Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
Май
№3

Развитие конкуренции в России и Санкт-Петербурге

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О защите конкуренции» (ред. от 23.04.2018) 26 июля 2006 года. С этого времени в Российской Федерации начался новый этап развития антимонопольного законодательства.

Федеральный закон № 135-ФЗ определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1) монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2) недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации.

Следующий важный этап – это Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2017 года № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции». Он имеет стратегический характер: данным указом утвержден Национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы, представляющий собой среднесрочный план развития конкуренции на федеральном уровне: кроме того, предусматриваются ключевые показатели по развитию конкуренции на ближайшие 3 года. Указом за № 618 определен также программно-целевой подход к реализации государственной конкурентной политики в регионах.

Заседание Государственного Совета

Под председательством Владимира Путина в Кремле 5 апреля 2018 года состоялось заседание Государственного совета по вопросу приоритетных направлений деятельности субъектов Российской Федерации по содействию развитию конкуренции в стране.

Владимир Путин, открывая мероприятие, отметил, что справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны.

– Тема нашего заседания – развитие конкуренции в стране. Хочу сразу сказать: это одно из ключевых направлений нашей работы. Без решения задач в этой сфере ничего мы с вами не сделаем, ни одна из задач достигнута быть не может.

Еще раз подчеркну, что фундаментальная значимость конкуренции определена Конституцией России.

Справедливая и честная конкуренция – это базовое условие для экономического и технологического развития, залог обновления страны, ее динамичного движения вперед во всех сферах жизни.

Начну с правового регулирования в этой области. В целом, оно соответствует мировым стандартам. За последние годы приняты 4 пакета антимонопольных законов. Главное – обеспечить их надлежащую правоприменительную практику.

Пока, к сожалению, в сфере конкуренции немало случаев прямого игнорирования законов, особенно со стороны местных властей. Считаю важнейшей задачей реализацию так называемых проконкурентных подходов в деятельности органов власти.

Смотрите, что у нас на практике происходит. В общем количестве нарушений антимонопольного законодательства со стороны федеральных органов власти в 2017 году число общих нарушений составляет 1,2%, а региональными и муниципальными органами власти – 98,%. О чем это говорит? О том, что в стране должного значения этому не придается. Мы считаем, что это ерунда какая-то, что ничего страшного, надо порадеть родному человечку, условно говоря, своим фирмешкам – ГУПам, МУПам… Я еще об этом скажу.

На самом деле ущерб для экономики страны – колоссальный. Мы его просто не ощущаем, не чувствуем, но он большой.

Сейчас ФАС готовит пятый законодательный пакет, но вместе с законодательством должна меняться и управленческая логика. Считаю важнейшей задачей реализацию так называемых проконкурентных подходов в деятельности органов власти...

Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев отметил, что внедрение стандарта развития конкуренции в регионах не принесло существенных результатов.

- Очень важный момент: все регионы у нас очень разнообразны, поэтому из всего количества показателей, которых оказалось в результате и окажется 42, можно выбрать 80% показателей. У кого-то нет портов, кто-то не может заниматься по понятным климатическим условиям аквакультурой, поэтому делается этот люфт. Вы сами выверите те 80% показателей, которые являются для вас доступными.

Все хорошо знают, что инвалиды лучше всего помогают другим инвалидам, диабетики лучше всего знают, как помогать диабетикам. Это уже давно известная истина в мире, но, к сожалению, у нас в основном это всё финансируется из бюджета мимо этих организаций. Этим занимаются пресловутые ГУПы, МУПы и другие организации.

Или, скажем, рынок услуг розничной торговли лекарствами. Мы проводили большое аналитическое исследование для того, чтобы эти параметры сформулировать. Они являются такими средними по регионам: где-то может быть цифра 90%, в одном из регионов, а у кого-то может быть ноль. Поэтому если возникает какая-то цифра в 20–30%, как, скажем, в предыдущем случае, то это означает, что мы выбрали такой охранительный вариант всё-таки для регионов, достаточно осторожный.

Так вот, предлагается, чтобы все регионы достигли минимального, подчёркиваю – минимального показателя в 60%. Повторяю, что есть регионы со 100%, это речь идёт об аптеках, фармацевтическом обороте. Есть регионы, где опять же этим занимаются один-два ГУПа или просто даже вообще один ГУП.

Или, скажем, рынок медицинских услуг. Я хотел бы здесь небольшую поправку предложить вашему вниманию. У нас изложено в документах, что это 10% от рынка обязательного медицинского страхования. Но после дополнительных консультаций, которые мы проводили уже до последних дней с уважаемыми губернаторами, стоит написать не про рынок ОМС, а всё-таки про весь рынок медицинских услуг. Это будет более правильно.

