Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№7
сентябрь
2018

Реклама: перспективы и тенденции развития

Современное общество невозможно представить без рекламной деятельности. Реклама – это распространение информации о товарах и об услугах с целью ускорения их продажи; средство, содействующее формированию у покупателя заинтересованности и желания купить данный товар.

Торговая реклама представляет собой краткую, эмоционально окрашенную информацию, направленную на потенциальных покупателей (потребителей) для побуждения их к совершению действий, связанных с приобретением (использованием) товаров и услуг.

Американская Ассоциация Маркетинга предлагает следующую характеристику: «Реклама – это любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемая точно установленным заказчиком».

Кроме того, реклама – это информация об юридическом или о физическом лице, товарах, идеях и начинаниях, распространяемая в любой форме, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим юридическому, физическому лицу; товарам, начинаниям и идеям, способствуя, тем самым, их реализации.

В отечественной практике, в отличие от западной, понятие «реклама» трактуется шире. В России к ней относят выставочные мероприятия, коммерческие семинары, упаковку, печатную продукцию, распространение сувениров и другие средства стимулирования торговой деятельности.

История рекламы

Она исчисляется не годами, а тысячелетиями. С момента возникновения такой экономической категории, как «товар» и установления его производства началось развитие рекламы как самостоятельного жанра искусства и «двигателя торговли».

Корни формирования рынка рекламы связаны с тем, что производители любых уровня и фазы развития общества желали заявить о себе и о своих товарах с целью повышения продаж или эффективности товарообменных операций.

Основной причиной возникновения такого явления, как реклама, явилось общественное разделение труда и формирование рынка. В своем развитии реклама была связана преимущественно с товарообменом, поэтому рынок нуждался в носителях определенной информации. В процессе обмена продавец и покупатель вступают в определенные взаимоотношения, которые первые всячески стремятся улучшить.

Реклама становится связующим элементом рынка, поскольку в преддверии купли-продажи и потенциальным продавцам, и покупателям необходимо сначала составить обзор рынка, приобрести определенный минимум сведений о спросе и предложении на нем. При этом реклама, распространяя информацию о наличии товаров, условиях их покупки и потребления, участвует в формировании предложения определенного товара, а тем самым – и спроса с точки зрения его конкретной направленности.

Вот почему торговцы всегда стремились к совершенствованию форм связей с покупателями в виде рекламы. Таким образом, исторически рекламу можно определить как целенаправленное средство воздействия на потребителя производителя (торговца) товара в стремлении активизировать его покупки.

В основе формирования рынка рекламы лежит экономический механизм выгод. На первых порах производители пытались разрабатывать рекламу самостоятельно, создавая на предприятии собственное подразделение, но это не всегда оказывалось эффективным.

Диверсификация коммуникационной функции производителя в рекламную деятельность требовала много времени и средств; при этом творческое содержание и стратегии рекламы определялись самим производителем, стремившимся использовать простейшие технологии, отчего эффективность презентации товара была невысокой.

Появление рекламопроизводителей и рекламораспространителей определило специализацию новой отрасли, что позволило производителю закупать у них более креативный, дешевый, но, в то же время, более эффективный продукт.

Каждый участник рекламной отрасли стал вовлекаться в рыночный процесс товарно-денежного обмена, результатом которого стало получение денег взамен затраченного труда. Путем такого взаимовыгодного обмена субъектов этой отрасли начал формироваться рынок рекламы, приоритетными задачами которого являлись сокращение издержек и получение взаимной прибыли. Главными субъектами обменных отношений на этом специфическом рынке стали рекламодатель, а также уже упомянутые рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

С того момента процесс развития рекламной деятельности приобрел циклический характер. Она распадалась на отдельные, различающиеся между собой участки и материализовалась в виде функциональных организационных единиц, выделившихся в процессе разделения труда.

Каждый этап эволюционного развития рекламной деятельности обусловлен экономическими предпосылками, определенным периодом формирования производительных сил.

