабель, длиной более 100 км, собирали вручную. В сентябре 1942 года, благодаря этому уникальному техническому решению, энергетическая блокада была прорвана. Это позволило Ленинграду выстоять.

 

Уже в 1949 году энергосистема достигла довоенного уровня по мощности и выработке электроэнергии. В последующие годы строительство новых электростанций, развитие электрических и тепловых сетей продолжилось.

 

В 1964 году в электросетевом хозяйстве Ленинградской области произошла значительная реорганизация. 28 областных энергетических эксплуатационных управлений сельского хозяйства «Сельэнерго» были ликвидированы, а на их базе организованы 8 предприятий электрических сетей «Ленэнерго»,а также службы сельской электрификации и распределительных сетей. Так появились Выборгские, Гатчинские, Кингисеппские, Лодейнопольские, Лужские, Новоладожские, Пригородные и Тихвинские электрические сети.

 

В задачу новых предприятий входило электроснабжение сельскохозяйственного производства, промышленности и населения Ленинградской области. За первые 20 лет были построены 53098 км новых воздушных сетей напряжением 10 и 6 кВ, а также 31822 км сетей напряжением 0,5 кВ. Это вдвое превосходило протяженность сетей, принятых от областных «Сельэнерго». В 1967 году все колхозы и совхозы, а в 1975-м – все населенные пункты были электрифицированы.

 

С 1965 года началось формирование основной системообразующей электрической сети напряжением 330 кВ. Были введены подстанции «Восточная», «Чудово», «Южная» с линиями 330 кВ, обеспечивающими связь энергосистемы «Ленэнерго» с Объединенной энергетической системой Центра. Сооружена высоковольтная линия 750 кВ, освоены маслонаполненные кабели 10 и 220 кВ, проложены тепломагистрали с диаметром труб 1400 мм, проведена комплексная автоматизация производственных процессов, телемеханизация управления и многое другое.

 

В 1980 году, для увеличения экспорта электроэнергии в Финляндию, построен уникальный для того времени Выборгский преобразовательный комплекс, включающий Выборгскую преобразовательную подстанцию и 2 линии 400 кВ. Не имевший в то время аналогов, проект позволил ежегодно в течение 10 лет передавать до 4 млрд кВт/ч электроэнергии при базовой мощности до 600 МВт. На тот момент, это был самый высокий показатель в Европе.

 

В 1992 году, в результате приватизации, учреждено Открытое акционерное общество энергетики и электрификации «Ленэнерго», которое стало правопреемником Ленинградского производственного объединения энергетики и электрификации «Ленэнерго». 80–90-е годы ХХ века нанесли энергосистеме ущерб, который ощущается до сих пор. Неплатежи, взаимозачеты и последовавшие за этим сокращение ремонтных программ, а также замораживание строительства новых энергообъектов не могли пройти для отрасли незамеченными.

 

2000 год стал для Общества переломным. С 2000 по 2005 год в петербургской энергосистеме построены 5 новых системообразующих подстанций 110 кВ, реконструированы более 120 км тепловых и десятки тысяч километров электрических сетей.

 

8 апреля 2005 года на внеочередном Общем собрании акционеров ОАО «Ленэнерго» принято Решение о реорганизации предприятия в форме выделения, о порядке и условиях выделения, о создании новых Обществ, о распределении акций создаваемых обществ и о порядке такого распределения, об утверждении разделительного баланса.

 

ОАО «Ленэнерго» было реорганизовано путем выделения следующих компаний:

 
  • ОАО «Петербургская генерирующая компания»
  •  
  • ОАО «Северо-Западная энергетическая управляющая компания»
  •  
  • ОАО «Петербургская сбытовая компания»
  •  
  • ОАО «Петербургские магистральные сети».
 

Название «Ленэнерго» сохранила за собой распределительная сетевая компания, ставшая одной из крупнейшей среди аналогичных предприятий России.

 

Реформа – новый виток истории развития первой российской энергосистемы. Главная задача – адаптировать работу электроэнергетического комплекса к условиям рынка, в полной мере сохранив опыт, накопленный многими поколениями петербуржских энергетиков.

 

27 июля 2006 года председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс и Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко подписали «Соглашение о взаимодействии при реализации мероприятий для обеспечения надежного электроснабжения и создания условий по присоединению к электрическим сетям потребителей города Санкт-Петербурга».

