Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Тема номера
№1
февраль
2019

И снова о рекламе!

Социально-экономическое развитие современной России трудно представить без рекламы и иных форм маркетинговых коммуникаций, которые пронизывают все сферы экономики и связывают ее с обществом и потребителями товаров и услуг. Не менее значима роль рекламы в формировании единого экономического пространства страны, в развитии добросовестной конкуренции на товарных рынках. Опосредуя конкурентные отношения, маркетинговые коммуникации и реклама во многом определяют положение хозяйствующих субъектов на рынке.

В развитие положений Конституции РФ, гарантирующих единство экономического пространства, свободу экономической деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции, в 1995 году был принят Федеральный закон «О рекламе» (от 18 июля 1995 года № 108-ФЗ). Этот закон стал логичным дополнением системы российского конкурентного законодательства, ввел комплексное регулирование отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы в Российской Федерации.  Закон «О рекламе» определил положение хозяйствующих субъектов в рекламной деятельности и маркетинговых коммуникациях, ввел понятийный аппарат и общие требования к рекламе, определил специальные требования к рекламе отдельных товаров и услуг, а также к различным способам распространения рекламы, запретил ненадлежащую рекламу, установил государственный контроль, в лице антимонопольного органа, за соблюдением законодательства РФ о рекламе и ответственность за его нарушение.

Вместе с тем, по истечении более чем десятилетней практики применения закона «О рекламе», ряд его положений перестали в полной мере соответствовать социально-экономическим реалиям и динамике развития рекламной деятельности в России. И в 2006 году Государственной Думой РФ была принята новая редакция закона «О рекламе» (от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ).

Правовые основы рекламной деятельности и законодательное регулирование наружной рекламы

Как уже было отмечено, основой законодательства о рекламе является Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», вступивший в силу с 1 июля 2006 года в своей основной части, некоторые положения документа начали действовать с 1 января 2007 года. В закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Последние – 3 августа 2018 года.

Согласно статье 4 ФЗ «О рекламе», законодатель признает приоритет данного закона по сравнению с другими нормативными актами, регламентирующими порядок регулирования рекламной деятельности. Законом определено, что отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства РФ.

Практика показывает, что чаще всего предпринимателям приходится иметь дело с наружной рекламой. Распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного, предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности, оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее – рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и на иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований статьи 19 ФЗ «О рекламе» (в ред. 03.08.2018).

Определяющим критерием при отнесении рекламных конструкций к объектам наружной рекламы является их месторасположение – на внешних конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их. Следовательно, технические средства, предназначенные для размещения рекламной информации, расположенные внутри зданий, строений, сооружений, не являются объектами наружной рекламы. Так, например, реклама на рекламных конструкциях, размещенных внутри таких строений, как подземные переходы, не подпадает под понятие наружной рекламы.

Особый интерес для предпринимателей представляет разграничение понятий вывеска и реклама. Так, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования, адреса и режима работы относится к обязательным требованиям, предъявляемым к вывеске Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». Следовательно, такая информация не может рассматриваться в качестве рекламы, независимо от манеры ее исполнения.

Размещение в месте нахождения организации ее наименования или коммерческого обозначения служит целям идентификации данного заведения и не может рассматриваться как его реклама.

Учитывая изложенное, указание на здании в месте нахождения организации ее наименования или коммерческого обозначения, в том числе, если такое указание осуществляется с использованием товарного знака или его части, не может рассматриваться в качестве рекламы.

Однако при решении вопроса о размещении на здании обязательной для потребителей информации (вывеска) или рекламы, следует принимать во внимание целевое назначение и обстоятельства размещения такой информации на здании. Если целевым назначением сведений о наименовании организации и виде ее деятельности не является информирование о месте нахождения организации (в том числе с учетом помещения, занимаемого организацией в здании), то такие сведения могут быть квалифицированы как реклама. Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке.
Необходимо отметить, что согласно части 2 статьи 19, рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы, социальной рекламы. Размещение на рекламной конструкции иной информации, не подпадающей под понятие рекламы или социальной рекламы, является нарушением целевого использования рекламной конструкции.