Эволюцию рекламы можно изучать по истории развития цивилизации и, соответственно, товарного рынка. Можно прогнозировать развитие рекламной деятельности, а специалисты, изучая оба этих явления, способны определять приоритетные направления ее развития.

Каждая общественно-экономическая формация определяла цели рекламы и задачи рекламной деятельности, а также вырабатывала методы достижения этих целей соответственно ситуации. До появления монополий рынок определял предназначение рекламы как информирование потребителя и увещевание в правильности сделанного им выбора. Такая ситуация в рекламе просуществовала в цивилизованных странах до 1920 года...

Реклама в России

Рекламные афиши в России стали появляться в XVII–XVIII веках. Как правило, тогда анонсировались частные и правительственные мероприятия. С 12 июня 1783 года по 19 марта 1883-го право производства афиш принадлежало государству. Они печатались по заказу театров и театральных трупп в типографии Департамента уделов при казенной администрации дела.

Девятнадцатый век вошел в историю как время фундаментальных научных открытий. Многочисленные изобретения способствовали увеличению производительности труда. В результате произошло затоваривание: склады многих предприятий переполнились товарами. Именно тогда производители ощутили острую необходимость в активной и достаточно эффективной рекламе. На рынке в то время господствовали 2 вида рекламы: печатная и наружная.

В 1897 году в Санкт-Петербурге была проведена первая российская выставка афиш и плакатов. На ней были собраны более 700 образцов из разных стран. Наиболее выдающимися русскими художниками, которые рисовали плакаты, в то время считались В. А. Андреев, И. Порфиров, С. С. Соломко, а также И. С. Галкин.

Витринная реклама в России – так же, как и печатная – развивалась не менее активно. Прилавки использовались для показа как можно большего количества товара. Чем больше их выставлялось, тем богаче считались витрины. Вечерами они подсвечивались (электрическими или керосиновыми лампами). Иногда сразу теми и другими: зимой стекла часто застывали, а керосиновые лампы отогревали их.

За это время в вывесочном ремесле появились свои традиции. Так, у магазинов, продающих очки, над входом, как правило, висело гигантское пенсне с синими стеклами в железной оправе. Часовые магазины часто вместо вывески размещали огромные карманные их модели из жести или дерева, а на циферблат наносили фамилию владельца конкретного торгового заведения.

Шляпные магазины выставляли плоские жестяные цилиндры или котелки. Эмблемой мастерских химической чистки была вырезанная из дерева перчатка со сложенными пальцами. Над перчаточными магазинами вешали почти такую же, но плоскую. Над дверями обувных магазинов их владельцы часто размещали позолоченные ботинки и сапоги.

Над булочной обязательно висел крендель: вырезанный из дерева и тоже позолоченный. Иногда над ним красовалась зубчатая корона. Колбасные тоже имели свою эмблему: как правило, окорок с позолоченной же шкуркой и с разрисованным срезом.

Свои, особые эмблемы имели ремесленники, мастерские которых располагались на окраинах городов. Например, эмблемой обувщиков был высокий сапог из жести, выкрашенный в черный цвет, а портных – ножницы. Над входом в парикмахерские часто вешали медный таз, не употреблявшийся при бритье, но сохранивший свое символическое значение. Дореволюционная городская улица поражала обилием вывесок. Их вешали над магазинами, между этажами домов, на балконах, между дверьми и даже на брандмауэрах (глухих стенах домов). Многие вывески были выполнены в едином стиле: особенно, если они рекламировали схожие товары. Владельцы несколько магазинов, естественно, заказывали одинаковые вывески для всех.

Во всем мире известно творчество Нико Пиросманашвили, которого называли грузинским Джотто. Тифлисский художник-самоучка Нико Пиросмани удостоился великой чести: его работы стали не только грузинским национальным достоянием – в некотором смысле, святыней культуры – но и приобрели мировую славу. Его имя, давно превратившись в самостоятельный бренд, стало визитной карточкой лучших художественных галерей, украсило вывески ресторанов и сорта лучших вин.