 

Этот документ предусматривает беспрецедентные по своим масштабам инвестиции в развитие энергетического комплекса Северной столицы. Общая стоимость совместной программы, рассчитанной на период с 2006 по 2012 год, оценивается в 300 млрд руб. Объем инвестиций в развитие электросетевого комплекса ОАО «Ленэнерго» – 78 млрд руб.

 

9 июня 2007 года аналогичное Соглашение было подписано председателем правления РАО «ЕЭС России» Анатолием Чубайсом и Губернатором Ленинградской области Валерием Сердюковым. Объем финансирования по объектам ОАО «Ленэнерго» – более 26 млрд руб.

 

Только за 2007 год Санкт-Петербург получил 927 МВА дополнительных трансформаторных мощностей. Были построены сразу 4 новые подстанции 110 кВ – «Лахта», «Стрельна», «Осиновая Роща-2» и «ИКЕА-Парнас». Помимо строительства новых энергоисточников, выполнен большой объем работ по реконструкции на 11 действующих подстанциях с одновременным увеличением их мощности.

 

В 2007 году, в рамках мероприятий по изменению конфигурации межрегиональных сетевых компаний (МРСК), ОАО «Ленэнерго» получило статус самостоятельной МРСК.

 

В 2008-м размер уставного капитала ОАО «Ленэнерго» был увеличен с 785 до 1019 млн руб. за счет проведения дополнительной эмиссии в пользу города Санкт-Петербурга.

 

В результате Санкт-Петербург приобрел блокирующий пакет в уставном капитале Общества. Проведенная дополнительная эмиссия в пользу субъекта федерации – пример принципиально нового подхода к определению стратегии формирования распределительно-сетевых комплексов в России.

 

В 2009 году в ОАО «Ленэнерго» создана сеть клиентских центров, позволяющая развивать отлаженную и комфортную систему комплексного обслуживания потребителей региона. Открыты ЦОКи в Пушкинском, Выборгском, Кингисеппском, Гатчинском и Лужском районах Ленинградской области.

 

Построены новые энергоисточники: подстанция 110 кВ № 167 «Волковская», которая обеспечила надежное электроснабжение Фрунзенского и Московского районов Санкт-Петербурга. Фрунзенский радиус метрополитена и подстанцию 110/35/10 кВ № 322 «Вырица» в Гатчинском районе Ленинградской области – электроснабжение населенных пунктов: Вырица, Сусанино, Семрино, Кобралово, Новинка, Слудицы, Мины, Каушта и Красницы.

 

С 27 января 2009 года обыкновенные именные и привилегированные именные акции ОАО «Ленэнерго» включены в Котировальный список «А» второго уровня Фондовой биржи РТС. Это важный шаг в формировании инвестиционной привлекательности, информационной открытости и прозрачности компании, подтверждающий прочную позицию ОАО «Ленэнерго» среди ведущих компаний отрасли.

Реформирование ОАО «Ленэнерго»

Решение о реформировании ОАО «Ленэнерго» было принято внеочередным общим собранием акционеров Общества 8 апреля 2005 года. 1 октября 2005 года завершился решающий этап реорганизации компании. В соответствии с Законом РФ «Об электроэнергетике» и другими нормативно-правовыми актами, произошло разделение «Ленэнерго» по видам деятельности.

 

До недавнего времени ОАО «Ленэнерго» совмещало в себе производство (тепловые и гидроэлектростанции), транспорт (электрические сети высокого, среднего и низкого напряжения, а также тепловые сети) и сбыт (продажу) энергоресурсов.

 

После реорганизации за сохранившей бренд «Ленэнерго» компанией осталась функция передачи электрической энергии по сетям и присоединения новых потребителей к электросетевой инфраструктуре.

 

С 1 декабря из состава компании выделены и переданы в ОАО «Петербургские магистральные сети» линии электропередач высокого напряжения, относящиеся к единой национальной сети. В составе активов ОАО «Ленэнерго» остались распределительные электрические сети.

 

Выполнение остальных задач с 1 октября 2005 года взяли на себя вновь образованные компании, выделенные из «Ленэнерго» в самостоятельные акционерные общества:

 

ОАО «Петербургская генерирующая компания» осуществляет производство электрической и тепловой энергии, а также передачу и поставку тепловой энергии потребителям. В состав активов общества вошли электростанции ОАО «Ленэнерго» и тепловые сети. ОАО «Петербургская генерирующая компания» также переданы 100% акций ОАО «ЦПРП — ЭНЕРГОСЕРВИС», за которым закреплены функции проектирования, обслуживания и ремонта технологических комплексов энергетического оборудования.

