План работы Общественного Совета в 2023 годуЗаседания с участием Губернатора городаТуристический форум "Северная Пальмира" -1Туристический форум "Северная Пальмира" -2Туристический форум "Северная Пальмира" -3Туристический форум "Северная Пальмира" - 4Санкт-Петербургский форум малого и среднего предпринимательстваФорум малого предпринимательстваТелепроект «Малый бизнес большого города» 2012Телепроект "Малый бизнес большого города -2013"Телепроект "Малый бизнес большого города -2014"Телепроект "Малый бизнес большого города -2015"Телепроект «Малый бизнес большого города – 2016»Телепроект «Малый бизнес большого города – 2018»Телепроект «Малый бизнес большого города - 2019»КонкурсыОтчетные конференцииСеминарыЖурнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга -2021" (номер 1)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 2)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 3)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 4)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 5)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 6)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 7)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 8)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга -2021" (номер 9)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 10)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 11)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 12)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 1)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 2)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 3)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 4)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 5)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 6)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер7)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 8)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 9)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 10)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 11)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 12)

Важные новости

Оставить отзыв
Оставить отзыв
Подпишитесь:
Все новости
Малый бизнес
Продолжить
calendar
Календарь мероприятий

На Общественном Совете обсудили систему ХАССП (05.08.2016)

В Смольном 5 августа 2016 года состоялось заседание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга. На нем были рассмотрены результаты деятельности Общественного Совета во II квартале 2016 года, а также применение ХААСП на малых и средних предприятиях в Санкт-Петербурге.

В работе заседания под председательством Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко приняли участие вице-губернатор Санкт-Петербурга Сергей Мовчан, председатель Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Эльгиз Качаев, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов, председатель Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга Елена Церетели, президент Санкт-Петербургского Союза предпринимателей Роман Пастухов, президент Ассоциации банков Северо-Запада Владимир Джикович, президент Санкт-Петербургской Торгово-Промышленной палаты Владимир Катенев.

По традиции, участниками заседания стали члены Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, главы районных администраций города, а также руководители профильных комитетов и управлений.

Георгий Полтавченко, открывая заседание, отметил, что для Санкт-Петербурга развитие малого предпринимательства остается приоритетным направлением, так как именно представители малого и среднего бизнеса обеспечивают занятость горожан и обеспечивают налоговые поступления в бюджет.

Георгий Полтавченко также сообщил, что сегодня в городе работает 415 тысяч субъектов малого предпринимательства (в прошлом году их было 396 тысяч) и 740 средних предприятий. В первом полугодии 2016 года малый и средний бизнес обеспечил 13% прироста налогов, уплаченных в бюджет по упрощенной схеме.

Продолжила заседание Елена Церетели. Она познакомила участников с результатами деятельности Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга во II квартале 2016 года.

- За отчетный период более 800 представителей малого и среднего бизнеса получили консультации в городском и 18 районных Общественных Советах. Примерно 92 предпринимателя воспользовались услугами юристов Общественного Совета.

Продолжились консультации предпринимателей специалистами компаний ПАО «Ленэнерго» и АО «ПСК»: за отчетный период их получили 31 предприятие. Причем, большинство обращений были решены в пользу бизнеса.

Совместно с Комитетом по государственному заказу, в районных Общественных Советах проведены семинары, посвященные участию субъектов малого и среднего бизнеса в государственном заказе.

В Общественном Совете прошли 5 заседаний по запросам отраслевых ассоциаций, входящих в организацию...

Елена Церетели отметила, что отчетный период был результативным, поскольку целый ряд предложений, вошедших в перечень поручений прошлых заседаний Общественного Совета, реализованы.

- Так, Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга, ПАО «Ленэнерго», АО «ПСК» завершили работу по инвентаризации (мониторингу) электрических мощностей и энергопринимающих устройств объектов нежилого фонда, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга с целью фиксации сведений о наличии и величине присоединенной электрической мощности, закрепленной за каждым объектом нежилого фонда. Напомню, что данное поручение было дано Губернатором города на заседании Общественного Совета в июне 2014 года.

Внесены изменения в Закон Санкт-Петербурга от 08.04.2015 № 165-27 «О размещении нестационарных торговых объектов» увеличивающие срок размещения НТО с 3-х до 5-ти лет.