Единственно возможный срок, на который заключается договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, – пять лет. Исключение предусмотрено только для временных рекламных конструкций – договор на установку и эксплуатацию данного вида рекламных конструкций может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев, при этом минимально возможный срок, на который может быть заключен такой договор, в законе не определяется.

Под временными рекламными конструкциями согласно части 5.4 статьи 19 признаются рекламные конструкции, срок размещения которых обусловлен их функциональным назначением и местом установки (строительные сетки, ограждения строительных площадок, мест торговли и иных подобных мест, другие аналогичные технические средства) и составляет не более чем двенадцать месяцев.

Порядок заключения договора на установку временной рекламной конструкции аналогичен порядку заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Разницу в данных договорах составляет только срок, на который рекламная конструкция устанавливается. Субъекты же договора в обоих случаях одинаковы. 
По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, обязательства сторон по договору прекращаются. Соответственно, пролонгация договоров на новый срок не допускается. В случае наличия у сторон по договору желания продолжать отношения по размещению рекламной конструкции, такие отношения должны быть оформлены путем заключения нового договора в установленном законом порядке.

Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона «О рекламе» и гражданского законодательства.

За выдачу такого разрешения согласно пункту 105 части 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ уплачивается государственная пошлина в размере 3000 рублей. Данная государственная пошлина уплачивается за совершение такого юридически значимого действия, как выдача разрешения на установку рекламной конструкции, соответственно, уплата государственной пошлины осуществляется за выдачу разрешения на установку каждой рекламной конструкции, в том числе, за выдачу разрешения на установку временной рекламной конструкции.

Статья 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за установку рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку. При этом к ответственности за данное правонарушение могут быть привлечены граждане, должностные лица и юридические лица. Размер установленной ответственности за нарушение данной нормы понижен по сравнению с общей ответственностью за нарушение законодательства о рекламе и составляет:

- на граждан – от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей;

- на должностных лиц – от трех тысяч до пяти тысяч рублей;

- на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Рассматривают дела об административных правонарушениях по фактам нарушения статьи 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судьи, при этом составлять протоколы об административном правонарушении по фактам указанных нарушений уполномочены должностные лица органов внутренних дел (милиции). 

Следует отметить, что часть 10 статьи 19 вводит запрет на установку рекламной конструкции без получения соответствующего разрешения органа местного самоуправления муниципального образования, выданного в установленном комментируемой статьей порядке.

В случае самовольной установки рекламной конструкции, т.е. установки без получения соответствующего разрешения, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых установлена рекламная конструкция.

Часть 14 статьи 19 устанавливает порядок и сроки действия органа местного самоуправления при получении от заявителя документов, направленных на получение разрешения на установку рекламной конструкции.

Поданное заявление и документы, прилагающиеся к нему, должны быть рассмотрены в течение двух месяцев со дня их приема. На основании данных документов заявителю должен быть направлен мотивированный ответ о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции или об отказе в выдаче такого разрешения. Данный ответ должен быть выдан в письменной форме с тем, чтобы заявитель имел возможность в дальнейшем его обжаловать в судебном порядке в случае его несогласия с решением, принятым органом местного самоуправления муниципального образования.

Необходимо отметить, что каждой рекламной конструкции выдается отдельное разрешение на установку рекламной конструкции. Соответственно, не может быть выдано одно разрешение на несколько рекламных конструкций, даже если у них один владелец. При этом каждое разрешение на установку рекламной конструкции выдается на срок действия договора на установку и эксплуатацию данной рекламной конструкции.
Соответственно, разрешение на установку рекламной конструкции выдается на срок 5 лет – для рекламной конструкции, не являющейся временной, или на срок действия договора на установку временной рекламной конструкции (не более 12 месяцев) – для временной рекламной конструкции.

В разрешении на установку рекламной конструкции указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.

