Тема номераАктуальное интервьюЭкспертное мнениеВизитная карточкаПолезная информация

Журнал “Вестник Предпринимателя СПб”

Экспертное мнение
№4
июнь
2018

Второй этап кассовой реформы. Комментарий Юлии Чарноцкой

С 1 июля 2018 года компании малого и среднего бизнеса, а также индивидуальные предприниматели начнут работать с онлайн-кассами. Это второй этап так называемой кассовой реформы, начатой в 2017 году.

Юрист-эксперт Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Юлия Чарноцкая напомнила читателям «Вестника предпринимателя Санкт-Петербурга» об особенностях Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа».

– Действительно: с 1 июля 2018 года налогоплательщики, у которых ранее отсутствовала обязанность по применению ККТ, при осуществлении наличных денежных расчетов обязаны использовать кассовую технику с функцией передачи фискальных данных в ФНС России.

К таким налогоплательщикам относятся:

 • индивидуальные предприниматели с наемными работниками на ЕНВД или ПСН и организации на ЕНВД в сфере торговли и общепита;

 • организации и индивидуальные предприниматели, имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающие услуги общественного питания;

 • индивидуальные предприниматели с наемными работниками и организации, которые занимаются вендингом.

В настоящее время Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» от 22.05.2003 № 54-ФЗ по-прежнему содержит исключения для налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей, которые, в силу специфики своей деятельности или особенностей местонахождения, могут производить наличные расчеты без применения контрольно-кассовой техники (статья 2 названного закона). Однако важно помнить, что организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги населению, индивидуальные предприниматели на ЕНВД и патенте, работающие в сфере торговли или общепита без наемных работников, а также индивидуальные предприниматели без работников, занимающиеся вендингом, получили отсрочку по применению ККТ только до 1 июля 2019 года.

Немного позитива: для индивидуальных предпринимателей, которые применяют систему налогообложения в виде ЕНВД и ПСН, предусмотрены налоговые вычеты, призванные частично компенсировать расходы на покупку ККТ в размере 18 000 рублей для каждой приобретаемой единицы оборудования.

При этом ККТ должна быть зарегистрирована в налоговом органе в следующие сроки:

– с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2018 года – для индивидуальных предпринимателей в сфере розничной торговли, общественного питания, имеющих работников, с которыми, на дату регистрации ККТ, заключены трудовые договоры;

– с 1 февраля 2017 года до 1 июля 2019 года – для остальных индивидуальных предпринимателей.

В случае несоблюдения указанного условия налоговые органы имеют полное право отказать в предоставлении налогового вычета.                                               

Кроме того, в соответствии с указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Правительство РФ обязано обеспечить упрощение налоговой отчетности для предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику, а также создание нового режима налогообложения для самозанятых граждан, предусматривающего передачу информации о продажах в налоговые органы Российской Федерации в автоматическом режиме, освобождение от обязанности представлять отчетность, а также уплату единого платежа с выручки, включающего в себя страховые взносы.

Обращаю внимание, что, согласно статье 14.5 КоАП РФ:

  • неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 10 000 рублей; на юридических лиц – от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее 30 000 рублей;
  • повторное совершение административного правонарушения в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, 1 миллион рублей и более, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от 1 года до 2 лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц – административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям, либо применение контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники порядка регистрации контрольно-кассовой техники, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем информации и документов по запросам налоговых органов либо представление таких информации и документов с нарушением сроков, установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 500 до 3 000 рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 рублей;
  • ненаправление организацией или индивидуальным предпринимателем при применении контрольно-кассовой техники покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме либо непередача указанных документов на бумажном носителе покупателю (клиенту) по его требованию в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 2 000 рублей; на юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа в размере 10 000 рублей.