В начале года было принято постановление Правительства РФ, существенно увеличивающее значение утилизационного сбора в отношении прицепов и самоходной техники. К нам обратились представители отрасли с описанием возникшей проблемы. Мы направили письмо в Минэкономразвитие РФ, как и многие регионы и получили неделю назад ответ о выходе Постановления от 11мая 2016 г №401 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ», предусматривающего отмену утилизационного сбора в отношении легких и средних прицепов и корректировку ставок сбора в отношении тяжелых прицепов. С поддержкой Минэкономразвития РФ, ожидается принятие положительного решения в части пересмотра размеров утилизационного сбора в отношении самоходной и прицепной техники.

На федеральном уровне также произошли важные события. Правительством РФ принята «Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года», а также план мероприятий («дорожная карта») по реализации Стратегии в 2016 и 2017 годах утверждены Распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 г. № 1083-р. Одним из ориентиров Стратегии является увеличение доли малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте в два раза (с 20 до 40 процентов), что будет соответствовать уровню развитых стран.

Приостановлено принятие во втором чтении законопроекта № 876688-6 инициированного депутатом Государственной Думы Галиной Хованской, предусматривающего полный запрет на размещение мини отелей и хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов. Безусловно, в этом большую роль сыграла позиция Санкт-Петербурга и личная поддержка Губернатора города Георгия Полтавченко.

Несмотря на очевидные успехи, о которых я упомянула, есть и такие проблемы, которые не нашли разрешение, и работа над которыми будет продолжена.

 

В потребительской сфере

1.1.             Законодательному собранию Санкт-Петербурга, Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга предложить:

рассмотреть возможность внесения изменений в Закон Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" предусматривающих проведение процедуры специализированных торгов для размещения передвижных средств развозной торговли производителей (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции);

1.2.            Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Санкт-Петербурга, Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга предложить:

рассмотреть возможность проведения проверочных мероприятий направленных на установление исполнения условий договоров на размещение передвижных средств развозной торговли производителей (специализированных или специально оборудованных для розничной торговли механических транспортных средств производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции) по действующим договорам в части исполнения предпринимателями требований  в отношении функционального использования НТО,  соблюдения допустимого ассортиментного перечня, соблюдения требований к внешнему облику НТО, занимаемой площади НТО и соответствия фактического места размещения НТО разрешенному.

1.3. Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга предложить:

рассмотреть возможность сохранения, без ограничения предельным сроком – до 31.12.2019 года, существующих временных объектов, не соответствующих предельным параметрам, если проектное архитектурное решение объекта было согласовано Комитетом по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга до вступления в силу решения об установлении предельных параметров, либо до принятых изменений по предельным параметрам НТО, и признания таких объектов правомерными без приведения их параметров к действующим. 

1.4. Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга предложить: 

  • рассмотреть возможность дополнения информации, размещаемой на официальном сайте Комитета Имущественных отношений Санкт-Петербурга  о перечне недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Санкт-Петербурга и предназначенного для предоставления во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге, информацией о наличии централизованного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения такого недвижимого имущества, о техническом состоянии объектов недвижимого имущества, планом вторичного объекта недвижимого имущества, фототаблицами, отражающими фактическое состояние объекта недвижимого имущества, а также информацией о правах третьих лиц в отношении объекта недвижимости на дату просмотра перечня;
  • заключать договоры на размещение НТО без проведения аукциона в порядке, предусмотренном подпунктом 5 пункта 1 статьи 6 Закона Санкт-Петербурга от 08.04.2015 N 165-27 "О размещении нестационарных торговых объектов" в том числе в случае, если действующий договор аренды земельного участка считается заключенным на неопределенный срок.
  • рассмотреть возможность продления договоров на размещение НТО при выполнении только следующих условий:
  • отсутствует задолженность по продлеваемому договору на размещение НТО, в том числе по неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора на новый срок;
  • отсутствие договоров субаренды.

Иные основания для отказа в заключении на новый срок договора на размещение НТО исключить.

1.5. Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга предложить:

1.5.1. Рассмотреть возможность применения Архитектурно-художественного регламента нестационарных торговых объектов на территории Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением Комитета по градостроительству и архитектуре от 10.01.2014 №1 (далее - Архитектурно-художественный регламент) в обязательном порядке только к нестационарным торговым объектам площадью до 50 кв.м.

Для нестационарных торговых объектов площадью свыше 50 кв.м. наряду с применением Архитектурно-художественного регламента нестационарных торговых объектов предусмотреть возможность согласования и применения индивидуальных архитектурных проектов.