 

Помимо этого, компании принадлежат 3,46% акций ОАО «Силовые машины — ЗТЛ, ЛМЗ, «Электросила», «Энергомашэкспорт» и 13,8% акций ОАО «Северо-Западная ТЭЦ». Генерирующие активы ОАО «Петербургская генерирующая компания», наряду с активами региональной генерирующей компании, созданной на базе ОАО «Колэнерго», и активами ОАО «Карелэнергогенерация», вошли в состав новой межрегиональной энергокомпании ОАО «ТГК-1».

 

ОАО «Петербургская сбытовая компания» осуществляет продажу электрической энергии потребителям на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Компании переданы активы структурного подразделения «ЭНЕРГОСБЫТ» ОАО «Ленэнерго» и 75% акций ЗАО «Петроэлектросбыт».

 

ОАО «Северо-Западная энергетическая управляющая компания» (ОАО «СЗЭУК») принадлежат 50% акций ЗАО «ЛЭИВО», активы Центра информационных технологий, Административно-сервисного предприятия ОАО «Ленэнерго», а также 21,6% акций ОАО «Петроэнергобанк». За СЗЭУК закреплены функции предоставления сервисных услуг в области информационных технологий.

 

Одним из ключевых принципов процесса реорганизации ОАО «Ленэнерго» является обеспечение прав и защита интересов акционеров и кредиторов.

 

Распределение имущества между новыми обществами проводилась в соответствии с разделительным балансом.

Новый этап в развитии ОАО «Ленэнерго»: RAB-регулирование

В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Распоряжением Правительства РФ от 19.01.2010 № 30-р с 01.01.2011 ОАО «Ленэнерго» переходит на RAB-регулирование.

 

Справедлив вопрос: что такое RAB-регулирование?

 

RAB (Regulatory Asset Base – регулируемая база инвестированного капитала) – это система долгосрочного тарифообразования, основной целью которой является привлечение инвестиций в расширение и модернизацию инфраструктуры.

 

Мировая практика показала, что регулирование тарифов в электросетевом комплексе на основе методологии RAB имеет ряд преимуществ для подобных компаний и потребителей перед действующей сейчас системой «затраты плюс».

 

Компании в системе RAB получают гарантированный возврат инвестиций и доход на инвестиции, достаточный для обслуживания кредитов и получения прибыли. Кроме этого, они получают стимул к снижению издержек, так как сэкономленные средства остаются в компании – в отличие от исторически применяемой в России системы «затраты плюс».

 

С точки зрения потребителей, достоинствами системы RAB являются повышение надежности энергоснабжения и качества предоставляемых услуг за счет новых инвестиций.

 

По итогам 2008 года, в рамках подготовки к внедрению в России нового метода регулирования тарифов RAB, в ФСТ были утверждены Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, определены нормы доходности на инвестированный капитал. Правительство внесло поправки в законодательную базу «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ». Это обеспечило возможность широкого применения в России новой методики формирования тарифа.

 

 

Преимущества тарифа

 

Для региона

 

Ввод новых мощностей и строительство сетей обеспечит возможность технологического присоединения новых потребителей, а значит, будет создана база для развития абсолютно всех отраслей и организации новых рабочих мест. Сложатся все условия для улучшения благосостояния региона. Развитая сетевая инфраструктура позволяет открывать новые предприятия, расширять производственные мощности, строить комфортное жилье.

 

Для бизнеса

 

Согласно новой методике, все финансовые вложения и акционеров компании, и инвесторов будут возмещены. К тому же, вкладчик получит гарантированный доход. Процент этого дохода устанавливается органами государственного регулирования цен и тарифов при установлении уровня тарифа по методу RAB.

 

Для потребителей

 

Эксперты сравнивают новую форму тарифа с ипотекой. Сделать разовые вложения в развитие и обслуживание сетей, которые обеспечат каждому из нас надежную доставку электроэнергии на всю оставшуюся жизнь, достаточно сложно. А платить в рассрочку, как при ипотеке – вполне по силам.

 

При новой методике тарифообразования энергокомпания находит необходимые средства, которые, по согласованию с органами тарифного регулирования, уже сегодня готова вложить в наше комфортное будущее, а мы на протяжении всего времени пользования электрической энергией будем рассчитываться за нее по вполне приемлемой, установленной государством цене.