В соответствии с частью 23 статьи 19, вышеизложенные требования в части получения разрешений не распространяются на витрины, киоски, лотки, передвижные пункты торговли, уличные зонтики. Таким образом, для них не требуется получение от органа местного самоуправления муниципального образования разрешения на установку рекламной конструкции.

Следует отметить, что в настоящее время разработан законопроект о внесении изменений в «Закон о рекламе», который предполагает право безусловного демонтажа рекламных конструкций, общие правила организации торгов, автоматический порядок выдачи разрешений. Помимо прочего документ также предлагает проведение специализированных торгов для субъектов малого и среднего бизнеса: не менее 20 % от общего количества.

Говоря о законодательстве, необходимо также отметить такой важный документ как ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения». ГОСТ принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 года № 124-ст (в редакции от 29.02.2016).

ГОСТ Р 52044-2003 распространяется на средства наружной рекламы (рекламные конструкции), размещенные на территориях населенных пунктов. Он устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения.

Реклама и информация в Санкт-Петербурге

По экспертным оценкам с 2005 года, на рекламном рынке Санкт-Петербурга преимущественно работают малые компании, в среднем численностью от 10 до 30 сотрудников, которые выполняют до 70 % объемов производства. Остальные 30% приходятся на долю крупных фирм.

В Санкт-Петербурге, согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 25.07.2006 № 904 «О выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и проведении торгов на право заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельных участках, зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга» (с изменениями на  29.03.2018), исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным на осуществление функций по выдаче разрешений на установку рекламных конструкций в Санкт-Петербурге и иных полномочий органов местного самоуправления в сфере наружной рекламы, является Комитет по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

Согласно документу, заключение договора на установку и на эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или на ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена (за исключением недвижимого имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления или на ином вещном праве), осуществляется Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

Форма проведения торгов на право заключения договора на установку и на эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или на ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной собственности Санкт-Петербурга, а также на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, а также конкретный срок указанного договора, в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков, устанавливаются Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации.

По итогам проведенного Комитетом в 2017 году открытого конкурса и в рамках заключенных договоров на установку и эксплуатацию 8210 рекламных конструкций сроком на 10 лет, в бюджет города перечислен второй платеж за период 2018-2019 год в размере более 1 млрд. рублей.

Постановлением № 904 также утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации Федерального закона «О рекламе», Положение о порядке выдачи разрешений на установку и на эксплуатацию рекламных конструкций, форма разрешения на установку и на эксплуатацию рекламной конструкции в Санкт-Петербурге для заявителя – юридического лица и форма разрешения на установку и на эксплуатацию рекламной конструкции в Санкт-Петербурге для заявителя – физического лица или физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя.

Как уже было отмечено, разрешения на размещение рекламных конструкций в Санкт-Петербурге выдаются Комитетом по печати и взаимодействию со СМИ через подведомственное ему ГУ «Городская реклама и информация».

Кроме этого, необходимо получить согласование от следующих комитетов:

  • Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга;
  • Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга;
  • Управления государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления внутренних дел по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Для получения разрешения на размещение рекламы для отдельно стоящей конструкции, кроме вышеперечисленных ведомств, требуется согласие и:

  • Государственной административно-технической инспекции;
  • Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству;
  • Службы охраны по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы охраны Российской Федерации.

Разрешение на установку рекламной конструкции выдается на срок до 10 лет.

В соответствии с частью 10 и частью 24 статьи 19 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», рекламные конструкции, установленные и эксплуатируемые без разрешения, выдаваемого Комитетом по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, подлежат демонтажу на основании предписания о демонтаже рекламной конструкции, установленной без разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выданного Комитетом.

За наличием согласований на вывески тщательно следит надзорный орган – ГКУ «Городская реклама и информация», который выдает предписания на демонтаж незаконных вывесок и определяет размер штрафов. За размещением незаконных вывесок, помимо вышеупомянутой организации, следят районные администрации СПб, а также представители управляющих компаний, жилкомсервисов, ТСЖ и собственники, озабоченные внешним видом своих домов.