1.5.2.  Рассмотреть возможность внесения изменений в действующие договоры аренды земельных участков, в действующие договоры на размещение нестационарных торговых объектов, предусматривающие увеличение срока отведенного для приведения внешнего вида нестационарных торговых объектов в соответствие с требованиями Архитектурно-художественного регламента с одного года до двух лет.

В сфере рекламы и информации

Комитету по печати и взаимодействию со средствами массовой информации, Комитету по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга, Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга, Комитету по информатизации и связи Санкт-Петербурга предложить:

- рассмотреть возможность ускорения внедрения программно-технического комплекса, позволяющего осуществлять согласование размещения информационных конструкций в электронном формате.

В целях реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

Предложить членам Общественного Совета ознакомится со Стратегией развития малого и среднего предпринимательства в Российской федерации на период до 2030 года, и направить свои предложения по приведению Государственной программы Санкт-Петербурга «Развитие предпринимательства и потребительского рынка в Санкт-Петербурге» на 2015-2020 годы в соответствие со Стратегией в Общественный совет, в срок до 1 сентября 2016 года.

Вторая часть заседания была посвящена новой системе менеджмента качества и безопасности пищевых продуктов (система ХАССП) и особенностям ее применения на малых и средних предприятиях Санкт-Петербурга.

Докладчиками выступили Ирина Сафронова – генеральный директор ООО «Лион-С» и Ростислав Шипицын - директор СПб ГБУ «Центр контроля качества товаров (продукции), работ и услуг».

 

Как известно, концепция защиты производства продуктов питания появилась в середине прошлого века, когда американские военные лаборатории занимались разработкой безопасной с точки зрения хранения и долгосрочности пищи, предназначенной для экипажей космических кораблей. Впоследствии из этих нормативов, внедренных в производственную сферу, возникла система ХАССП (аббревиатура HACCP — Hazard Analysis and Critical Control Points — переводится как «анализ рисков и критические точки контроля»).

Цель внедрения этой системы — снизить конкретные существующие риски на предприятиях пищевой промышленности. Согласно концепции ХАССП, на разных этапах разработки продуктов имеются так называемые критические контрольные точки: этапы производства, на которых нельзя допустить нарушения, всерьез влияющие на качество готового продукта.

С момента вступления в силу на территории России технического регламента Таможенного Союза 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», в соответствии с гл.3 ст. 10, п.2 «При осуществлении процессов производства (изготовления) пищевой продукции, связанных с требованиями безопасности такой продукции, изготовитель должен разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП, изложенных в части 3 настоящей статьи».

Таким образом, внедрение системы ХАССП необходимо во исполнение требований законодательства. В соответствии с ними, все компании, задействованные в цепочке производства пищевой продукции – заводы по производству и упаковке продуктов питания, транспортные организации, перевозящие пищевую продукцию, а также заведения общепита, – должны были внедрить принципы ХАССП на своем предприятии не позднее 15 февраля 2015 г.

 

Как отметила Ирина Сафронова эти требования распространяются на все предприятия общественного питания, осуществляющие процессы производства (изготовления), хранения, реализации, перевозки продуктов питания - рестораны, пиццерии, закусочные, буфеты, бары, пекарни, пищеблоки различных учреждений и т. д.

- Проверки по внедрению этой системы на предприятиях общественного питания осуществляются в полную силу с прошлого года уполномоченными представителями Роспотребнадзора, прокуратуры, полиции и др. проверяющих органов. Предприятиям, не внедрившим данную систему, грозят штрафы до 1 млн. рублей.

Многие предприятия, к сожалению, даже не слышали об этой системе. Но даже те, кто знает о необходимости ее внедрения - не торопятся её разрабатывать. Это вызвано не столько нежеланием, сколько очень большими сложностями, связанными с обучением и квалификацией персонала, большими дополнительными материальными расходами, а самое главное с переосмыслением и переработкой в целом системы менеджмента на наших предприятиях.

В нашей компании (ООО «Лион-С») мы уже несколько лет занимаемся внедрением принципов ХАССП, начали мы их внедрять еще до обязательного ввода, как и сертификацию делали добровольно, с использованием внутрикорпоративных стандартов и с помощью сотрудников Московского технологического университета пищевых производств.  Первую программу пищевой безопасности на основе ХАССП разработали перед Олимпиадой и опробовали её там, а пройдя через все проверки Роспотребнадзора, минимум по 3 в день, поняли, что нужно внедрять эти стандарты и в обычной жизни.  Часть этого внедрения у нас прошла успешно, но были вопросы, которые требовали дополнительной помощи и конечно финансов.