Реформы в образовании: попытка создания во многих регионах первых частных дошкольных образовательных учреждений, учреждений среднего образования, среднего специального образования, высшего образования и так далее. В частности, на рынке услуг отдыха и оздоровления детей тоже лучше, если будут не ГУПы, а в том числе на базе тех же пионерских лагерей, как это создано во многих уже регионах, чтобы это были частные организации.

Или, скажем, если говорить прямо о жилищном строительстве, то там примерно такая же картина и показатели тоже 80%. В дорожном строительстве – это тоже 80%. В архитектурно-строительном проектировании предлагается тоже 80%, и в кадастровых землеустроительных работах тоже 80%.

Рыбохозяйственный комплекс. Наша продовольственная безопасность – вылов биоресурсов. Надо, чтобы именно российские подрядчики вылавливали 80% биоресурсов в наших морях. Это действительно тоже имеет огромное значение для национальной безопасности. Надо иметь 80 процентов переработки последующей, потому что сегодня это значительно меньше. Товарная аквакультура – 80%.

И следующий элемент – это уже недропользования местного значения. Здесь тоже щебёнка, песок и другие общестроительные материалы должны передаваться российским компаниям, и таких частных компаний должно быть 80%, что предлагается.

Жилищно-коммунальное хозяйство, теплоснабжение – 20%.

Благоустройство городской среды, уборка территорий, клининг и так далее – 20%.

Выполнение работ по содержанию жилого фонда. Здесь нужно будет чуть-чуть подработать формулировку, но тоже 20%.

И, собственно, по коммунальным отходам тоже надо будет сделать небольшое замечание в этом варианте, но оставить ту же цифру – 20%.

В электроснабжении. Купля-продажа электроэнергии – 50%, иные конкурентные рынки в сфере энергетики – 30. Если брать такую сферу здесь же, как газоснабжение, то, например, поставка сжиженного газа в болонах для населения, что в основном селяне приобретают, – это 50%.

Хотел бы отметить, что мы хотели ещё поставить такой же коэффициент в отношении обеспечения приборами учёта для газотранспортного оборудования, домового имеется в виду: это те счётчики, которые ставятся на входы в домах. Многие губернаторы обратили наше внимание на то, что делается врезка непосредственно в газовую трубу. Дело это очень ответственное. Если мы вовремя не заметим, что давление в газовой системе дома растёт, это может привести к соответствующим взрывам, поэтому этого показателя мы испугались и предлагаем сегодня на этом этапе снять.

Собственно, дальше транспорт, который имеет огромное значение для нашей страны. Предполагается, что социальные перевозки в соответствующих городах должны иметь не меньше, чем 20%.

Опять же картина очень пёстрая: где-то, во многих регионах, уже 30, 50 и даже более процентов покупают частники, возят по сложным контрактам и в дождь, и в снег, и в грязь. Собственно, не возникает каких-то особых кризисных ситуаций. А есть регионы, где один «Пассажиравтотранс» на целый город или муниципальное образование, соответственно понятно, как это всё работает. Из бюджета не хватает денег для того, чтобы содержать всю эту организацию. Легковое такси, соответствующие услуги по перевозке пассажиров и багажа – 70% и так далее.

В промышленности после приватизации, которая проводилась в отдельных отраслях, которые мы брали, в общем, показатели будут вам понятны: это лёгкая промышленность (70%), и для строительства очень важные производства бетона и кирпича (тоже по 70%), производство древесины (тоже 70%). Это показатель для многих регионов. Нужно существенные усилия прилагать для того, чтобы этого достигнуть.

У нас всё более-менее неплохо в системе Интернета и информационных коммуникаций, но не везде. Поэтому 98% услуг широкополосного доступа в сети Интернет должны оказывать, мы думаем, частные компании.

Мы думаем, что даже в таком трудном деле, как ритуальные услуги – у нас записаны «похоронные», но более правильно написать «ритуальные», – нужно, чтобы 20% этих услуг оказывали частные компании.

Розничная продажа нефтепродуктов, я подчёркиваю – без федеральных компаний, о чём я уже говорил, – 90%, рынок наружной рекламы – 100%. Достижение этих показателей, конечно, приведёт к очень серьёзным возможностям для малого бизнеса, и мы предлагаем в дополнение к тем мерам, которые есть в законодательстве о госзакупках, добавить ещё такую важную вещь, как реестр видов работ, которые отдаются только малым компаниям.

Заборы красить должны в России только малые компании, осуществлять клининг или выворачивать лампочки тоже, наверное, они могут, и они прекрасно с этим справляются. Сегодня, к сожалению, во многом это не так.

Фонд поддержки малого бизнеса, уже упомянутый, провёл здесь очень большую работу и по поддержке, и по формированию реестра малых компаний. Но мы отмечаем, что дробятся большие компании и даже эти маленькие подряды пытаются подтянуть под себя.