По информации Комитета по печати и взаимодействию со СМИ за 11 месяцев 2018 года выявлено и демонтировано 19 000 незаконно установленных как на фасадах зданий, так и отдельно стоящих рекламных конструкций. Материалы по всем фактам выявленных нарушений направлены Комитетом в Центр организации применения административного законодательства ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области для привлечения владельцев рекламных конструкций к административной ответственности по статье 14.37 КоАП РФ.

Кроме того,  за 11 месяцев прошедшего года выявлено 19 892 объекта, установленных и эксплуатируемых незаконно (без разрешений, либо не соответствующих выданным разрешениям). По ранее выявленным нарушениям вынесено 17 387 постановлений о привлечении к административной ответственности на общую сумму 510 млн. 884 тыс. рублей (часть 2 статьи 16 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 № 273-70 «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге»). Взыскано по ранее вынесенным и вступившим в законную силу постановлениям в бюджет города более 136 млн. руб.

В 2018 году была также продолжена совместная работа Комитета с судебными приставами по взысканию штрафов по административным правонарушениям, вступившим в законную силу, и не оплаченным правонарушителями добровольно в установленные сроки. За прошедший период этого года Комитетом передано в Федеральную службу судебных приставов для принудительного взыскания 5 288 постановлений на общую сумму 209 млн. 976 тыс. рублей.

Работа по выявлению нарушений в сфере рекламы и информации Комитетом ведется, в том числе, на основании обращений граждан, поступающих на портал «Наш Санкт-Петербург». За 11 месяцев 2018 года через портал поступило более 26 тыс. сообщений, по которым Комитетом ведется работа по демонтажу конструкций и привлечению к административной ответственности в установленные законодательством сроки.

Следует отметить, что сегодня в части предоставления государственных услуг Комитета по выдаче разрешений на установку и на эксплуатацию рекламных конструкций и информационных объектов, все больше юридических/физических лиц подают пакет документов в электронном виде – через портал государственных услуг. Ежемесячно количество поданных заявителями пакетов документов в электронном виде по сравнению с подачей в бумажном виде увеличивается в соотношении 4:1. Такая тенденция сохраняется. Так, за 11 месяцев 2018 года подано 3 739 пакетов в бумажном виде и 16 468 – в электронном.

Информация о выданных Комитетом разрешениях, а также предписаниях о демонтаже незаконно установленных рекламных конструкциях, размещена на сайте: www.spbdnevnik.ru и https://gorod.gov.spb.ru/content/news/128/

Важно также отметить, что согласование информационных конструкций регламентируется Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 1002 от 20.09.2012  «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при выдаче разрешений на установку и перемещение объектов для размещения информации в Санкт-Петербурге» (с изменениями на 16 июня 2017 года).

В июле 2015 года в данное постановление были внесены изменения. В частности, увеличился срок действия разрешения с 3 до 5 лет; при пролонгации разрешения сократилось время рассмотрения документов в госорганах до 1 мес.

Вопросы размещения рекламы и информации – в сфере интересов Общественного Совета

Вопросы рекламной деятельности – важное направление работы Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. Более того, в рамках Общественного Совета создана Комиссия по рекламе и информации, которую возглавляет член правления Ассоциации «Ассоциация Малых Предприятий Наружной Рекламы» Роман Шайхайдаров. Об эффективности работы группы говорит тот факт, что вопросы согласования информационных и рекламных конструкций и другие проблемы рекламного рынка, рассматриваются не только на рабочих заседаниях и круглых столах, но и выносятся в качестве главных тем на заседания с участием Губернатора города.

Так, в Световом зале Смольного 28 сентября 2015 года состоялось заседание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, на котором были рассмотрены вопросы по внесению изменений в порядок выдачи разрешений на установку или перемещение объектов для размещения информационных конструкций.

С докладом на данную тему выступил Роман Шайхайдаров — руководитель Комиссии по рекламе и информации Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга.