Следует отметить, что внедрение ХАССП - это огромная работа, в которой в первую очередь должен быть заинтересован руководитель компании, он так же должен заинтересовать подчиненных и создать команду, в состав которой войдут специалисты верхнего звена - это сан. врачи, если таковые есть в компании, технологии, инженеры, руководители отделов. Т.е. создание системы с ориентированием на международный менеджмент.

Необходимо также правильно обучить эту команду (обучение минимум для 3 человек стоит – около 60 000руб.), так чтобы они могли обучать и контролировать линейный персонал.

На момент внедрения желательно, чтобы компания уже обладала культурой производства, современными помещениями, оборудованием, инвентарем, новыми технологиями производства.

Нужно понимать о необходимости наличия дополнительных финансовых и кадровых ресурсов, нужно быть готовым к дополнительным финансовым расходам, связанным иногда просто с уничтожением сырья и продукции, не соответствующим тем или иным требованиям.

Также любая система предполагает наличие и ведение большого количества документации. Это разработка и документирование не только общего процесса производства, но и каждой операции в отдельности (в общепите это приготовление каждого блюда в отдельности, у нас их более 2000 наименований), включая молекулярный состав всего входящего сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Анализ опасных факторов (в т.ч. физических, химических, биологических), аллергенов и ГМО, пестицидов, гербицидов, гормонов роста, др. пищевых добавок. Также мы должны оценить, на основании своего опыта и знаний все риски (допустимые и недопустимые) на каждом этапе производственного процесса и разработать программу предварительных корректирующих мероприятий направленных на предотвращение этих рисков, т.е. определить критические контрольные точки, установить критические пределы для каждой точки, установить системы мониторинга для каждой точки, процедуры проверки и ответственности. (Всего 15 шагов -78 листов для одного блюда). В дальнейшем необходимо протоколировать все принимаемые решения в процессе производства.

Но самое главное это не цель, которую достиг и успокоился, это постоянная работа, которая должна быть направлена на усовершенствование в технологии производства, оборудовании, научных разработках, проведение постоянного внутреннего и внешнего аудита и т.д.

В 2015 году мы разработали Программу пищевой безопасности на основе принципов ХАССП, уже с учетом нашего опыта, знаний и полученного обучения в ООО «Эксперт-Гарант». Но представителям Роспотребнадзора она не понравилась. Несмотря на то, что эта программа не кем, кроме директора компании не утверждается и не с кем не согласовывается, требования к ней предъявляются очень строгие. Мы 4 месяца доказывали свою правоту, но все равно были оштрафованы.

С учетом всего вышеизложенного, я считаю, что внедрение системы ХАССП должно быть обязательным для пищевых производств, но не для предприятий общественного питания, т.к. общественное питание, в первую очередь, перерабатывает уже готовую продукцию и обучают у нас поваров котлеты жарить и соблюдать требования СанПиНа, которых вполне достаточно для безопасного производства. Возможно, когда у нас будет обязательно внедрено обучение, начиная с колледжей общественного питания принципам ХАССП и когда у нас появятся специалисты по этим вопросам, получившие специальное образование, можно будет говорить о введении в штат производства штатной единицы, исполняющей и контролирующей эти действия. Или хотя бы должны быть разработанные программы ХАССП (ведь есть у нас научные подразделения, которые занимаются этими вопросами) для разных типов предприятий общественного питания, которые нужно будет внедрять и исполнять, потому, что предприятия общественного питания очень разные и большинство из них очень маленькие производства или просто пункты реализации, не имеющие возможности самостоятельно разработать эту программу. Сейчас наконец-то появилась пошаговая инструкция для её разработки, но даже по ней далеко не каждый шеф-повар способен выполнить эту работу. Вряд ли маленькие кафешки и пирожковые будут внедрять программу ХАССП, ну что еще один повод для взяток? Возможно, предприниматели пойдут другим путем, так как у них нет ни времени ни дополнительных людей, для внедрения этих принципов, это сведется к элементарной покупке липовой документации. Стоит отметить, что компании, которые откровенно торгуют сертификатами ИСО 22000 и ХАССП были всегда. Просто сейчас для них наступили более прибыльные времена. Стоимость же официальной разработки программы от 150 000 руб. Но ведь её соблюдать нужно, а не просто иметь.