Хотел бы буквально два слова сказать о самих органах власти, которые здесь широко представлены. Во-первых, Указ Президента требует от всех нас организовать так свою работу, чтобы за три года количество правонарушений в сфере конкуренции самих органов власти сократилось в два раза. А, как уже говорил Владимир Владимирович сегодня, 98 и более процентов – это региональные нарушения на сегодняшний день. И один из элементов этой работы – это превентивные меры.

Например, когда готовятся соответствующие акты на федеральном уровне, мы считаем, что в рамках оценки регулирующего воздействия, которое организует и проводит Министерство экономики, необходимо задавать вопрос, как влияет на конкуренцию тот или иной нормативный акт, чтобы потом не пришлось его отменять, таким образом, прерывать какую‑то работу и осуществлять дискриминацию компании по факту органами власти.

И, собственно, одна из последних тем, она достаточно новая для ФАС ‒ это так называемая тарифная дискриминация. Сегодня в одном и том же регионе в сопоставимых технологических условиях тариф может отличаться, например, для разных водоканалов больше чем в 10 раз. То же самое касается таких сфер, как водоотведение, электро- и теплоснабжение и так далее.

В каких условиях работают компании и живут граждане, если в соседнем районе в 10 раз выше тариф на 1 кубометр воды или, скажем, на 1 гигакалорию тепла? Сейчас подготовлены эталоны в Правительстве, для того чтобы выровнять эту ситуацию, эта работа сейчас завершена практически. Я могу сказать, что сейчас идёт выравнивание, и это очень важно.

Таким образом, завершая своё выступление, хотел бы сказать, что Конституция Российской Федерации (статьи 8 и 34), Указ Президента заложили фундаментальные основы развития конкуренции в нашей стране; 13 правительственных отраслевых актов, объединённые в один акт, будут приняты в ближайшее время и будут, по сути дела, серьёзными отраслевыми реформами по каждой отрасли.

Новый стандарт развития конкуренции и цифровые значения ‒ это большой и амбициозный план, который, собственно, и является в хорошем смысле национальным планом развития конкуренции в нашей стране.

Содействие развитию конкурентной среды на рынках товаров и услуг города – один из приоритетов государственной политики Санкт-Петербурга

В 2015 году, в рамках национальной предпринимательской инициативы, рабочая группа Агентства стратегических инициатив стала разработчиком регионального стандарта по конкуренции. В разработке стандарта участвовали представители бизнеса, эксперты, работающие на различных рынках. Задачей стандарта на региональном уровне должно было стать развитие конкуренции на региональных рынках и, безусловно, снижение нагрузки на региональные бюджеты.        

Стандарт развития конкуренции в субъектах Российской Федерации был утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р. Он стал для всех регионов базовым документом в вопросе системной поддержки конкуренции на товарных рынках.

К системному внедрению принципов Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации Санкт-Петербург приступил в 2014 году в числе пилотных регионов в соответствии с поручением первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Шувалова И.И.  от 02.04.2014 № ИШ-П13-2189 и продолжил данную работу с учетом требований, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2015 № 1738-р.

Внедрение Стандарта в Санкт-Петербурге осуществлялась в соответствии с планом, утвержденным распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 20.03.2015 № 16-рп.

Благодаря Стандарту в системе исполнительной власти города начал формироваться единый подход к организации работ по содействию конкуренции, появилась ориентация профильных комитетов на систему установленных целей в части обеспечения конкурентной среды в отраслях экономики, появилось понимание принципов и порядка взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в вопросах реализации конкурентной политики города.

Следует отметить, что на период 2018–2020 годов, Распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 19.12.2017 № 65-рп, утвержден новый план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции на рынках товаров, работ и услуг Санкт-Петербурга (далее – План), который направлен на повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории Санкт-Петербурга, совершенствование государственной политики по развитию конкуренции в регионе. Принятый среднесрочный план согласован с Коллегиальным органом по содействию развитию конкуренции, а также одобрен Управлением Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу.

Основным задачами Плана до 2020 года определены:

