Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Полезная информация
№9
ноябрь
2018

Усиление контроля за госзакупками. Комментарий Марины Хуторовой

25 октября 2018 года Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов провел ежегодные Публичные слушания по проблемам, препятствующим развитию предпринимательства в городе.

В ходе мероприятия участники обсудили различные вопросы, затрагивающие интересы предпринимателей, и в частности, проблемы в сфере государственного заказа. Об этом читателям «Вестника предпринимателя Санкт-Петербурга» рассказала внештатный корреспондент ряда петербургских изданий Марина Хуторова. 

- Эксперт регионального отделения ОНФ Дмитрий Литвинов отметил, что отсутствие авансирования контрактов ограничивает участие в торгах субъектов малого бизнеса, которые не способны финансировать работы из собственных средств. Данный вопрос он предложил включить в условия проведения закупок (возможность поэтапной приемки и оплаты выполненных работ (услуг). Данную  позицию эксперта поддержала депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ирина Иванова.

Участники слушания согласились с тем, что озвученная выше проблема, действительно существует, но отметили и другие трудности, ограничивающие конкуренцию при госзакупках. В частности, отдельными госзаказчиками в документацию о закупке в качестве критерия отбора поставщика (исполнителя) включается требование о наличии сертификата оценки опыта и деловой репутации. Правомерность включения таких требований уже поставлена ФАС под сомнение. Выявленные нарушения ведомством будут пресечены.

Отмечу, что высказанные участниками предложения, включенные в резолюцию слушаний, войдут в ежегодный доклад Уполномоченного Губернатору Санкт-Петербурга и Законодательному Собранию города, а также будут направлены Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Борису Титову для новых законодательных инициатив.

Напомню, что 28 июня 2018 года на заседании Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Санкт-Петербурга, которое было посвящено вопросам развития конкуренции в Санкт-Петербурге, Ирина Иванова предложила создать рабочую группу по проблемам доступа малого строительного бизнеса к госзаказу. Сегодня – конец ноября, но данный вопрос так и не решен Правительством города. В следствии чего, бизнес-сообщество на протяжении 5 месяцев находится в ожидании формирования рабочей группы, в рамках которой должны были быть детально проработаны предложения предпринимателей, сформулированные в резолюции круглого стола «Государственный заказ для субъектов малого и среднего предпринимательства. Проблемы поэтапной приемки и оплаты выполненных работ».

По данным ФАС России, одной из наиболее картелизированных сфер экономической деятельности, является  строительный комплекс - 17,5% от выявленных нарушений. В мае на Межгосударственном совете по антимонопольной политике заместитель начальника Управления по борьбе с картелями ФАС России Дмитрий Артюшенко рассказал о подготовке пакета законопроектов о борьбе с картелями, предусматривающих в т.ч. ужесточение уголовной ответственности за сговоры на торгах. Признаки сговора могут быть установлены удаленно – путем анализа информации об электронных торгах в единой информационной системе. В настоящее время ведомство проводит работу по созданию системы выявления и пресечения картелей на торгах посредством удаленного доступа к данным электронной торговой площадки.

Совершенно очевидно, что претензии предпринимательского сообщества Петербурга в этом аспекте не надуманы и действительно имеют место. Ярким примером тому явилась недавняя коррупционная история в жизни госзаказчика «Петербургский метрополитен», получившая широкий резонанс. Сотрудник петербургского метро Александр Нацибулин продвигал «своих» подрядчиков за восьмипроцентные «откаты». Куйбышевский суд Санкт-Петербурга признал его виновным и назначил наказание в виде условного срока на три года, о чем ранее сообщила Объединенная пресс-служба судов Санкт-Петербурга.

И этот случай далеко не единичный. Октябрьский районный суд Петербурга продлил меру пресечения топ-менеджеру Октябрьской железной дороги Мечиславу Жигало, который пообещал покровительство проекту на возведение строительных объектов за вознаграждение в 5 млн рублей. В отношении него возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество», о чем сообщила все та же пресс-служба.

В нашем городе принимаются меры по расширению доступа предпринимателей к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. Для обеспечения прозрачности с 2019 года все конкурентные госзакупки будут проводиться на электронных площадках. Уже сегодня заказчики вправе проводить в электронной форме не только аукцион, но и конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Со следующего года «в бумажном виде» госзаказчикам провести конкурентные процедуры не получится.