Сейчас вводятся все новые и новые требования, основанные на международных стандартах - ХАССП, ЕГАИС, СОУТ, Профстандарты и т.д. Все эти требования возможны при очень значительных финансовых вложениях. Поверьте, у малого бизнеса нет для этого денег. Может эти стандарты все-таки не для малого бизнеса? Наверное, стоит до принятия этих законов проводить оценку регулирующего воздействия нормативных правовых актов этих проектов и вначале выставлять эти вопросы на общественное обсуждение. Иначе мы просто лишимся малого бизнеса, т.к. все доходы уйдут на создание документальной базы.

 

Презентация  СПб ГБУ "ЦКККТРУ" - ХАССП - требование закона

Продолживший выступление Ростислав Шипицын отметил, что ст. 10 и ст. 11 ТРТС 021/2011 действительно регламентируют всем без исключения предпринимателям пищевой отрасли (производящих, хранящих, транспортирующих, реализующих продукцию) в обязательном порядке разработать, внедрить и поддерживать процедуры, основанные на принципах ХАССП и документально их оформить. Предпринимателям малого бизнеса в обязательном порядке предстоит внедрение системы ХАССП, хотя законодательство РФ обязало выполнить эти работы еще в 2015 году.

Ростислав Шипицын также отметил, что специалисты СПб ГБУ «ЦККТРУ» готовы провести цикл информационно-консультационных семинаров по основным принципам Системы и стадиям ее разработки на конкретных предприятиях.

Для малого бизнеса могут быть предложены конкретные форматы основных документов ХАССП и варианты решений для различных ситуаций по управлению опасными факторами.

СПб ГБУ «ЦККТРУ» готов оказать методическую помощь по разработке системы ХАССП, провести диагностические аудиты и обучить персонал. Ориентировочная стоимость консалтинговых услуг для микропредприятий с персоналом до 15 человек до 30 тыс. рублей, для малых предприятий с персоналом до 100 человек до 60 тыс. рублей.

Внедрение ХАССП необходимо, так как начиная с февраля 2015 года, согласно Федеральному закону № 195-ФЗ, предприятие, работающее вне системы контроля ХАССП, совершает административное правонарушение и подлежит штрафу или временному приостановлению деятельности.

В соответствии с Кодексом РФ «Об административных правонарушениях», ст. 14.43 «Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов», за неисполнение требований ТР ТС начисляется штраф в размере до 600 000 р. Повторное нарушение в течение года может привести к административному штрафу до 1 миллиона рублей с конфискацией имущества компании.

После всех выступлений Губернатор ответил на вопросы предпринимателей и дал ряд поручений по предложениям, прозвучавшим на заседании. В частности, будет решен вопрос об автоматическом продлении аренды на 5 лет добросовестным арендаторам, не предоставляющим свои помещения в субаренду. Также создается портал, на котором будет размещена полная информациях о городских объектах, сдаваемых в аренду. Георгий Полтавченко также сообщил, что сейчас разрабатывается городская программа по развитию легкой промышленности. Кроме того, предпринимателям будет оказана помощь в организации обучения по разработке программ пищевой безопасности на принципах ХААСП.

План работы Общественного Совета в 2023 годуЗаседания с участием Губернатора городаТуристический форум "Северная Пальмира" -1Туристический форум "Северная Пальмира" -2Туристический форум "Северная Пальмира" -3Туристический форум "Северная Пальмира" - 4Санкт-Петербургский форум малого и среднего предпринимательстваФорум малого предпринимательстваТелепроект «Малый бизнес большого города» 2012Телепроект "Малый бизнес большого города -2013"Телепроект "Малый бизнес большого города -2014"Телепроект "Малый бизнес большого города -2015"Телепроект «Малый бизнес большого города – 2016»Телепроект «Малый бизнес большого города – 2018»Телепроект «Малый бизнес большого города - 2019»КонкурсыОтчетные конференцииСеминарыЖурнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга -2021" (номер 1)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 2)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 3)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 4)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 5)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 6)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 7)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 8)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга -2021" (номер 9)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 10)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 11)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2021" (номер 12)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 1)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 2)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 3)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 4)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 5)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 6)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер7)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 8)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 9)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 10)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 11)Журнал "Вестник Предпринимателя Санкт-Петербурга - 2022" (номер 12)

Важные новости