Говоря об информационных вывесках, он отметил, что все поправки, внесенные в последнее время в нормативно-правовые акты, регулирующие размещение вывесок, существенно упрощают процедуру подготовки документов и значительно снижают возможность получения отказа. Но это не послабление, а скорее уточнение «правил игры», позволяющее существенно сократить долю не имеющих разрешения информационных конструкций и, тем самым, стать стимулом для предпринимателей заказывать более надежные, безопасные для здоровья и жизни граждан вывески.
Кроме того, руководитель Комиссии по рекламе и информации рассказал, какая серьезная работа была проведена за последние 3 года: «На базе Общественного Совета нам удалось наладить диалог и построить конструктивный процесс с руководителями профильных комитетов: Комитетом по печати, КГА и КГиОП. Представители Ассоциации малых предприятий наружной рекламы, эксперты, руководитель и юрист-эксперт Общественного Совета, руководство Комитета по печати принимали непосредственное совместное участие в работе над разработкой пакета поправок», — сообщил он...

Следующее обсуждение проблем рекламного рынка состоялось 11 августа 2017 года. Тогда, на заседании Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга были рассмотрены реализация Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства и проблемы, возникающие у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Председатель Комиссии по рекламе и информации Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Роман Шайхайдаров рассказал о проблемах, возникающих у субъектов малого и среднего предпринимательства при реализации Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства (утверждены Постановлением Правительства Санкт-Петербурга 31 января 2017 года № 40). Он отметил, что эксперты и бизнес-сообщество единогласно высказывали опасения еще на стадии подготовки новых «Правил благоустройства», которые напрямую затрагивали отрасль, в части эстетического регламента наружной рекламы и информации. Опасения были основаны на мнениях руководителей комитетов, отвечающих за подготовку данного документа по итогам проводимых совещаний, круглых столов и общественных обсуждений. В рамках действующей процедуры ОРВ, предприниматели принимали активное участие в обсуждении проекта, вносили обоснованные поправки. Но как оказалось предложения бизнеса остались без внимания, и 31 января 2017 года вышло Постановление Правительства Санкт-Петербурга № 40, которое перечеркнуло часть достижений и создало новые административные и бюрократические барьеры, порой очень неразумного порядка.

- Необходимо отметить, что решение о разрешении на размещение рекламы в основном выдается на основании решений трех Комитетов: КГА, КГИоП и Комитета по печати и взаимодействию со СМИ. И если один из Комитетов отказывает в выдаче разрешения, то заявителю выдается отказ. Новое Постановление Правительства «Правила благоустройства» в части эстетического регламента наружной рекламы и информации - это исключительно зона регулирования КГА.

Предприниматели, готовя свои предложения, не опирались исключительно на бизнес-интересы. Прежде всего, они основывались на соблюдении интересов жителей города, их безопасного и комфортного проживания. Безусловно, они уделяли внимание и сохранению архитектурной и исторической ценностей городской среды. Следует отметить, что нами учитывался и опыт предыдущей десятилетней работы в рамках Общественного Совета по предпринимательству и наличие положительного практического опыта внесения поправок.

Замечу, что практически на каждом заседании Общественного Совета с участием Губернатора, в комментариях СМИ высказывалась критика в адрес городской власти, что она действует в интересах бизнеса крупных торговых сетей.  Благодаря новым Правилам благоустройства произошло естественное объединение малого, среднего предпринимательства с крупным бизнесом в области рынка потребительских услуг и промышленными предприятиями, так как затронуты интересы всех участников рынка…

Обсуждение проблем размещения рекламы и информации в Санкт-Петербурге было продолжено на XVI Форуме субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга.  6 декабря 2018 года состоялся «круглый стол» на тему «Проблемы размещения рекламы и информации в Санкт-Петербурге – новое в законодательстве».

В мероприятии приняли участие председатель Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Сергей Серезлеев, председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Владимир Григорьев и главный художник Санкт-Петербурга Алексей Моор.

Вел это мероприятие руководитель Комиссии по рекламе и информации Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Роман Шайхайдаров.

В рамках «круглого стола» состоялось очередное обсуждение текущей ситуации, сложившейся вокруг Постановления Правительства Санкт-Петербурга № 40.

Напомним: данное постановление, по сравнению с предшествующими документами, призванными регулировать размещение рекламных и информационных конструкций на зданиях, значительно подробнее регламентирует эту сферу деятельности. При этом отдельные положения документа оказали негативное влияние на предпринимательский климат. Речь идет об ограничениях максимальной высоты вывесок, а также их размерах, шрифтах и прочих параметрах. Одним из наиболее одиозных положений данного постановления является максимально допустимая высота информационных конструкций, равная 620 мм. Вследствие чего большая часть городских рекламных вывесок стали незаконными.

По словам Романа Шайхайдарова, предприниматели несут прямые убытки при демонтажах вывесок, а многие и вовсе закрываются из-за невозможности рекламировать свои товары и услуги.

- Результат - потеря рабочих мест, но самое главное, - в результате норм постановления №40 рынок потребительских услуг снизился на 15-20%. Люди не вкладывают деньги в экономику, - добавил спикер.

Председатель Комитета по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга Владимир Григорьев с данным утверждением не согласился, утверждая, что «страшное и неправильное обвинение» по поводу уменьшения прибыли и доходов бюджета из-за постановления №40 надумано. По его словам, основная часть вывесок в городе до сих пор «висит», а причины в том, что уменьшилась прибыль нужно искать в изменениях на валютном рынке.

Как добавил главный художник города Алексей Моор, перед городом стоит главная задача сохранения эстетического облика города.

- Более того, стоит задача и улучшения этого облика, - добавил Моор. - Реализовывать это мы будем за счет создания фонового режима фасадов города, а также за счет уменьшения объема и количества вывесок. Должна быть спокойная колористика фасада. Когда все вывески становятся одинаковыми по размеру и требованиям, побеждает потребитель: никто не мозолит ему глаза яркими цветами, он может выбрать что захочет.

Конфликт бизнеса и городской власти по части рекламы длится уже несколько лет. Григорьев в свою очередь предложил решить вопросы размещения наружной рекламы на публичных слушаниях.

По итогам круглого стола «Проблемы размещения рекламы и информации в Санкт-Петербурге – новое в законодательстве» в Резолюцию XVI Форума субъектов малого и среднего предпринимательства Санкт-Петербурга была включена рекомендация, адресованная Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга, Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Санкт-Петербурга и Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга -  внести изменения в Приложение № 6 к Правилам благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства.

В тоже время, с 27.11.2018 по 30.01.2019 года, Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга провел общественное обсуждение по проекту изменений в Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся эстетических регламентов объектов благоустройства и элементов благоустройства. Общественное обсуждение проводилось путем размещения проекта и информационных материалов к нему на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Комитета по градостроительству и архитектуре (www.kgainfo.spb.ru), организации экспозиции проекта, внесения участниками общественных обсуждений предложений и замечаний по проекту, подготовки и оформления протокола общественных обсуждений, подготовки и опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

В рамках общественного обсуждения поступили предложения и замечания от 36 лиц (граждан, юридических лиц, исполнительных органов государственной власти  и представителей общественных организаций), 22 из которых не были признаны участниками общественных обсуждений (по причине отсутствия документов, подтверждающих сведения о лицах, подавших предложения и замечания в рамках общественных обсуждений). Что касается предложений от 14 лиц, допущенных к обсуждению, то все они были признаны «нецелесообразными».

Что получается? Чиновники в очередной раз отказались выслушать предпринимателей. Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга отверг предложения владельцев ТЦ,  гипермаркетов, крупных ретейлеров, представителей рекламного бизнес-сообщества,  изменить правила согласования вывесок. Как результат – предприниматели и дальше будут подвергаться штрафам, терять бизнес, рабочие места, а руководство КГА -продолжать считать данный факт «надуманным».