В то время уже можно было часто встретить текстовые вывески, поскольку живописные стоили дороже и в различные периоды истории запрещались. Обычно вывески писались маслом на кровельном железе, набитом на подрамник. Реже встречались вывески, написанные на стекле. Обычно они размещались между витринами и дверьми. Иногда взгляды прохожих наталкивались на фасадные стеклянные вывески.

В Советской России наружной рекламой занимались такие выдающиеся личности, как В. Маяковский, Б. Кустодиев и другие. В 1925 году в Париже, на Международной художественно-промышленной выставке, за цикл рекламных плакатов В. Маяковский и А. Родченко были удостоены серебряных медалей. Научно-техническая революция способствовала качественному прорыву в производстве наружной рекламы.

Но в дальнейшем, с улучшением экономического положения Советского Союза, рекламное дело в нем развивалось по пути совершенствования организационных форм и технической рекламы. В 1960–1970 годы в стране были созданы такие крупные специальные организации, как «Союзторгреклама» (при Министерстве торговли СССР), «Росторгреклама» (при Министерстве торговли РСФСР), «Главкоопторгреклама» (при Центросоюзе СССР) и другие, а также коммерческо-рекламные организации в промышленности (опять же, при министерствах и ведомствах).

C целью координации подобного вида деятельности в Союзе организовали межведомственные советы по рекламе. Тогда выпускались свыше 60 рекламных изданий («Реклама», «Коммерческий вестник», «Московская реклама» и другие). Тогда же было налажено производство специальных рекламных фильмов. Например, только в 1974 году их выпустили свыше 400 штук; каждый день транслировались радио- и телевизионные рекламные программы. В Москве ежегодно проводились ярмарки по продаже рекламного оборудования. В системе Министерства торговли СССР центром службы торговой рекламы являлось хозрасчетное Всесоюзное производственное объединение по выпуску рекламных средств и осуществлению рекламной деятельности – ВПО «Союзреклама», образованное в 1989 году на базе бывшего Всесоюзного объединения «Союзторгреклама».

В СССР существовал весьма идеологизированный подход к существу рекламы. Он основывался на том, что капиталистическая реклама есть средство обмана и одурачивания покупателя, навязывания излишних потребностей, пропаганды капиталистического образа жизни и других негативных явлений «их» экономики. Считалось, что капиталистическая реклама весьма дорогостояща, и расходы на нее способствуют обнищанию трудящихся.

Расходы на советскую рекламу, исходя из подобных предпосылок, выделялись в крайне незначительных размерах. Посему общий профессиональный уровень рекламы в нашей стране был низок: рекламные обращения отличались примитивизмом и серостью – типа «Пейте томатный сок», «Пейте советское шампанское», «Летайте самолетами Аэрофлота» и тому подобными.

Реклама в современной России. Важнейшие этапы становления российского рекламного рынка

1. «Молодая реклама» (1990–1995 годы)

Этот этап характеризовался концепцией «искусство представления товара» в рекламе. Он отображал творческую составляющую рекламы, оторванную от тенденций зарождающегося товарного рынка. Появившиеся специализированные агентства создавали рекламу, полагаясь на свой художественный вкус: с использованием индивидуального видения ее функционирования на рынке постсоветского периода. Их целью, в отсутствие маркетинга, было не рекламное продвижение товара на рынке, а «снятие сливок» с деятельности торговцев в условиях экономики переходного периода.

По мнению специалистов, рекламный рынок России как экономическое явление появился в 1992 году. Новый рынок стало характеризовать появление большого количества рекламных агентств, журналов, газет, электронных средств СМИ. Реклама начала проникать во все сферы деятельности общества, влиять на него и, в свою очередь, самосовершенствоваться. В этот же период проявились «невежественность рекламодателей, непрофессионализм рекламистов, удивительная доверчивость потребителей, неразборчивость СМИ».

Этот этап российской рекламы, по аналогии с этапами жизненного цикла товара по классической модели Ф. Котляра, можно отнести к стадии «вступления субъектов рекламной деятельности в рекламный рынок».

