Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Визитная карточка
№7
сентябрь
2018

Если Вам нужен бухгалтер…Комментарий Олега Степченкова

Бухгалтерия – неотъемлемая часть любого серьезного бизнеса. Именно поэтому руководителям малых предприятий и индивидуальным предпринимателям необходимо ориентироваться в возможных способах ведения бухгалтерского учета. А разобраться в этом читателям «Вестника предпринимателя Санкт-Петербурга» поможет Олег Степченков – директор по развитию консалтинговой группы «АС».

– Первое, на что нужно обратить внимание, – это на Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Статья 7 «Организация ведения бухгалтерского учета» пункта 1 гласит: «Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта». То есть за ведение бухгалтерского учета в компании отвечает, прежде всего, директор.

Чаще всего бухгалтерский учет на предприятии ведется силами штатного бухгалтера. По сути, это главный бухгалтер, который выполняет все работы самостоятельно (работа с первичными документами, работа с банк-клиентом, расчет заработной платы, подготовка и сдача отчетности). В этом случае так и говорят – «бухгалтер в одном лице».

Если же документооборот компании превышает возможности главного бухгалтера по его обработке, то в организации присутствуют помощники главбуха. Это может быть бухгалтер по работе с первичной документацией или по работе с банк-клиентом, или по учету ТМЦ и так далее.

Это традиционный взгляд на организацию ведения бухгалтерского учета. Подобная организация работы встречается в различных сферах бизнеса: оптово-розничной торговли, производстве, строительстве или в услугах. Если в течение всего времени работы компании бухгалтер не меняется, нареканий со стороны контролирующих органов нет, то директор компании считает, что в бухгалтерия у него – в полном порядке, и концентрирует внимание на иных аспектах своего бизнеса.

Но случается и так, что бухгалтер увольняется, уходит в декретный отпуск, переезжает в другой город… В этом случае возникает вопрос: искать нового бухгалтера или прибегнуть к альтернативным способам ведения бухгалтерского учета? Какие же варианты существуют? Можно ли вообще обойтись без бухгалтера?

Сейчас возможны 2 формы организации финансового учета. Назовем их «с бухгалтером» и «без бухгалтера».

Формат «с бухгалтером» подразумевает наличие штатного сотрудника. Один из вариантов такой организации бухгалтерского учета – «приходящий бухгалтер». По сути, это штатный сотрудник, но работающий неполный рабочий день или удаленно.

Еще один формат работы «с бухгалтером» – бухгалтерский аутсорсинг. Это выполнение бухгалтерских функций силами стороннего бухгалтера, но в рамках действующего договора с бухгалтерской компанией. Порой между «приходящим бухгалтером» и бухгалтерской компанией ставят знак равенства, но отличия есть. Бухгалтерская компания работает по договору и, как правило, располагает целым штатом бухгалтеров, аудиторов, юристов.

Формат «без бухгалтера». В настоящее время все большую популярность набирают специальные онлайн-сервисы для ведения бухгалтерии. В этом случае руководитель /предприниматель может решать все бухгалтерские задачи самостоятельно.

Сегодня онлайн-сервисы активно разрабатываются банками и предлагаются как сопутствующие услуги. Например, это любые бесплатные (или с небольшой стоимостью) бухгалтерские сервисы таких банков: «Альфа Банк», «Точка», «Сбербанк», «Модульбанк» и другие.

Конечно, есть сервисы, которые разработаны и вне банковских учреждений. Например, такие: «Мое дело», «Фингуру» и другие. Необходимо заметить, что сейчас услугу «онлайн-бухгалтерия» предлагают в расширенном формате: совместно с бухгалтерским аутсорсингом. Что под этим подразумевается? Существуют 2 формата работы: «онлайн-сервис», где предприниматель самостоятельно вносит необходимые данные о деятельности своей организации или ИП в программу; далее программа формирует отчеты и отправляет их в контролирующие органы. И бухгалтерский аутсорсинг (также работают и бухгалтерские компании, см. выше) – более расширенный сервис, предлагающий работу с первичными документами, с банк-клиентом, консультацией бухгалтера.

Какой вариант организации бухгалтерского учета выбрать? Для этого необходимо взвесить плюсы и минусы каждого варианта.

Чаще всего учет в организации ведут штатные бухгалтеры. Безусловно, наличие штатного бухгалтера гарантирует психологический комфорт руководителю. Не случайно, когда общаешься с директором компании, находящемся в поиске бухгалтера, то сразу слышишь: «Мне нужен свой бухгалтер. Бухгалтер, который будет работать только на благо моей компании!».

Но это – в идеале. А на практике работодатель, как минимум, переплачивает: налоги с ФОТ, оборудование и содержание рабочего места бухгалтера, покупка и обновление программ, оплата отпуска и больничных – практически двойной оклад бухгалтера. В этой связи «приходящий бухгалтер» обойдется дешевле: заработная плата ему будет начисляться за неполный рабочий день или работу удаленно. А для уверенности руководителя в правильности ведения учета в организации рекомендуем не реже 1 раза в год проводить экспресс-проверку состояния учета – естественно, силами стороннего аудитора. Адекватный бухгалтер всегда с пониманием отнесется к такой проверке.

Бухгалтерский аутсорсинг – передача непрофильных функций, в данном случае бухгалтерского учета, сторонней организации. Как правило, бухгалтерские компании (аутсорсеры) располагают штатом квалифицированных сотрудников, а это значит, что даже самый сложный бухгалтерский вопрос не останется без ответа. Это работа по договору, в котором можно зафиксировать ответственность сторон в случае неисполнения ими своих обязательств.

Важно отметить, что стоимость бухгалтерских услуг не будет кардинально отличаться от зарплаты бухгалтера за ту же работу, но в совокупном выражении приведет к экономии. При выборе бухгалтерской компании рекомендуем: а) запросить контакты одного-двух клиентов и получить у них отзыв о работе компании, б) зафиксировать в договоре все обязанности бухгалтерской компании и ответственность за возможное их неисполнение.