 

Для сетевой энергокомпании

 

При установлении тарифа, основанного на методе возврата и доходности вложенного капитала, у энергокомпаний появляется возможность привлечения дополнительных инвестиций за счет кредиторов.

 

Оценку собственных капиталовложений компании осуществляют независимые эксперты. Основным критерием оценки должна стать справедливая или реальная рыночная цена, которая потребовалась бы для строительства энергообъектов. За счет гарантированного государством процента доходности на вложенный капитал у энергокомпании появляется источник дополнительных поступлений, которые будут направлены на дальнейшее развитие сетевой инфраструктуры.

 

С учетом того что тариф устанавливается на 3-5 лет, электросетевые компании смогут прогнозировать свои расходы и доходы сразу на несколько лет вперед. Появляется возможность планомерно снижать критичный процент износа оборудования.

 

 

Опыт применения системы за рубежом и в России

Впервые методика тарифообразования на основе регулируемой базы инвестированного капитала (RAB) была применена в Великобритании в конце 1980-х годов в процессе приватизации электросетевого комплекса и либерализации рынка электроэнергии. Тогда государство выделило 14 сопоставимых по размерам распределительных сетевых компаний и предложило ввести данную систему.

 

RAB-регулирование оказалось очень эффективным: энергокомпании существенно сократили свои издержки при одновременном увеличении инвестиций в отрасль. Потому-то система RAB в мире считается образцом тарифного регулирования в первую очередь для распределительных электрических сетей, систем водоснабжения и связи.

 

В середине 1990-х годов на RAB перешли Канада, США, Австралия и многие страны Западной Европы; правда, в каждой стране – со своими особенностями. Европейский Союз в 2002 году обязал страны Восточной Европы применять RAB-регулирование при установлении тарифов для монополий, и RAB пришел в Чехию, Словакию, Венгрию, Польшу, Румынию, Болгарию и ряд других государств.

 

В России работа над новой моделью тарифного регулирования началась в профильных ведомствах, и в первую очередь – в Минэкономразвития, еще в период реформирования электросетевого комплекса страны (в 2003-2005 годах).

 

Аналогично Великобритании, в нашей стране в процессе реформирования созданы 11 сопоставимых по масштабам межрегиональных распределительных сетевых компаний. Были проведены необходимые исследования, разработаны методические рекомендации, подготовлена законодательная база, и в июне 2008 года Премьер-министр России Владимир Путин подписал в новой редакции Постановление Правительства РФ об основах ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии (Постановление Правительства РФ № 109).

 

Работа над проектом Постановления велась больше двух лет, и оно является примером внедрения передового международного опыта в российскую систему регулирования. Тогда же на государственном уровне было принято решение опробовать новый метод тарифообразования в ряде регионов, а к 2011 году завершить переход на RAB-регулирование всех электросетевых компаний страны.

 

Первыми в России на новую методику тарифообразования (с января 2009 года) перешли Астраханская, Белгородская, Липецкая, Ростовская, Рязанская, Тверская, Тульская и Курганская области, а также Пермский край.

Электроэнергетика и малый бизнес

Взаимоотношения предпринимателей с поставщиками электрической энергии уже не первый год напоминают военные действия, в ходе которых представителям малого бизнеса изредка удаются локальные победы, но, в целом, они всегда проигрывают.

 

Взаимодействие энергетиков и малого предпринимательства – одно из главных направлений в деятельности Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

 

В минувшем году в Доме предпринимателя состоялось расширенное совещание Общественного Совета, посвященное внесению изменений и дополнений в Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 832 от 08.07.2008 «О содействии развитию малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге». Основной вопрос, который обсуждался в рамках данного Постановления Правительства, – изменения существующих условий договора на энергоснабжение:порядок расчета, уплата авансовых платежей, порядок взимания штрафов и пеней.

 

В мероприятии приняли участие: председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели, представители Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, а также руководители сбытовых компаний и предприниматели города.

 

На заседании было отмечено, что в 2009 году и на федеральном, и на региональном уровнях велась работа по упрощению условий присоединения субъектов малого бизнеса к электрическим сетям. Много было сделано и Общественным Советом по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. На заседаниях «рабочей группы», которая была создана при Комитете по энергетике и инженерному обеспечению, рассматривались наиболее сложные вопросы, касающиеся взаимодействия энергетиков и малого бизнеса.