Отличительные особенности рекламного рынка постперестроечной России заключались в том, что он был молод, поэтому находится в фазе становления и развития. Реклама этого этапа учитывала полную неосведомленность потребителя о новых товарах, поэтому ее основными целями стали создание известности товара и марки, информирование рынка о выгодах нового товара, побуждение потребителей испытать его, а оптовых и розничных торговцев – брать на реализацию.

2. «Рост рынка рекламы» (1995–1998 годы)

Период одновременно и интенсивного, и экстенсивного роста рекламного рынка. Это определялось ростом объема рекламного бюджета, а также постепенным осознанием функции рекламы в продвижении продаж товаров.

В регионах наметился активный рост числа рекламных агентств; рынок стал структурироваться по средствам и каналам рекламы. На этом рынке обозначились новые студии рекламы, медиахолдинги, посредники (медиабайеры, медиаселлеры); стали появляться новые рекламоносители. Это стало возможным благодаря накопленному российскими рекламными агентствами опыту, а также появлению новых менеджеров из числа выпускников учебных заведений по специальностям «реклама» и «маркетинг».

Анализ накопленного опыта привел к выработке чисто русских подходов к эффективности рекламы: через юмор, патриотизм, уважение к лидерам, истории, красоте; чувство любви к детям и животным.

Параллельно с этим рост рекламного рынка породил определенные проблемы и болезни. Рекламные агентства, чтобы получить заказ, вынуждены были принять стратегию «ориентация на рекламодателя» или «заказчик всегда прав, потому что он за это платит и отвечает». На этом этапе рекламодатель стал законодателем в разработке концепции презентации своего товара (работ, услуг), оценке его креативности, что не всегда совпадало с позицией агентства и концепциями маркетинга.

Разработчики рекламы делали робкие попытки выделить в рекламе «уникальное торговое предложение (УТП)» по аналогии с мировой рекламой 40–50-х годов прошлого века, но их предложения наталкивались на стену непонимания рекламодателя.

В этот период рекламный рынок в России стал строиться по западным моделям, которые апробированы во всем цивилизованном мире. В 1995 году был принят Закон РФ «О рекламе», призванный регулировать этот вид деятельности.

Экономический кризис 1998 года в России отрицательно сказался как на качественном, так и на количественном показателях рекламного рынка. Наиболее слабые его игроки разорились. Параллельно произошла реструктуризация рекламной отрасли и ее качественное улучшение; появились новые участники рынка. Рекламодатели пересмотрели свои взгляды на маркетинг в рекламе, что дало возможность развивать новые перспективные направления на рекламном рынке – в соответствии с мировыми тенденциями. Российские производители стали рассматривать рекламу как необходимый элемент профессиональной деятельности.

3. «Зрелость рекламного рынка» (с 2000 года)

Новый подъем экономики, становление маркетинга определили и новый этап в российской рекламной деятельности: по зарубежным технологиям. Бурное развитие рекламного рынка России наметилось после выхода экономики из состояния дефолта в результате фундаментальных изменений в экономических процессах: глобализации рекламного рынка; создания мирового рекламного пространства путем развития новых средств рекламы; использования передовых рекламных технологий; принятия маркетинговой философии управления: «Реклама – инструмент управления сбытом на рынке».

Концепцией рекламы на том этапе стало создание определенного имиджа бренда с применением «уникального торгового предложения», что, по западной системе эволюции рекламы, относится к 60–70 годам XX столетия.

Суть нового подхода к рекламе заключалась в том, что она стала неотъемлемой и активной частью комплексной системы маркетинга. Реклама стала действовать в неразрывной связи с маркетингом, рассматривать товар как совокупность потребительских выгод, а не как вид искусства или шоу по представлению физического продукта.

Рекламный бизнес в России начал двигаться ускоренными темпами. Такое стало возможным благодаря богатейшему опыту, накопленному мировыми рекламодателями, современным технологиям организации, создания и управления рекламой.