В целом, государственные закупки для малого бизнеса характеризуются как положительная новация на российском рынке. Но в последние годы появилась тенденция на передачу прав осуществления госзакупок в небольшие бюджетные учреждения, детские сады, школы, поликлиники, и пр. Это привело к многократному увеличению числа госзаказчиков, имеющих недостаточную квалификацию и слабо обученный персонал. Возможно следует провести инвентаризацию таких заказчиков, и прекратить существующую практику путем передачи функций госзаказчика соответствующим главным распорядителям бюджетных средств на уровне районных администраций и комитетов (в т.ч. подведомственным учреждениям), которых проще контролировать.

Через публичные обсуждения малый бизнес надеется, что их резолюции без задержек дойдут до адресатов и будут услышаны, а начатый диалог позволит произвести перезагрузку мер поддержки малого бизнеса с учетом реалий, что поможет в устранении или минимизации барьеров для ведения предпринимательской деятельности.

Помимо этой проблемы, однако есть еще и другая сторона медали.

Большинство государственных заказчиков единодушны во мнении, и ссылаются на негативный опыт работы с малым бизнесом. Ни для кого не секрет, что случаи срыва работ недобросовестными строителями, ликвидация фирм-исполнителей с невозможностью взыскания с них штрафов, неустоек и ранее выданных авансов - далеко не единичны, встречаются и явные мошенники. Впоследствии этих горе-исполнителей по заявлению заказчика ФАС России вносит в черный список - реестр недобросовестных поставщиков. Выплаченные при этом авансы возвращаются заказчику только по решению суда, который может затягиваться на длительный срок, что приводит к ущербу для бюджета Петербурга.

Наше государство старается поддерживать малый бизнес, реализуя программы финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства по предоставлению субсидий для возмещения затрат на ведение бизнеса, кредитов на льготных условиях и др., но еще есть ряд проблем, в том числе нарушения сроков оплаты субъектам малого и среднего бизнеса. Здесь есть и положительные подвижки. Следует отметить, что для малого предпринимательства предельный срок оплаты по контракту сокращен с прежних 30 календарных дней до 15 рабочих дней. Кроме того, КоАП дополнен статьей, предусматривающей административное наказание должностных лиц заказчика, нарушивших срок и порядок оплаты при осуществлении закупок. По мнению законодателя, внесенные поправки должны минимизировать издержки предпринимателей и дисциплинировать заказчика.

Правительство РФ в рамках исполнения «майского указа» главы государства разрабатывает 12 национальных проектов, в том числе по поддержке малого и среднего предпринимательства (МСП). Согласно паспорту проекта, в течение шести лет на него планируют выделить 476 млрд руб. Указ президента РФ поставил цель увеличить число занятых в малом и среднем бизнесе с 19 до 25 млн человек, а долю вклада такого бизнеса в ВВП – до 32,5%.

Как заявлено на сайте Правительства, в основу предложений в нацпроект, которые Народный фронт направил в кабмин, легли данные экспертных опросов, обсуждений, мониторингов актуальных проблем развития предпринимательства. Сфера государственных закупок остается одной из самых привлекательных для производственного малого и среднего бизнеса. Поэтому эксперты ОНФ считают, что увеличение квоты МСП в таких закупках – один из инструментов, который расширит доступ предпринимателей к этому рынку. В нацпроекте заложено увеличение квоты с 15% до 18% к 2024 г.

Чтобы поддержка была эффективной, как считают эксперты ОНФ, нужно оказывать малому и среднему бизнесу организационную и технологическую помощь по выходу на рынок госзакупок. Народный фронт возьмет под особый контроль исполнение этого пункта национального проекта.

Еще один ключевой механизм господдержки бизнеса и решения проблемы авансирования или поэтапной оплаты госзаказов – льготные кредиты. Сейчас государство субсидирует программу, по которой банки выдают кредиты по сниженному проценту: под 6,5% для приоритетных отраслей и под 8,5% – для остальных.

На льготное кредитование государство ежегодно выделяет большие суммы. Согласно паспорту нацпроекта, в 2019-2024 гг. на это запланировано потратить более 260 млрд рублей. То есть больше половины всех средств нацпроекта.  Получить такой кредит предпринимателям по-прежнему непросто. Но это и правильно. Профессионалы банковской сферы проверят финансовую состоятельность кредитуемого, и это послужит какой-то гарантией целевого расходования средств, своевременного и качественного выполнения контракта, своевременного возврата кредита. Таким образом, контроль эффективности расходования этих денег является важнейшей задачей, отмечают эксперты ОНФ.

От редакции:

Согласно изменениям, внесенным в Федеральный закон №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с 1 января 2019 года все госзакупки будут проходить в электронном виде. Кроме аукционов в электронную форму переводятся такие способы закупок как открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, запрос предложений, запрос котировок.