 

В результате такой работы 17 июня 2009 года был принят упрощенный «Порядок присоединения энергопринимающих устройств субъектов малого бизнеса к электрическим сетям с объемом присоединяемой мощности до 100 кВт (с учетом ранее присоединенной мощности) и заключения договора энергоснабжения на территории Санкт-Петербурга», предусматривающий период подключения в 172 дня.

 

Кроме того, на федеральном уровне были внесены изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрическим сетям. И теперь плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), устанавливается исходя из стоимости мероприятий по технологическому присоединению в размере не более 550 руб. То есть, установлена конкретная цена.

 

Помимо этого, для субъектов малого и среднего предпринимательства при присоединении энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 15 кВт и до 100 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) оплата технологического присоединения может осуществляться с рассрочкой на срок до 3 лет с даты фактического присоединения с внесением авансового платежа в размере 5% размера платы за технологическое присоединение.

 

Внесение платежей осуществляется ежеквартально равными долями от общей суммы рассрочки с даты фактического подписания сторонами акта об осуществлении технологического присоединения.

 

Отмечая положительные тенденции в сфере взаимодействия малых предприятий с энергоснабжающими организациями, Андрей Сорочинский, в то время являющийся заместителем председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению, выразил надежду на то, что и в новом году будет вестись усиленная работа по внесению изменений и дополнений в федеральное и региональное законодательство.

 

– Если говорить о том, что было сделано в прошлом году, то, в первую очередь, нужно отметить Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 832, согласно которому, гарантирующие поставщики электроэнергии начали использовать новую форму договора. На мой взгляд, этот документ упростил взаимоотношения представителей малого бизнеса с гарантирующими поставщиками.

 

Нельзя не отметить и ту работу, которую мы провели с Общественным Советом по согласованию упрощенного «Порядка присоединения энергопринимающих устройств субъектов малого бизнеса к электрическим сетям с объемом присоединяемой мощности до 100 кВт (с учетом ранее присоединенной мощности) и заключения договора энергоснабжения на территории Санкт-Петербурга».

 

Конечно, Порядок присоединения носит рекомендательный характер, но, тем не менее, все организации и комитеты, его подписавшие, обязались выполнять его условия. Самое важное, что есть в этом документе, – последовательность прохождения документа и конкретные сроки, в течение которых этот документ может находиться в той или в иной инстанции. И я считаю, что это уже что-то.

 

На мероприятии присутствовали и представители сбытовых компаний. Алексей Муровец – заместитель директора Курортного филиала ООО «Энергия Холдинг» – отметил, что договор, который подписывают потребители электрической энергии, – типовой, и он не в чем не противоречит действующему законодательству.

 

– У нас публичный договор, который распространяется на всех потребителей, и представители малого бизнеса какими-либо льготами не облагаются. Но, учитывая сегодняшнюю тенденцию – всестороннюю поддержку малого бизнеса, вполне возможно, что в ближайшее время такие льготы появятся.

 

– Тем более что Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 832 «О содействии развитию малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге» уже существует. В любом случае, если предприниматели хотят дополнить или изменить договор, мы готовы это сделать, оформив протокол разногласий.

 

(Условия договора, права и обязанности потребителей электрической энергии и гарантирующих поставщиков утверждены Постановлением Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»).

 

Что касается размера ежемесячного авансового платежа, то он прописан в п.4.3 договора и соответствует цене ежемесячной заявленной энергии. Кроме того, в приложении к договору в киловатт/часах указаны месячные величины, установленные в соответствии с Гражданским кодексом и Постановлением Правительства № 530, поскольку никто, кроме населения, не может потреблять электроэнергию в любом количестве.

 

Соответственно, каждая организация должна планировать свой объем и подавать заявку на электропотребление, исходя из конкретных потребностей. Естественно, без обеспечения исполнения обязательств, которые предусмотрены Гражданским кодексом в виде неустойки, никто эти договорные величины соблюдать не будет.

 

Наталья Краснова, начальник договорного отдела ОАО «Петербургская сбытовая компания» обратила внимание предпринимателей на очень важный документ, который был принят в конце прошлого года и благодаря которому меняется порядок расчета и уплаты авансовых платежей.

 

Речь идет о Постановлении Правительства РФ № 816 от 17.10.2009 «О внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации в части совершенствования порядка расчетов за электрическую энергию (мощность), тепловую энергию и природный газ».

 

По мнению г-жи Красновой, данный документ устанавливает для предпринимателей достаточно льготный порядок авансирования платежей за пользование электрической энергией.

 

Подводя итоги совещания, состоявшегося 24 февраля 2010 года, Елена Церетели высказала пожелание продолжить работу по совершенствованию законодательства, регулирующего взаимоотношения предпринимателей со сбытовыми компаниями, а также над упрощением типового договора.

 

А 16 декабря того же года, на пленарном заседании VIII Форума малого предпринимательства, была принята Резолюция, в которую вошли очередные предложения предпринимателей, касающиеся сферы доступа малых предприятий к энергоресурсам.

 

Обсуждению положений Резолюции было посвящено расширенное заседание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга, а также энергосбытовых компаний города, которое состоялось 9 февраля 2011 года.

 

В мероприятии приняли участие:

 
  • Светлана Мельникова – заместитель председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга;
  • Андрей Зыков – директор по технологическому присоединению по Санкт-Петербургу ОАО «Ленэнерго»;
  • Евгений Криличевский – генеральный директор ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ»;
  • Максим Шаскольский – управляющий директор ОАО «Петербургская сбытовая компания»;
  • Кирилл Соловейчик – заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли;
  • Екатерина Миришова, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о государственном и муниципальном контроле Прокуратуры Санкт-Петербурга;
  • Елена Федорова – начальник Управления координации деятельности районных агентств Комитета по управлению городским имуществом.
 

Открывая заседание, Елена Церетели, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, выразила благодарность «Петербургской сбытовой компании» за подготовку и издание методических материалов по заключению договора энергоснабжения.

 

Следуя данной «памятке», предприниматели смогут избежать типичных ошибок, связанных с порядком заключения соответствующих договоров. Отдельная глава методических материалов посвящена ответам на наиболее часто встречающиеся вопросы.

 

После небольшой «презентации» участники заседания перешли к обсуждению положений Резолюции VIII Форума малого предпринимательства Санкт-Петербурга. Их представил Александр Горюнов – член Совета Санкт-Петербургского регионального отделения общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России».

 

Он пояснил, что в основу Резолюции легли предложения, выработанные предпринимателями на «круглом столе», организованном в рамках VIII Форума малого предпринимательства.

 

– Одна из главных проблем в сфере доступа малых предприятий к энергоресурсам – это отсутствие возможности воспользоваться льготой при подключении. В связи с чем мы считаем необходимым инициировать обращениеПравительства Санкт-Петербурга в Государственную Думу РФ с предложением внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 № 334 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям».

 

– Мы считаем, что данную льготную норму необходимо распространить и на случаи присоединения к электросетям домов при наличии технической возможности.

 

На наш взгляд, для оптимизации работы малого бизнеса необходимо предпринять ряд шагов и на региональном уровне:

 
  • Прокуратуре Санкт-Петербурга обеспечить контроль за реализацией Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2009 № 334 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям» в части внесения изменений в статью 17 Правил технического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электросетям;
  • КУГИ Санкт-Петербурга признать, что все объекты имущества Санкт-Петербурга подключены к системе энергоснабжения с минимальной мощностью 3 кВт и более;
  • энергосбытовым компаниям и ОАО «Ленэнерго» признать, что первоначально выданная мощность остается за помещением в случае смены собственника;
  • энергосбытовым компаниям исключить из типового договора положение об ограничении возможности по заключению субабонентских договоров;
  • запретить энергоснабжающим организациям отключать от электроснабжения потребителей, не имеющих задолженности по текущим платежам.
 

После представления положения Резолюции обсудили предприниматели, в том числе и собственники помещений, расположенных на территории 55-го металлообрабатывающего завода.

 

Их выступления прокомментировала Екатерина Миришова:

 
  • В прокуратуру города неоднократно поступали обращения от субъектов предпринимательской деятельности, депутатов Законодательного собрания, от представителей Администрации города и даже депутатов Государственной Думы (декабрь 2010 года) по одному и тому же вопросу – решить судьбу предпринимателей 55-го металлообрабатывающего завода.
  • Прокуратура провела тщательную проверку всех фактов, изложенных в обращениях. В результате мы установили, что объекты недвижимости, расположенные на территории 55-го металлообрабатывающего завода, были куплены без энергопринимающих устройств и так называемых «точек присоединения».
 

О чем свидетельствует данная история? О том, что при покупке объектов недвижимости нужно внимательно изучать договор и его условия. Дабы избежать подобных тупиковых ситуаций.

 

В конце декабря 2010 года состоялось совещание при Главе Администрации района, и была достигнут договоренность о том, чтобы на границе земельного участка 55-го МОЗа можно сделать точку присоединения. Но понятно, что в этом случае предпринимателям придется пойти на определенные финансовые затраты…

Заседание продолжила Светлана Мельникова. Она согласилась с тем, что проблем у предпринимателей много и решать их нужно, в том числе, и посредством подобных встреч:

 

– Все вопросы, которые сегодня прозвучали, нам прекрасно известны, и мы с ними работаем. На некоторые я постараюсь ответить сейчас.

 

Что делать с мощностью, если изменился собственник помещения? Законом четко продекларировано: при смене собственника в помещении повторное технологическое подключение не требуется. На это же в своих методических указаниях ссылается и Федеральная служба по тарифам.

 

Но… И здесь нужно быть очень внимательным. В статье 26 Федерального закона «Об электроэнергетике» и в других документах говорится, что при смене собственника помещения новый владелец должен своевременно уведомить об этом сбытовую компанию. На практике это происходит крайне редко и, как следствие,предприниматели оказываются без электричества.

 

Еще один важный момент.У «старого» собственника есть право продать энергопринимающее устройство отдельно от помещения. Более того: Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств № 861 разрешают владельцу помещения перераспределить данную мощность в пользу третьих лиц. И сетевым компаниям проконтролировать данную ситуацию очень сложно. Поэтому я рекомендую предпринимателям, при приобретении помещения, составить соответствующий акт и о передаче мощности. И затем уведомить об этом сбытовую компанию.

 

Если вы все сделаете правильно, проблем не будет. А в случае, если вам предлагают подключиться повторно и заплатить за это немалые деньги, обращайтесь к нам, и мы вместе будем разбираться. Мы готовы рассматривать каждую конкретную ситуацию.

 

Теперь мне хотелось бы ответить на вопрос, связанный со сменой собственника.

 

В подавляющем большинстве случаев, проблема состоит не в том, что сменился собственник, и с предпринимателя повторно хотят получить деньги за технологическое подключение. Суть проблемы – в том, что собственник сменился и, уходя, забрал с собой мощность. Это типичная ситуация, и она как раз и имела место на 55-м МОЗе, о котором сегодня не раз упоминали.

 

Важно понимать, что повторное технологическое подключение не осуществляется в том случае, если предыдущим собственником была проведена процедура технологического подключения. Но возможен и вариант, когда это сделано не было. И тогда, естественно, предпринимателю необходимо «подключиться».

 

В наш комитет часто обращаются и с таким вопросом: каким образом получить мощность на помещение, находящееся в жилом доме?

 

Ситуация понятна: имеется многоквартирный жилой дом и в нем – встроенное нежилое помещение, которое, как правило, сдается в аренду или находится в собственности у предпринимателей. В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ, общедомовые сети являются общим имуществом владельцев (собственников) помещений, расположенных в этом доме.

 

И что получается? Предприниматели хотят получить технологическое подключение на встроенное нежилое помещение, находящееся в жилом доме. Это невозможно. Мощность выделена на целый дом, и на отдельное помещение ее вам не выделят.

 

Данное положение регулируется на федеральном уровне соответствующими законами и нормативными актами, и пока не будет принят какой-то иной закон, изменить данную ситуацию нельзя.

 

Что касается реализации Постановления Правительства № 334. На мой взгляд, льготная норма нужная, но она действительно пока не получила распространение. Почему? Потому что под те ограничения, которые установлены данным документом – 550 руб. и 15 кВт – подпадает очень малая часть предприятий. А вот если вы соответствуете требованиям, вас обязаны подключить по льготному тарифу.

 

Постановлением Правительства № 334 установлена также норма, касающаяся рассрочки оплаты за присоединение. И очень многие предприниматели обращаются к нам с жалобами на то, что им не дают эту самую рассрочку. Почему?

 

Да потому, что о рассрочке вы должны заявить сами, а не сбытовая компания. Почти во всех случаях, когда предприниматели обращаются к нам с заявлением о том, что им не дали рассрочку, выясняется, что они о ней не заявляли. А это ваша обязанность. При заключении договора вы должны поинтересоваться: а полагается ли вам рассрочка? Это, повторюсь, ваша обязанность, а не чья-то. Будьте внимательны к своим требованиям – и тогда у вас все получится.

 

И последнее, о чем я хотела бы сказать, – это о земельных участках, выставленных на торги. Каждый участок имеет проект планировки и межевания; есть информация и о наличие и отсутствии мощностей. Это обязательные условия для выставления участка на торги. И каждый участник торгов имеет возможность ознакомиться с данной информацией и сделать соответствующие выводы.

Елена Федорова дополнила выступление заместителя председателя Комитета по энергетике и инженерному обеспечению Правительства Санкт-Петербурга:

 

– КУГИ, заключая договор аренды на нежилое помещение, всегда пишет, что у нас нет возможности предоставить мощность. Мы сдаем в аренду только помещение. Конечно, это был бы идеальный вариант – если бы мы сдавали в аренду помещения с минимальной мощностью, но, повторюсь, пока такой возможности у нас нет.

 

Добавлю, что за те 3 года, в течение которых я являюсь начальником Управления координации деятельности районных агентств КУГИ, я не получила ни одного заявления от предпринимателей, связанного с данной проблемой. Другое дело, что можно оспорить коэффициент, который мы устанавливаем на то или иное помещение.

 

В конце 2009 года вышло Распоряжение Правительства № 1830-р и, в соответствии с ним, Комитет по энергетике берет на себя функции, которые раньше были возложены на предпринимателей. То есть они сами теперь «собирают» согласования всех сетевиков. И дается им на это всего 18 дней.

 

То есть если раньше вы, решив взять в аренду какой-то земельный участок, собирали все необходимые документы и согласования сами, то теперь этим занимается Комитет по энергетике и инженерному обеспечению. На мой взгляд, это достаточно серьезная помощь предпринимателям.

Представители сбытовых компаний, участвующих в мероприятии – ООО «ЭНЕРГИЯ ХОЛДИНГ» и ОАО «Петербургская сбытовая компания», – отметили конструктивный разговор, который состоялся во время встречи, и поблагодарили председателя Общественного Совета за хорошую организацию заседания. Они также предложили создать в Доме предпринимателя общественную приемную и консультировать предпринимателей по наиболее спорным вопросам.

После их выступления Елена Церетели подвела итог мероприятию:

 

– Сегодня мы обсудили много вопросов и получили немало ответов. Еще раз отмечу главные позиции.

 
  1. Постановление № 334 работает, но пока предоставленной льготой воспользовались лишь единицы. В помощь тем предпринимателям, которым непонятен механизм реализации данного документа, юридической службой Общественного Совета будет разработана соответствующая «памятка».
  2. В случае перехода права собственности на помещение, энергопринимающее устройство или объекты должны оставаться за новым владельцем – но при условии оформления соответствующего акта и уведомления сбытовой компании.
  3. Сегодня мы узнали о том, что в ОАО «Ленэнерго» происходят важные события, которые могут самым серьезным образом отразиться на предпринимателях. Нам важно знать подробност и поэтому мы собираемся в ближайшее время провести «круглый стол» на данную тему.
 

4. И, наконец, главный итог сегодняшнего заседания: сбытовые компании открыты для общения с предпринимателями. И в подтверждение этого раз в месяц они будут проводить консультации по самым актуальным вопросам, связанным с энергоснабжением. Заседания будут проходить в Доме предпринимателя. Информацию о дне и часах приема мы разместим на сайте Общественного Совета.

Материал подготовлен Лейлой Церетели

Нормативно-правовая база:

  1. Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  2. Распоряжение Правительства РФ от 19 января 2010 года № 30-р;
  3. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2009 года № 750 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 года № 520»;
  4. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2004 года № 109 «О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации»;
  5. Приказ ФСТ России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке»;
  6. Приказ ФСТ России от 26 июня 2008 года № 231-э «Об утверждении методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала»;
  7. Приказ ФСТ России от 23 сентября 2008 года № 192-э/4 «Об утверждении порядка согласования Федеральной службой по тарифам предложений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов, касающихся перехода к регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала»;
  8. Постановление Правительства РФ № 530 от 31.08.2006 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»;
  9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 года № 1830-р «О плане мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в Российской Федерации, направленных на реализацию Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информационные источники, использованные в работе:

 

    Важные новости