Российская реклама не только приблизилась к зарубежной, но и выработала свой, национальный стиль, который удовлетворяет и производителя, и потребителя. Она, вступая в мировое рекламное пространство, интегрируется в мировое сообщество. Кроме того, российская реклама рассматривает новую зарождающуюся концепцию интерактивной рекламы, или таргеттинга в рекламе, как перспективное направление. Таким образом, за последние 10–15 лет российская реклама прошла исторический путь, равный 100-летнему периоду ее развития на Западе.

Правовые основы рекламной деятельности

Сегодня основой законодательства о рекламе является Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля 2006 года в своей основной части; некоторые положения документа начали действовать с 1 января 2007 года. В закон неоднократно вносились изменения и дополнения: последние – 3 августа 2018 года.

Цели данного Федерального закона определены его первой статьей. Согласно ей, закон призван способствовать развитию рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции и обеспечения в Российской Федерации единства экономического пространства. Кроме того, он обязан обеспечить реализацию права потребителей на получение достоверной информации посредством предупреждения нарушений законодательства Российской Федерации в этой сфере, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы.

Согласно статье 4 ФЗ «О рекламе», законодатель признает приоритет данного закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок регулирования рекламной деятельности. Законом определено, что отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ.

Одним из таких нормативно-правовых актов является Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (в ред. от 17.02.2018).

Данное постановление в качестве одной из функций Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) устанавливает контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы и наделяет ее полномочиями по принятию соответствующих нормативно-правовых актов, в том числе приказов, определений, постановлений в пределах своей компетенции в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе.

ФАС России выдает предписания, обязательные для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями, органами исполнительной власти и местного самоуправления, в случаях, предусмотренных законодательством о рекламе.

Необходимо отметить, что ФАС России, в рамках проводимой реформы контрольно-надзорной деятельности, разработала законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» в части отмены проведения антимонопольными органами плановых проверок в сфере рекламы. Данный закон подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 3 июля 2018 года. Документ исключает проведение антимонопольными органами плановых проверок в сфере рекламы, а также уточняет перечень оснований для проведения подобных проверок.

Что касается внеплановых проверок, то они проводятся в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Поводами для проведения внеплановой проверки являются:

1) основания, указанные в пунктах 12.1 и 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

2) мотивированное представление должностного лица антимонопольного органа по результатам анализа результатов наблюдения за соблюдением обязательных требований при распространении рекламы, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в антимонопольный орган обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц; информации от органов государственной власти, должностных лиц антимонопольного органа, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушения обязательных требований.

Срок проведения проверки не может превышать 20 рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем антимонопольного органа, но не более чем на 10 рабочих дней.

Предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в пункте 2 части 4 настоящей статьи, не допускается.

Наружная реклама и бизнес

Как показывает практика, чаще всего предпринимателям приходится иметь дело с наружной рекламой. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и на иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 ФЗ «О рекламе» (в ред. 03.08.2018).

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Необходимо отметить, что 3 июля 2018 года президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона «О рекламе», нацеленный на совершенствование процедуры выдачи разрешений на установку и на эксплуатацию рекламных конструкций. Новый документ предусматривает возможность подачи заявления на выдачу указанного разрешения в форме электронного документа и выдачи заявителю такого разрешения в форме электронного документа посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.

Статьей 19 установлены основные принципы размещения наружной рекламы. Что же касается Северной столицы – города, в котором многие дома является охраняемыми культурно-историческими памятниками, – то размещение наружных вывесок на фасадах зданий и рекламы регламентируется особыми требованиями, содержащимися в постановлениях Правительства Санкт-Петербурга.

Различают вывески 2 типов: рекламные и информационные. В нашем городе наибольшее распространение получило согласование информационной вывески: ввиду более простой и менее дорогой процедуры согласования.

Информационные конструкции — это вывески с указанием названия предприятия, сферы его деятельности, логотипа, торговой марки, а также указатели, сообщающие о направлении движения и расстоянии до места назначения, а также информационные таблички, размещаемые при входе в здание, на которых указывается официальное наименование юридического лица, информация о месте его нахождения и режим работы.

Согласование информационных конструкций регламентируется Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1002 от 20.09.2012  «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку и перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 16 июня 2017 года).

В июле 2015 года в данное постановление были внесены изменения. В частности, увеличился срок действия разрешения с 3 до 5 лет; при пролонгации разрешения сократилось время рассмотрения документов в госорганах до 1 мес.

Порядок согласования:

•             Выдачу разрешений осуществляет Комитет по печати и взаимодействию со СМИ в лице ГКУ «Городская реклама и информация».

•             Срок рассмотрения документов и выдачи результата составляет 2 мес., при пролонгации разрешения – 1 мес.

•             Срок действия разрешения составляет 5 лет.

•             Пакет документов в обязательном порядке рассылается в КГА, КГИОП, УГИБДД и в КБ СПб.

Рекламной конструкцией считается вывеска, в тексте которой присутствуют адрес или телефон компании, рекламный слоган или иная информация, побуждающая потребителя к действию.

В Санкт-Петербурге выдача разрешений на установление рекламных конструкций осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 июля 2006 года № 904 «О выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена» (с изменениями на 29.03.2018).

Согласно документу, заключение договора на установку и на эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или на ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (за исключением недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином вещном праве), осуществляется Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

Форма проведения торгов на право заключения договора на установку и на эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или на ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, а также конкретный срок указанного договора, в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков, устанавливаются Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

Постановлением № 904 также утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации Федерального закона «О рекламе», Положение о порядке выдачи разрешений на установку и на эксплуатацию рекламных конструкций, форма разрешения на установку и на эксплуатацию рекламной конструкции в Санкт-Петербурге для заявителя – юридического лица и форма разрешения на установку и на эксплуатацию рекламной конструкции в Санкт-Петербурге для заявителя – физического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Как уже было отмечено, разрешения на размещение рекламных конструкций в Санкт-Петербурге выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ через подведомственное ему ГУ «Городская реклама и информация».

Кроме этого, необходимо получить согласование от следующих комитетов:

  • Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга;
  • Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга;
  • Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Для получения разрешения на размещение рекламы для отдельно стоящей конструкции, кроме вышеперечисленных ведомств, требуется согласие и:

  • Государственной административно-технической инспекции;
  • Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству;
  • Службы охраны по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Разрешение на установку рекламной конструкции выдается на срок до 10 лет.

За наличием согласований на вывески тщательно следит надзорный орган – ГКУ «Городская реклама и информация», который выдает предписания на демонтаж незаконных вывесок и определяет размер штрафов. За размещением незаконных вывесок, помимо вышеупомянутой организации, следят районные администрации СПб, а также представители управляющих компаний, жилкомсервисов, ТСЖ и собственники, озабоченные внешним видом своих домов.

Законодательство Санкт-Петербурга предусматривает административную ответственность за установку и за эксплуатацию дополнительных элементов фасада без соответствующего разрешения в виде штрафа: на граждан – в размере от 2 000 до 5 000 руб.; на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 руб.; на юридических лиц – от 30 000 до 100 000 руб.

Штраф может быть выписан при каждой проверке, причем повторный – на максимальную сумму.

Размер штрафов за установку и эксплуатацию рекламных конструкций без соответствующего разрешения, согласно КоАП РФ: на граждан – в размере от 1 000 до 1 500 руб.; на должностных лиц – от 3 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц – от 500 000 до 1 000 000 руб.

Следует отметить, что сегодня в части предоставления государственных услуг Комитета по выдаче разрешений на установку и на эксплуатацию рекламных конструкций и информационных объектов все больше юридических/физических лиц подают пакет документов в электронном виде – через портал государственных услуг.

Так, в 2017 году по данному направлению поданы 23 254 пакета, из них в электронном виде – 14 233 ед. Этот показатель превышает данные 2016 года на 9 182 пакета документов. Всего выданы 7 183 решения на установку и на эксплуатацию рекламных конструкций и 16 071 решение – на объекты для размещения информации.