  • максимальная реализация имеющегося у Санкт-Петербурга экономического, научно-технологического и человеческого потенциала, способствующего более полному удовлетворению потребности населения в качественных товарах, работах и услугах;
  • максимальное удовлетворение потребностей населения в качественных и доступных образовательных услугах для детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) за счет развития инфраструктуры дошкольного образования;
  • максимальное удовлетворение потребностей населения в услугах детского отдыха и оздоровления за счет повышения вариативности программ детского отдыха и оздоровления;
  • максимальное удовлетворение потребностей населения в услугах общего дополнительного образования за счет повышения вариативности форм дополнительного образования детей;
  • максимальное удовлетворение потребностей населения в медицинских услугах за счет повышения интегрированности частных негосударственных медицинских организаций в систему обязательного медицинского страхования населения, повышения доступности и качества медицинских услуг населению;
  • максимальное удовлетворение потребностей нуждающейся части населения в услугах ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и риском их возникновения в возрасте до 6 лет за счет наращивания присутствия на данном рынке частных негосударственных организаций;
  • наращивание участия негосударственного сектора в реализации проектов в сфере культуры; максимальное использование экономического потенциала Санкт-Петербурга для повышения конкуренции на рынке жилищно-коммунального хозяйства; 
  • обеспечение потребностей населения в продукции отечественного производства, а также потребностей поставщиков в реализации продукции собственного производства, через развитие сети розничных рынков и ярмарок на территории Санкт-Петербурга;
  • максимальное удовлетворение потребностей населения в транспортном обслуживании за счет использование потенциала негосударственных перевозчиков Санкт-Петербурга и повышения конкуренции на рынке услуг перевозок пассажиров наземным транспортом; -
  • развитие гостиничной инфраструктуры Санкт-Петербурга за счет наращивания объемов инвестирования в данную отрасль, а также повышение уровня подготовки конкурентоспособных специалистов для сферы туризма и гостиничного сервиса;
  • повышение качества социального обслуживания населения;
  • повышение качества услуг широкополосного доступа в информационно- телекоммуникационную сеть Интернет;
  • максимальное удовлетворение потребностей населения в качественном и недорогом жилье за счет повышения доступа новых строительных компаний на рынок жилищного строительства Санкт-Петербурга.

Итоги работы Санкт-Петербургского УФАС за 2017 год в сфере пресечения недобросовестной конкуренции и контроля органов власти

Пресечение недобросовестной конкуренции

(нарушение ст. 14 Закона о защите конкуренции)

Общее количество возбужденных дел в 2017 году – 24 (для сравнения в 2015 году таких дел было 46).  Уменьшение количества дел связано с введением в 2016 году института предупреждения.

В 2017 году было выдано 43 предупреждения из них 42 исполнено. Если предупреждение не выполняется, то возбуждается антимонопольное дело. Такое дело было возбуждено в отношении индивидуального предпринимателя, который распространял извещения о необходимости поверки счетчиков воды и указывал в них информацию, создающую у потребителя впечатление о безальтернативном способе поверки такого счетчика.

Контроль органов власти

(ст. 15 Закона о защите конкуренции)

Количество выявленных нарушений Закона о защите конкуренции органами власти Петербурга выросло: в 2016 году – 54; в 2017 году – 89 нарушений.

В 2017 году выдано 68 предупреждений из которых на сегодня: 54 исполнено; 9 обжалуются в судах; а по остальным возбуждены антимонопольные дела.

К августу 2018 года правительство представит меры поощрения и наказания губернаторов за работу по развитию конкуренции

Президент России Владимир Путин поручил правительству включить в перечень показателей для оценки эффективности деятельности региональных органов исполнительной власти реализацию стандарта развития конкуренции, а также разработать меры поощрения и наказания глав субъектов РФ за результаты этой работы. Соответствующие поручения опубликованы на сайте Кремля по итогам заседания Госсовета, которое состоялось в апреле 2018 года.

В документе отмечается, что до 1 августа 2018 года правительство представит главе государства предложения «о введении дополнительных мер поощрения руководителей федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ в случае достижения ключевых показателей развития конкуренции» и «мер их ответственности за недостижение этих показателей». 

К этому же сроку правительству необходимо подготовить изменения в указ об оценке эффективности региональных органов исполнительной власти - включить в перечень KPI показатель, «предусматривающий оценку реализации стандарта развития конкуренции в субъектах РФ». 

Как сообщает пресс-центр АСИ, предложение ФАС включить показатель «Уровень содействия развитию конкуренции» в оценку эффективности работы региональных управленческих команд поддержала на заседании Госсовета генеральный директор Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Чупшева.

Глава АСИ отметила, что регионы самостоятельно проводят опросы предпринимательских сообществ, оценивающих эффективность мер по развитию конкуренции, и предложила включить в систему мониторинга представителей деловых объединений.

«Чтобы не регионы свои оценки представляли в ФАС и в Минэкономразвития, а непосредственно деловые объединения говорили, как на уровне муниципалитетов, на уровне регионов соблюдать требования стандарта [развития конкуренции]. Я считаю, что здесь мы сможем отойти от формального подхода. И, наверное, регионы более внимательно будут относиться к этой работе», - пояснила Светлана Чупшева.

Согласно утвержденному президентом перечню поручений, до 1 ноября 2018 года правительство внесет изменения в стандарт развития конкуренции, предусматривающие «обязательства органов исполнительной власти субъектов РФ по достижению ключевых показателей развития конкуренции» и «проведение мониторинга состояния и развития конкурентной среды в отраслях экономики» с привлечением представителей ТПП, РСПП, «Деловой России» и «ОПОРЫ России».

При подготовки материала использованы следующие информационные ресурсы: